Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛеонид Поликарпов
1 «Роль самовоспитания при планировании карьеры». Подготовила: Макарова Эльвира Юрьевна учитель высшей категории МОУ «Лицей 4» МОУ «Лицей 4» г.Саранск год.
2 Цели: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях ее роста; создать условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях ее роста; способствовать формированию личностных качеств учащихся, воспитанию веры в себя и свои возможности, развитию созидательной активности, настойчивости в достижении цели; способствовать формированию личностных качеств учащихся, воспитанию веры в себя и свои возможности, развитию созидательной активности, настойчивости в достижении цели; показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры; показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры; способствовать формированию базовой культуры личности учащихся, потребности в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании. способствовать формированию базовой культуры личности учащихся, потребности в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании.
3 Ход классного часа. Ежедневно каждый из Вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие дороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в Вашей жизни – выбор профессии. Ежедневно каждый из Вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие дороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в Вашей жизни – выбор профессии. Сегодня для молодого человека очень важно понимание того, что он правильно выбрал профессию и сможет в ней реализоваться как личность и как профессионал.
4 Дискуссия «Зачем люди работают?» Утверждения: Люди работают, чтобы разбогатеть. Люди работают, чтобы разбогатеть. Люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду. Люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду. Люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы. Люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться. Люди работают, потому что им нравиться работать. Люди работают, потому что им нравиться работать. Люди работают, потому что видят в этом смысл жизни. Люди работают, потому что видят в этом смысл жизни. Люди работают, чтобы чувствовать свое отличие от животных. Люди работают, чтобы чувствовать свое отличие от животных. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии.
5 Вывод: Итак, большинство из Вас считают, что люди работают, чтобы ……….. Вопрос: 1. А с какой целью будете работать Вы? 2. Какие задачи стоят перед Вами в настоящее время, реализация которых смогла бы решить те проблемы, ради которых вы будете трудиться по окончании лицея? Вывод: Необходимо успешно закончить учебу в лицее, приобрести необходимые знания, умения и навыки для последующего роста профессиональной карьеры.
6 Что же такое карьера? В точном переводе с итальянского «карьера» – это бег, жизненный путь. В социологии карьера исследуется путем фиксирования этапов продвижения людей по ступеням общего и профессионального образования, квалификацией, должностей и иной иерархией, а также с помощью анализа личных планов людей в различные периоды их жизни. Исследователи рассматривают жизненный путь человека как единый процесс самореализации, самопознания и саморазвития. Человек во всех сферах жизни стоит перед проблемой выбора: идеалов, профессии, места работы, путей и темпов профессионально-квалификационного роста, форм общественно-политической и культурной активности, круга общения. Необходимое условие самореализации - сознательная постановка индивидом цели своей деятельности, в том числе профессиональной. Жизненный путь человека есть цепь выборов и действий. Он имеет свои этапы движения, а также факторы, которые в наибольшей степени влияют на различные варианты жизненного пути. Или, если точнее, это: 1. Продвижение в какой-либо деятельности. 2. Достижение известности, славы. 3. Род занятий, профессия.
7 Планирование карьеры Для того, чтобы решения, принимаемые относительно карьеры, были обоснованными, нужно взять на себя ответственность за собственную карьеру. При этом необходимо понимать, что принятие решений требует тщательного и трудоемкого персонального планирования и усилий. Иными словами, Вы не можете предоставить другим право решать за Вас, Вы должны сами определить, куда хотите пойти работать, какую карьеру сделать и какие шаги для этого необходимо предпринять. В связи с этим нужно стать эффективным «диагностом» своей карьеры. Для этого Вам предлагается методика планирования карьеры, которая является наиболее часто используемой в служебной практике благодаря своей гибкости и простоте.
8 Шаг 1. Самооценка. Отправной точкой планирования карьеры является анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации. При этом необходимо ответить на главный вопрос: «Кто я?». Шаг 2. Определение параметров и мотивации развития служебной карьеры. В узком смысле слова, планирование карьеры – это всего лишь определение того вида деятельности, которым Вы желаете заниматься. Шаг 3. Определение целей служебного развития. При определении целей служебного развития необходимо разделить цели на краткосрочные (ближайшие месяцы, годы) и долгосрочные (20-40 лет). Параметры целей: 1. трудные, но достижимые; 2. ясность и изменяемость; 3. тесная связь между целями и датами их достижения; 4. непротиворечивость. Шаг 4. Развитие плана служебного роста. Необходимо определить, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на замещение желаемой должности, и какими из них Вы обладаете в полной мере, а какие надо приобрести и развить.
9 Шаг 5. Контроль. Необходимо раз в год подвергать пересмотру поставленные Вами цели и анализировать достигнутые результаты для более эффективного развития. Итак, планирование карьеры – процесс постановки целей служебного развития и определение средств и методов их достижения.
10 В процессе развертывания карьеры особую роль играет эффективность в достижении профессиональных целей, которая обеспечивает переживание психологического успеха. Психологический успех повышает самооценку, в результате чего у личности укрепляется представление о правильности профессионального выбора и усиливается мотивация к развитию карьеры. При этом регулирующим фактором оказываются присутствующие у человека представления о структуре карьеры, которые преимущественно зависят от мотивации личности, с одной стороны, и идеологии – с другой. Изучение себя – это лишь половина процесса определения карьеры. Нужно также идентифицировать те виды деятельности, которые являются подходящими для Вас, а также те, на которые будет большой спрос в грядущем будущем. Нужно определить, каковы Ваши способности и таланты и как они соотносятся с выбранной Вами карьерой. Другими словами, ключ к планированию карьеры находиться внутри Вас, в том, что Вы хотите получить от карьеры, в Ваших возможностях, способностях и в Ваших ценностных ориентациях.
11 Американские социологи составили перечень знаний и навыков, которые необходимы для успешной жизни в будущем. К таким знаниям и навыкам отнесены: - способности к эффективному общению в устной и письменной форме; знания в области литературы и других общественных наук, особенно истории; - знакомство с принципами высшей математики и умение применять их в повседневной жизни; - глубокое знание физики, биологии и организации окружающей среды; - владение иностранными языками; - компьютерная грамотность и умение получать и использовать информацию; - познания в области экономики и принципов управления; - способности ставить проблемы и осуществлять творческий поиск путей их решения; - способность к восприятию искусств; - умение заботиться о своем здоровье.
12 Профессиональная карьера это профессиональное продвижение, профессиональный рост как этапы восхождения человека к профессионализму. Переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством и др.). Кроме того, карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности. Иными словами, можно выделить два вида карьеры: горизонтальную: рост профессионального мастерства (оно всегда с вами); вертикальную: рост в должности (может рухнуть в один день). Вертикальная и горизонтальная карьера – это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом. Они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в три раза и более превосходит средние показатели.
13 При планировании карьеры человек с самого начала должен решить для себя, какого служебного положения он хочет добиться. Какого уровня дохода он желает и что для этого нужно? Это поможет формулировать, а потом регулярно пересматривать и уточнять, особенно в переломные моменты карьеры, личные цели. О карьере человек должен думать постоянно и составлять на ближайшие годы альтернативные варианты продвижения по службе. Рост сложившегося специалиста оценивается сроками 3-5 лет: именно столько в среднем требуется работнику, чтобы овладеть «секретами мастерства», стать профессионалом на своем рабочем месте. Профессионал: 1. Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области. 2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать. 3. Знает своих коллег, завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами, работодателями. 4. Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т.е. умеет организовывать работу других и свой труд. 5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в профессиональной среде.
14 Профессионализм же означает, что человек обладает набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы. Отсюда вывод: для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определенные профессиональные знания, умения и навыки, а необходимо обладать определенными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это и уверенность в себе, и решительность, и коммуникабельность и т.д.
15 Тест «Можешь ли ты добиться успеха?» 1. Что бы ты предпочел… а) быть капитаном судна; б) стать космонавтом; в) быть музыкантом. 2. Если ты видишь человека в опасности…. а) бросаюсь спасать его даже с риском для жизни; б) лихорадочно обдумываю все возможности его спасения; в) вызову кого-либо на помощь. 3. Какую игру ты предпочитаешь… а) в карты; б) в бильярд; в) разгадывание кроссвордов. 4. Когда звонит телефон, ты сразу думаешь… а) ищут из лицея; б) вспомнил приятель; в) случилось какое-то несчастье.
16 5. Если идешь на вечер в лицей или на дискотеку… а) отправляюсь в своем обычном костюме; б) одеваюсь особенно тщательно; в) в зависимости от того, что будет на нем, выбираю одежду. 6. Если пожилой человек рассказывает о своей жизни… а) требую в рассказе подробностей; б) скучаю; в) прерываю его или ухожу. 7. Если находишься в компании… а) от души развлекаюсь; б) скучаю; в) думаю о своем. 8. Если надо уехать… а) предупреждаю близких – куда и зачем; б) не говорю ничего; в) говорю, что только надо отлучиться на время.
17 9. Если попадаешь в трудное положение… а) советуюсь с друзьями; б) делюсь проблемами с родными; в) никому ничего не рассказываю. 10. Если надо купить картину… а) в стиле абстракционизма; б) в стиле импрессионизма; в) в стиле реализма. 11. Заметив, что на твоем столе отсутствует какая-либо вещь… а) начинаю искать ее; б) думаю, что кто-то украл ее; в) сразу забываю об этом. 12. Ты оказался в чужом городе и есть немного свободного времени… а) отправляюсь в музей; б) изучаю карту города и выбираю, что можно посмотреть; в) отдыхаю. 13. В споре… а) упорствую в утверждении своей точки зрения; б) ищу компромиссное решение; в) уступаю перед упорством других.
18 14. Перед старой семейной фотографией…. а) испытываю волнение; б) она кажется смешной; в) ощущаю неприятное чувство. 15. Обнаружив перед важным заседанием, что забыты важные документы… а) возвращаюсь быстро к себе, чтобы взять их; б) положусь на свою память и способность к импровизации; в) откажусь от участия в совещании. 16. Просыпаясь утром, обычно чувствуешь… а) бодрость; б) зависть к тем, кто еще спит; в) готов работать без особых усилий над собой. 17. В свободное время… а) занимаюсь спортом; б) встречаюсь с друзьями; в) читаю. 18. В случае экономического кризиса… а) обдумываю, какие и з этого можно извлечь выгоды; б) встревожен последствиями; в) отказываюсь от своих планов и жду развития событий.
19 19. Ты предпочитаешь… а) находиться в одиночестве; б) проводить время с семьей; в) проводить время в компании друзей и знакомых. 20. Во время снежной бури только твой автомобиль оказался на ходу, и ты… а) продолжаю путь, не обращая внимания на неудачников; б) подсаживаю в машину столько людей, сколько можно; в) подсаживаю в машину людей только своего социального круга. Результаты: очков. У тебя есть возможность добиться успеха в жизни. В твоем характере существует хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной и общественной жизнью, между действием и размышлением очков. Ты в принципе обладаешь качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе. Но все же тебе надо постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в твоем подсознании конфликтные ситуации вырывались на поверхность и влияли на твои действия очков. Тебе необходима большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только ты можешь добиться полной реализации своих способностей.
20 И так, ребята, мы с вами выяснили, что такое профессиональная карьера, уяснили роль самовоспитания в формировании недостающих личностных качеств в себе для успешного продвижения по карьерной лестнице. Кажется, все просто: анализируй, составляй план самовоспитания, выполняй его – и успех в жизни тебе обеспечен! Но это не всегда так, и поэтому я бы хотела услышать ваши ответы на такой вопрос. Вопрос к группе: Почему же люди терпят крах в своей судьбе, имея самые благие помыслы? Материал для обсуждения: - Плохая наследственность; - Отсутствие ясных целей в жизни; - Пробелы в образовании; - Отсутствие силы воли; - Болезни и невзгоды; - Влияние среды, особенно в детском возрасте; - Откладывание дел в долгий ящик; - Отсутствие настойчивости в достижении целей; - Отрицательные качества характера; - Отсутствие контроля над сексуальными влечениями; - Бесконтрольная страсть к азарту; - Неуверенность в принятии решений; - Неудачный выбор профессии; - Самомнение и тщеславие; - Умышленная бесчестность.
21 Из предложенного вами перечня причин видно, что некоторые их них очень легко искоренить, а избавление от других будет требовать напряжения и дополнительных усилий, и мне хочется, чтобы вы всегда помнили о них и нашли бы в себе силы преодолеть их - ведь это одно из слагаемых вашего успеха на профессиональном поприще. Успешная карьера сама по себе не делает человека счастливым. Но еще меньше шансов чувствовать себя счастливым у неудачника. Поэтому успех всегда желателен. Но при этом важно, какой ценой он достигается. Ошибки в выборе карьеры и планировании ее рубежей могут привести к отрицательным последствиям.
22 Прочитайте рассказ. Выскажите свое мнение. Что, по Вашему мнению, важнее: карьера или семья? Обоснуйте ответ. «Тамара росла старшим ребенком в многодетной семье. В то время как ее пятнадцатилетние сверстницы проводили время на дискотеках, общаясь с мальчиками, она помогала матери управляться с тремя младшими детьми, обучалась игре на фортепиано и «запоем» читала классиков. Она была далека от интересов одноклассниц, практически не имела подруг, но зато вынашивала в себе серьезные и далеко идущие планы. Она точно знала. Что, окончив школу. Уедет из своего провинциального города в красивую столицу, чтобы получить там хорошее образование и сделать карьеру. Она знала. Что когда-нибудь подумает о создании собственной семьи, но это будет потом, после того, как она добьется независимости и благосостояния. После окончания школы, Тамара приехала во Владивосток и поступила в музыкальное училище. Это была первая ступень ее дальнейшей жизни. К моменту окончания училища Тома познакомилась с иностранным бизнесменом. Постепенно завязались отношения, и вскоре они вместе поселились в приобретенной им двухкомнатной квартире. Попытка поступить в ДГВУ в первый раз не увенчалась успехом. Следующий год Тамара посещала подготовительные курсы, затем прошла конкурс и стала студенткой. Через два года ее друг завершал свой бизнес в Приморье и настроился вернуться на родину. На его многократные предложения поехать с ним Тома отвечала отказом: она хотела быть самостоятельной и независимой. Жизнь в чужой далекой стране «под крылом» мужчины не привлекала ее. После трогательного прощания он уехал, оставив ей квартиру.
23 Следующие три года пролетели в изучении английских авторов, английской географии и в изучении английских слов. Получив диплом, Тамара, после продолжительных поисков работы, устроилась в крупную перспективную компанию, имеющую деловые связи со странами Европы. Вот теперь она оказалась в прямом тоннеле, ведущем к успеху. Рьяно взявшись за работу, сутками делая переводы, оформляя контракты, встречая иностранных партнеров руководителя, совершенствуясь в английском и немецком языках, она с головой ушла в «делание» карьеры. Она практически прекратила общение с подругами, так как она поднималась все выше и выше по карьерной лестнице. В перспективе ей могли предложить работу в Германии. Это не значит, что она совсем не думала о создании семьи. Думала, конечно. Если ей повезет, и она встретит мужчину щедрого, солидного и любящего, то выйдет за него замуж, а потом, когда посчитает себя готовой, родит ребенка. Если же такой человек не встретится на ее пути, то она родит сына для себя, вложив, будучи бизнес-леди, все приобретенные средства в его блестящее воспитание и будущее. Возможно, все сложилось бы именно так, если бы однажды в компании не разразился кризис, и дорого в светлое будущее, вымощенная трудом и амбициями, не стала разваливаться. И только тогда, когда планы, лелеянные годами, осуществляемые собственными усилиями и титаническими стараниями, вдруг стали рушиться по независящим от нее причинам, Тамара задумалась о том, к чему она стремилась и шла несколько лет? Она пришла к выводу, что бессонные ночи, проводимые над переводами, отсутствие рядом любимого человека и отречение от подруг не стоят всей этой безумной гонки за карьерой. Придя к такому решению, она составила свое резюме и отправила в одно из высших учебных заведений Владивостока. Ее приняли на должность преподавателя английского языка.
24 Вскоре, находясь на свадьбе двоюродной сестры, Тома встретила человека, солидного, щедрого и любящего. Одновременно она с ним обрела десятилетнюю приемную дочь. К моменту нашей с ней встречи они прожили вместе два года. Тамара сказала мне, что она уже не надеялась быть такой счастливой и что она даже не догадывалась, что быть такой счастливой вообще возможно». Валентина Серебрякова
25 И в заключение предлагаю самостоятельно определить черты своего характера и записать их в виде таблицы: И в заключение предлагаю самостоятельно определить черты своего характера и записать их в виде таблицы: Мои положительные черты Мои отрицательные черты Посмотрите, каких черт характера у Вас больше и наметьте план работы над собой (план самовоспитания), который может выглядеть так: Какие черты характера я уже имею, чтобы овладеть избранной профессией Что нужно изменить в себе Какими приемами и методами я собираюсь достичь цели
26 И все же недостаточно просто наметить план самовоспитания. Необходимо успешно следовать ему, фиксировать поступки в своем дневнике. Это будет служить вам самоконтролем. И Вы, именно Вы, первым сможете заметить и оценить наметившиеся изменения в вашем характере, так как любой человек всегда лучше постороннего все знает о себе. Для убедительности того, какую роль в судьбе человека сыграла программа самовоспитания и самообразования, составленная всего в 16 лет, я приведу программу Л.Н.Толстого, он выделил в ней три раздела: Качества ума, которые надо выработать, чтобы стать культурным человеком. Качество души, которое надо приобрести, чтобы служить людям с пользой. Перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Потом Л.Н.Толстой расписал все это по пунктам и стал неукоснительно соблюдать свой план. Ну, а кем стал и чего в жизни добился Л.Н.Толстой – мы все прекрасно знаем. Для того, чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость, которую, как и ум, «на базаре не купишь», ее ничем не заменишь, ее необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.
27 В заключение ответьте на вопросы и определите для себя… 1. Какие качества необходимы человеку для успешной карьеры? 2. Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры? Рефлексия. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. мне захотелось…
28 Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину. Дерзайте. И помните, что самовоспитание – тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере. Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину. Дерзайте. И помните, что самовоспитание – тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.