Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОксана Саянова
2 Психологические компоненты образовательной деятельности : Мотивация учеников и учителя. Степень общей активности учеников. Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий. Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока. Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций.
3 Дифференцированость нагрузки на учащихся с учетом индивидуально - психологических особенностей каждого из них. Наличие психологической гармонии или дисгармонии ( контрастов ) во взаимодействии участников учебного процесса. Характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам. Содержание познавательной деятельности, последовательность и непротиворечивость учебного материала, система логических действий и психологических механизмов познания - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4 Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с определенными трудностями. Начало учебной деятельности и переход учеников из начальной школы это сложный и ответственный период ; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
5 появляется много учителей ( их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого ), непривычное расписание ( новый режим ), новые предметы, разные кабинеты, новый классный руководитель, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
6 Динамика адаптационного периода Динамика адаптационного периода : 1 этап - время эйфории. Период длится первые две недели сентября. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Характерен высокий уровень психологического комфорта. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
7 Динамика адаптационного периода Динамика адаптационного периода : 2 этап - две - три недели. Позитивный настрой обычно снижается. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Снижается школьная мотивация. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. 3 этап - период стабильности. Утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель - предметник уже представляет, какой у него класс. Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях
12 Открытие, что кто - то умнее, кто - то сильнее, кто - то успешнее, кто - то красивее Неуютная обстановка класса Некорректные высказывания учителя Обидные выпады одноклассников, ссоры с друзьями Учебная нагрузка, сложности с учебой Плохие отметки Конфликты между родителями, развод родителей Стресс у кого - то из близких, болезнь близкого человека, перевод в другую школу
13 Как помочь учащимся адаптироваться : провести экскурсию по школе, согласовать требования разных учителей и выработать единые : 1. обязательные дисциплинарные требования, 2. организация учебного процесса, 3. отношения между детьми, между учителем и ребенком. требования к ведению дневника, тетрадей, участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и пятиклассниками, провести тематические беседы, классные часы, снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
14 Как помочь учащимся адаптироваться : Учет индивидуальных особенностей детей. Многие ребята очень боятся снизить достигнутые успехи. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно, прежде всего, помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен. Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой - то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе. Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком « Я начинаю новую жизнь ». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога : подвести ребят к видению этой перспективы.
15 Как помочь учащимся адаптироваться : Учет возрастных особенностей детей. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому : постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Внешне это проявляется по - разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми ; в дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками ; совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. физиологические особенности пубертатного возраста объясняют крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
16 Рекомендации учителям среднего звена в работе с учащимися 5 класса Учитывайте трудности адаптационного периода. Настраивайте эмоциональный контакт с классом. Продолжайте развитие и формирование ключевых компетентностей детей. Настраивайте эмоциональный контакт с родителями школьников. Никогда не используйте оценку как способ наказания ученика. Оценка достижений должна ориентироваться на успех, влиять на мотивацию обучения, а не на ее снижение. Фиксируйте позитивную динамику в развитии каждого ученика. Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Постоянно анализируйте « плюсы » и « минусы » в своей работе. Используйте разные формы работы учащихся : в группах, парах, индивидуально. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, выставляйте оценки с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Формируйте правильное отношение детей к ошибкам. Помог выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях.
17 Компетентность в вопросах жизнедеятельности класса Эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям Умение налаживать контакт и общаться с детьми Условия успешной адаптации детей
18 1. Нетрадиционные формы проведения занятий : путешествия, соревнования, олимпиады, конкурсы 2. Индивидуально ориентированные критерии оценки 3. Наличие эмоциональных разрядок : шуток, улыбок, афоризмов с комментариями 4. Разноуровневые задания как способ создания « ситуации успеха » 5. Рефлексия как способ осознания ребенка своего уровня овладением знаниями 6. Положительная психологическая 7. атмосфера урока
19 Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В. А. Сухомлинский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.