Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлена Чмыхова
1 Методические требования к подготовке школьников, участвующих в интеллектуальных турнирах по информатике
2 выявление и поощрение талантливых школьников, поощрение интереса школьников к информатике, к возможной работе в сфере ИТ оценка уровня знаний учащихся, отбор участников на очный тур Цели турнира
3 Предметные секции: 9-е классы е классы
4 Структура заданий только задания с кратким ответом Секция 9-х классов: 7 заданий Секция классов: 10 заданий Время выполнения: 90 минут
5 Возможные формы ответов целое число – вариант: ответ – несколько целых чисел, записанных подряд без разделителей Пример. Укажите все верные варианты ответа (в порядке возрастания): 1)слон 2)конь 3)пешка Ответ 13 означает, что выбраны варианты 1 и 3.
6 Возможные формы ответов набор целых чисел через запятую без пробелов Пример. Найдите все значение целочисленных переменных x и y, удовлетворяющих условию … В ответ запишите значения x,y. Возможный ответ: 5,13
7 Возможные формы ответов цепочка заглавных букв Пример. Миша, Лена и Кирилл участвуют в турнире … В ответ запишите первые буквы имен участников, занявших первое, второе и третье места. Возможный ответ: КЛМ
8 Возможные формы ответов В ответе не указываются: основания систем счисления, единицы измерения.
9 Оценивание ответов простые задания: 1 – ответ верный, 0 – ответ неверный, сложные задания – до трех баллов: 2 (3) – ответ верный, 0 – ответ неверный, 1 (2) – неверный ответ специального вида
10 Порядок проведения Разрешается: калькулятор (не программируемый). Запрещается: любые другие технические средства, справочная литература
11 Основные темы заданий основы технических знаний о вычислительной технике, элементы дискретной математики, программирование (старшие классы), логическое и алгоритмическое мышление.
12 Тематика заданий (теоретические знания) устройство компьютера, назначение внешних устройств, представление информации в ЭВМ, комбинаторика, системы счисления, теория информации.
13 Тематика заданий (программирование) линейные алгоритмы, циклические алгоритмы, сочетания управляющих инструкций, рекурсивные алгоритмы.
14 Представление алгоритмов школьный алгоритмический язык, блок-схемы.
15 Тематика заданий (логическое мышление) головоломки и числовые ребусы, текстовые логические задачи.
16 1. Понимание назначения частей компьютера и внешних устройств, умение использовать их по назначению. Проверяемые умения
17 Укажите все устройства ввода данных в ЭВМ из следующего списка (в ответ запишите номера устройств через запятую в любом порядке): 1) плоттер, 2) монитор, 3) контроллер жесткого диска, 4) сканер, 5) принтер.
18 Проверяемые умения 2. Умение использовать файловую систему, маски файлов.
19 На рисунке представлено дерево папок диска E: с файлами: Текущей папкой является папка Отчеты. Какая строка правильно выделит все файлы из папки 2011 с расширением jpg? В ответ запишите номер верной строки. 1)E:ФОТО\2011\*.jpg 2)E:\ФОТО\2011\ jpg.* 3)..\..\ФОТО\2011\*.jpg 4)\ФОТО\2011\*.jpg* 5)E:2011\*.jpg Проверяемые умения E:\E:\ Документы\ Проекты\ Отчеты\ ФОТО\ 2010\ 2011\
20 Проверяемые умения 3. Знание единиц измерения информации. Диск ёмкостью 1000 Гбайт. Записали данные 0,75 Тбайт. Стерли данные 5120 Мбайт. Сколько свободного места осталось (в Гбайт)?
21 Проверяемые умения 3. Знание единиц измерения информации. Диск ёмкостью 1000 Гбайт. Записали данные 0,75 Тбайт. Стерли данные 5120 Мбайт. Сколько свободного места осталось (в Гбайт)? 1000 – 0,75* :1024 = 237
22 Проверяемые умения 4. Умение использовать необходимый математический аппарат в задачах в области информатики и вычислительной техники (комбинаторика, системы счисления, теория информации и т.д.).
23 Проверяемые умения Алфавит { а, б, е, и, к, р, т }. Цепочки из четырех букв (буквы могут повторяться). Условия: – первая буква цепочки большая или маленькая, остальные маленькие, – первая и последняя буквы согласные, – вторая буква гласная. Сколько таких цепочек?
24 Проверяемые умения 3 гласные, 4 согласные Цепочка: a b c d = 672 Условия: – первая буква цепочки большая или маленькая, остальные маленькие, – первая и последняя буквы согласные, – вторая буква гласная. Ответ: 672
25 Проверяемые умения У маленького Вани есть набор из четырех кубиков. Все кубики одинаковые, каждый кубик имеет желтую, красную, синюю, зеленую, фиолетовую и оранжевую грани. Ваня любит выстаивать все кубики в ряд, при этом верхние грани кубиков образуют разноцветную цепочку. Какое минимальное количество бит нужно для хранения информации о цветах в такой цепочке?
26 Проверяемые умения 4 кубика, 6 цветов на каждом
27 Проверяемые умения 4 кубика, 6 цветов на каждом К К = 1296 цепочек по 4 цвета
28 Проверяемые умения 4 кубика, 6 цветов на каждом К К = 1296 цепочек по 4 цвета Информационный объем: 2 n 1296, n = 11 (бит).
29 Проверяемые умения Число 111, перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Укажите результат.
30 Проверяемые умения Число 111, перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Укажите результат. 1 шестнадцатеричная цифра – 4 бита, 1 четверичная цифра – 2 бита.
31 Проверяемые умения Число 111, перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Укажите результат. 1 шестнадцатеричная цифра – 4 бита, 1 четверичная цифра – 2 бита, 1 шестнадцатеричная цифра – 2 четверичные.
32 Проверяемые умения p = 16 p =
33 Проверяемые умения p = 16 p =
34 Проверяемые умения p = 16 p = 4 p = 16 p = C D A 22 E B 23 F 33
35 Проверяемые умения p = 16 p = 4 p = 16 p = C D A 22 E B 23 F , = 01 11, = 15,6F9 16
36 Проверяемые умения 5. Умение использовать формальные логические выражения (логику высказываний). Укажите количество целых чисел x, которые удовлетворяют логическому условию если ( x 50 ), то ( x 60 и x 40 ).
37 Проверяемые умения если ( x 50 ), то ( x 60 и x 40 ) 1)Посылка истинна, т.е. x (- ; 10) (50; + ), тогда должно выполняться следствие: x (50; 60]
38 Проверяемые умения если ( x 50 ), то ( x 60 и x 40 ) 1)Посылка истинна, т.е. x (- ; 10) (50; + ), тогда должно выполняться следствие: x (50; 60] 2) Посылка ложна, т.е. x [10; 50].
39 Проверяемые умения если ( x 50 ), то ( x 60 и x 40 ) 1)Посылка истинна, т.е. x (- ; 10) (50; + ), тогда должно выполняться следствие: x (50; 60] 2) Посылка ложна, т.е. x [10; 50]. Итог: x [10; 60], на отрезке 51 целое число.
40 Проверяемые умения 6. Умение работать с различными представлениями информации (текст, графы, таблицы и проч.)
41 Группа муравьев передвигается из пункта A в пункт B по следующим тропинкам: Однако из-за дождя пункт C стал недоступен. Сколько существует различных маршрутов из пункта A в пункт B с учетом недоступности C? A C B
42 Удалим узел C Число путей из A в B? AB
43 Удалим узел C Число путей из A в B? Более общая задача: сколько путей из каждого узла в узел B? AB
44 Считаем с конца (от узла B) Из красных узлов по 1 пути в узел B. AB 1 1
45 Считаем с конца (от узла B) Из красных узлов по 1 пути в узел B. Из синего узла 2 пути. AB 1 1 2
46 Считаем с конца (от узла B) Из красных узлов по 1 пути в узел B. Из синего узла 2 пути. Из каждого зеленого узла = 3 пути. AB
47 Считаем с конца (от узла B) Из красных узлов по 1 пути в узел B. Из синего узла 2 пути. Из каждого зеленого узла = 3 пути. Ответ: 9 AB
48 Проверяемые умения 7. Умение понимать алгоритмы, представленные разными способами (школьный алгоритмический язык, язык блок-схем, естественный язык)
49 начало ввод a,b i < N ? да нет i := i + 1 вывод i конец a :=2*a + 3 N := 7 i := 1 a < b? да нет Выполнить программу, если введены числа 1 и 125.
50 Основная часть программы – цикл с предусловием. начало ввод a,b i < N ? да нет i := i + 1 вывод i конец a :=2*a + 3 N := 7 i := 1 a < b? да нет
51 a=1, b=125 i a Нач ) 2 5 2) ) ) ) ) 7 126>125 Ответ: 7 начало ввод a,b i < N ? да нет i := i + 1 вывод i конец a :=2*a + 3 N := 7 i := 1 a < b? да нет
52 Что будет выведено на экран в результате выполнения программы, если массив A[1:10] состоит из элементов 4, –2, 7, 10, 1, –9, 3, 4, –1, 12 ? N := 10 s := 0 нц для i := 1 до N если A[i] > 0 то s := s + A[i] иначе s := s – A[i] всё кц вывод s
53 если A[i] > 0 то s := s + A[i] иначе s := s – A[i] всё
54 если A[i] > 0 то s := s + A[i] иначе s := s – A[i] s := s + (– A[i]) всё
55 если A[i] > 0 то s := s + A[i] иначе s := s – A[i] s := s + (– A[i]) всё s := s + abs(A[i]) | прибавляется модуль числа A[i]
56 если A[i] > 0 то s := s + A[i] иначе s := s – A[i] s := s + (– A[i]) всё s := s + abs(A[i]) | прибавляется модуль числа A[i] A: 4, –2, 7, 10, 1, –9, 3, 4, –1, 12, сумма модулей = 53.
57 N := 10 нц для i := 1 до N–1 m := –1 k := 0 нц для j := i до N s := 0 x := A[ j ] нц пока x > 0 s := s + (x mod 10) x := x div 10 кц если s > m то m := s k := j все кц Пример сложной задачи t := A[ i ] A[ i ] := A[ k ] A[ k ] := t кц нц для i := 1 до N–1 вывод A[ i ],, кц вывод A[ N ] A[1:N] – одномерный массив целых чисел: 2014, 567, 13, 777, 666, 0, 990, 1189, 399, 61.
58 N := 10 нц для i := 1 до N–1 m := –1 k := 0 нц для j := i до N s := 0 x := A[ j ] нц пока x > 0 s := s + (x mod 10) x := x div 10 кц если s > m то m := s k := j все кц Пример сложной задачи t := A[ i ] A[ i ] := A[ k ] A[ k ] := t кц нц для i := 1 до N–1 вывод A[ i ],, кц вывод A[ N ] A[1:N] – одномерный массив целых чисел: 2014, 567, 13, 777, 666, 0, 990, 1189, 399, 61. Сортировка массива по убыванию сумм цифр элементов.
59 8. Умение анализировать наборы фактов и условий, выявлять причинно-следственные связи, делать из них выводы. Проверяемые умения
60 Расшифруйте числовой ребус, в котором каждая буква обозначает цифру. Разным буквам соответствуют разные цифры. В ответ запишите цепочку цифр (слитно без пробелов), которая соответствует цепочке букв ABCDEFGHIJ. AHF–DJ=HFA :+– I E=BA AB+FG=EC
61 A B C D E F G H I J A B C D E F G H I J AHF–DJ=HFA :+– I E=BA AB+FG=EC
62 A B C D E F G H I J C = 0 AHF–DJ=HFAHFA :+– I E=BABA AB+FG=EC
63 A B C D E F G H I J C = H = 1 AHF–DJ=HFAHFA :+– I E=BABA AB+FG=EC
64 A B C D E F G H I J A = A1FA1F–DJ=1FA :+– I E=BA AB+FG=E0E0
65 A B C D E F G H I J F–DJ=1F21F2 :+– I E=B2B2 2B2B+FG=E0E0
66 A B C D E F G H I J I = 8 или F–DJ=1F21F2 :+– I E=B2B2 2B2B+FG=E0E0
67 A B C D E F G H I J I = 8 или ) I = 8 F = 6 21F–DJ=1F21F2 :+– I E=B2B2 2B2B+FG=E0E0
68 A B C D E F G H I J I = 8 или ) I = 8 F = 6 2) I = 9 F = 6 21F–DJ=1F21F2 :+– I E=B2B2 2B2B+FG=E0E0
69 A B C D E F G H I J I = 8 или –DJ=162 :+– I E=B2B2 2B2B+6G6G=E0E0
70 A B C D E F G H I J I = 8 или –54=162 :+– I E=B2B2 2B2B+6G6G=E0E0
71 A B C D E F G H I J I = 8 или I = : 8 = 27 B = 7 216–54=162 :+– I E=B2B2 2B2B+6G6G=E0E0
72 A B C D E F G H I J I = 8 или I = : 8 = 27 B = 7 I = : 9 = 24 B = 4, но уже J = 4 216–54=162 :+– I E=B2B2 2B2B+6G6G=E0E0
73 A B C D E F G H I J –54=162 :+– 8 E= G6G=E0E0
74 A B C D E F G H I J –54=162 :+– 8 9= =90
75 Литература: 1. Шень А. Программирование: теоремы и задачи. – М.: МЦНМО, Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике: всероссийская олимпиада школьников. – М.: Бином, Ресурсы Интернет: 1. Красноярская школа программиста: 2. Дистанционная подготовка по информатике: 3. Сайт «Омские олимпиады»
76 Приглашаем принять участие в нашем турнире и желаем успехов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.