Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Неёлов
2 Риторика (др.-греч. ητωρική «ораторское искусство» от ήτωρ «оратор») филологическая дисциплина, история происхождения которой берет начало еще в античные времена. Аристотель определял риторику как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета. Квинтилиан же охарактеризовал же риторику как «ars bene et ornate dicendi» (искусство хорошо говорить).
3 Часто, ссылаясь на Аристотеля, изобретение риторики приписывают пифагорейцу Эмпедоклу. Первый трактат по риторике принадлежит перу ученика Эмпедокла Кораксу. К сожалению, его труд до нас не дошел, но, ссылаясь на его современников, становится известно, что В своем трактате Коракс уделяет важную роль красноречию, характеризуя его как « работницу убеждения » ( др.- греч. πειθο ς δημιουργός ). Также он делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на : др.- греч. вступление ( προοίμιον ), предложение ( κατάστασις ), изложение ( διήγησις ), доказательство или борьба ( γ ν ), падение ( παρέκβασις ) заключение. По мнению Коракса, главная цель оратора « не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного ( ε κός )». Ученик Коракса, Тисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий, которому принадлежал трактат « О приличном случаю » ( др.- греч. περ το καιρο ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории. Труды учеников Эмпедокла, обычно причисляемые к одной общей школе риторики подготовили богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю при работе над знаменитым трактатом « Риторика ». История зарождения
4 « Риторика » Аристотеля Аристотель в своей « Риторике » значительно расширил познания о дисциплине. Так, первое деление на роды речей мы находим именно у Аристотеля. Он подразделял на : совещательную речь ( политическая речь ), эпидейктическую речь ( поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием " пре красное "), судебную речь ( состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины ). Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных, она охватывает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу : она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд, так и в делах государственной важности, человек прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате : он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого - либо в чём - либо.
5 В Древний Рим риторика проникла в I веке до н.э. в виде семи риторических трактатов Цицерона основанных на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки. 1. У римлян диспозиция (dispositio, букв. Расположение) «план выступления») стандартно представлялась состоящей из 5 частей: вступление (по-русски иногда «эксордий»), изложение, доказательство (своего взгляда), опровержение (противного взгляда) и заключение. В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория позже сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (арианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря. Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи. С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь выступил Овидий, добавляющий с помощью антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стремятся достичь трагического эффекта нагнетанием пафоса.
7 ОРАТОР АФИН И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ОТЕЦ ДЕМОСФЕНА, ТОЖЕ ДЕМОСФЕН, УМЕР, КОГДА СЫНУ БЫЛО СЕМЬ ЛЕТ. ОН УЧИЛСЯ ЯСНО ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА, НАБИРАЯ В РОТ ЧЕРЕПКИ И КАМЕШКИ, ПРОИЗНОСЯ РЕЧИ НА БЕРЕГУ МОРЯ, ПРИ ШУМЕ ВОЛН, ЗАМЕНЯВШИХ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ШУМ ТОЛПЫ ; ВСХОДИЛ НА КРУТИЗНЫ, ГРОМКО ЧИТАЯ ПОЭТОВ ; УПРАЖНЯЛСЯ В МИМИКЕ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ, ПРИЧЁМ СПУСКАВШИЙСЯ С ПОТОЛКА МЕЧ КОЛОЛ ЕГО ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ОН, ПО ПРИВЫЧКЕ, ПРИПОДНИМАЛ ПЛЕЧО. ИЗУЧАЯ ОБРАЗЦЫ КРАСНОРЕЧИЯ, ДЕМОСФЕН ПО НЕДЕЛЯМ НЕ ВЫХОДИЛ ИЗ КОМНАТЫ, ОБРИВ СЕБЕ ПОЛОВИНУ ГОЛОВЫ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ СОБЛАЗНА. ИЗВЕСТЕН ЗА СВОИ ГНЕВНЫЕ И ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОРИЦАНИЕ ПОЛИТИКИ МАКЕДОНСКОГО ЦАРЯ ФИЛИППА II ( ПОЗЖЕ БЫЛИ НАЗВАНЫ ФИЛИППИКАМИ ).
8 Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические труды. Исократ выступал сапр освещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа II, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.
10 Исей из Халкиды ( Исей Афинский ; род., вероятно, около 420 до н. э. около 350 до н. э.) один из десяти ( декады ) канонических афинских ораторов. По преданию, был учеником Исократа. Профессией Исея было написание по заказу судебных речей, в политической жизни вряд ли участвовал. Демосфен обучался риторике у Исея. В истории афинского ораторства он вместе с Лисием стоит посредине между прямым и безыскусственным Антифоном и художественно законченными и в то же время сильными и энергичными речами Демосфена. Критика древности считала, что у Исея было меньше простоты, краткости и естественности, чем у Лисия. Из 64 речей, приписывавшихся Исею, сохранились 11, часть 12- й и названия 42 других.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.