Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Штыркин
1 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ нормативно-правовое обеспечение
2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ( ) АКТИВНЫЙ ПОДКУП обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно. ПАССИВНЫЙ ПОДКУП испрашивание или получение кем-либо из ее государственных должностных лиц, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно
3 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ( ) коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления. всем видам коррупционного поведения присваивается качество правонарушений с высокой степенью общественной опасности
4 Конвенция ООН против коррупции ( ) Статья 15 Подкуп национальных публичных должностных лиц –обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей –вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
5 Конвенция ООН против коррупции ( ) криминализованные деяния (ст.ст.15-25) –Подкуп национальных публичных должностных лиц –Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций –Хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом –Злоупотребление влиянием в корыстных целях –Злоупотребление служебным положением –Незаконное обогащение –Подкуп в частном секторе –Хищение имущества в частном секторе –Отмывание доходов от преступлений –Сокрытие –Воспрепятствование осуществлению правосудия
6 Конвенция ООН против коррупции ( ) Ст.20 Незаконное обогащение –значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать
7 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РФ Президент Президент Российской Федерации - определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции Федеральное Собрание Федеральное Собрание Российской Федерации - обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти Генеральный прокурор Генеральный прокурор Российской Федерации - координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с коррупцией
8 Система отечественного антикоррупционного законодательства стратегия Национальная стратегия противодействия коррупции (утв.указом президента РФ от 2010 г) план Национальный план противодействия коррупции (от 2008 и 2012 гг) О противодействии коррупции Федеральный закон от ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ ) Об антикоррупционной экспертизе Федеральный закон ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» государственной гражданской службе Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О контроле за соответствием Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Уголовный кодекс Уголовный кодекс Российской Федерации О противодействии коррупции Закон «О противодействии коррупции в Самарской области»23-ГД от
9 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (31/07/08) административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесение административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации; запрет на приём на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам; ведение оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения имущества, подлежащего конфискации; -создание возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, государственных или муниципальных служащих Впервые в российской законодательной практике планировалось рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
10 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (31/07/08) «Коррупция»: варианты дефиниций –коррупция –коррупционные и иные правонарушения –коррупционные проявления –лоббистская деятельность –коррупционные риски –преступления коррупционной направленности
11 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (13/03/12) В нормативно-правовом акте определить такие понятия, как –«получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей», –«подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», –установить срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка –проведение мероприятий по формированию в органе или организации негативного отношения к дарению подарков указанным лицам и служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей
12 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 273-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» Коррупция (ст.1) –злоупотребление служебным положением, –дача взятки, –получение взятки, –злоупотребление полномочиями, –коммерческий подкуп –либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения –вопреки законным интересам общества и государства –в целях получения выгоды –в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера –для себя или для третьих лиц, –либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, –в том числе и вышеперечисленные действия от имени и в интересах юридического лица
13 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 273-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» Конфликт интересов (ст.10) –личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего –влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей –и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, –способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства
14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 273-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» Противодействие коррупции –деятельность по профилактике, борьбе с коррупцией, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений Антикоррупционный стандарт –единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в конкретной области деятельности
15 Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Статья 59.1 За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов …налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии. Статья Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является
16 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г Коррупциогенными факторами… являются: –а) широта дискреционных полномочий –б) определение компетенции по формуле «вправе» –в) выборочное изменение объема прав –г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм –д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции –е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов –ж) отсутствие или неполнота административных процедур –з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур
17 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
18 Федеральный закон N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Ст.1 …обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Ст.4. Контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей …а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: 1) истребование от данного лица сведений: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по –приобретению земельного участка, –другого объекта недвижимости, –транспортного средства, –ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), –если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки
19 Пробелы и коллизии в ФЗ-230 «Члены семьи»: Супруги, родители и дети (без указания совершеннолетия) – СК РФ (ст.2), ЖК РФ (ст.31) не закреплена процедура ведения протокола при фиксации правонарушения не предусмотрена процедура обжалования и помощи адвоката нет обязанности уполномоченных лиц осуществить процедуру контроля (создания зоны личного усмотрения) не определено уполномоченное лицо, которое вправе осуществлять контроль за президентом РФ
20 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Групповой объект преступления – интересы государственной службы Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями –1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства Статья 286. Превышение должностных полномочий –1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
21 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности –Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме Статья 290. Получение взятки –1. Получение должностным лицом …лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки Взяточничество (в историко-правовом контексте_ –мздоимство (за действия в рамказх должностных полномочий) –лихоимство (за незаконные действия)
22 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 291. Дача взятки –Дача взятки должностному лицу …лично или через посредника –Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Статья Посредничество во взяточничестве –непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (более руб.) Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа –попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа
23 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 201. Злоупотребление полномочиями –Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства Статья 204. Коммерческий подкуп –Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением
24 Закон 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» антикоррупционный мониторинг –наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также форм противодействия коррупции коррупциогенный фактор –явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению
25 ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Институциональная стратегия Стратегия войны Стратегия сознательного игнорирования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.