Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Разгильдяева
1 Видовые пары глаголов. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок 151. © ООО «Баласс», 2013.
2 Вспоминаем то, что знаем Прочитайте ключевые слова темы. Какое слово является для вас новым? Как вы думаете, о каких «парах» пойдет речь? Сформулируйте тему урока. Вид глагола Совершенный вид Несовершенный вид Видовая пара Видовые пары глаголов
3 Открываем новые знания Прочитайте фрагмент из рассказа Г. Остера «Как лечить удава». (стр ) Выпишите в столбик глаголы совершенного вида. Проверьте себя залезла повисела сказала слезла попрыгала поставить перекувыркнулось Образуйте от них глаголы несовершенного вида. лезла висела говорила лезла прыгала ставить перекувыркивалось Проверьте себя
4 Открываем новые знания Сравните лексическое значение в парах глаголов. залезла - лезла слезла - лезла От чего зависит изменение лексического значения в парах глаголов совершенного и несовершенного вида? повисела - висела попрыгала - прыгала сказала - говорила перекувыркнулось - перекувыркивалось «вверх» «вниз» «немного» совпадает залезла - лезла слезла - лезла повисела - висела попрыгала - прыгала
5 Продолжим наблюдение. Прочитайте пары глаголов. Определите вид. спросить – спрашивать загадать – загадывать дать – давать сгореть – сгорать положить – класть Сравните лексическое значение в этих глагольных парах: одинаковое оно или разное? Выделите суффиксы в основах глаголов. Понаблюдайте, какие суффиксы имеют глаголы несовершенного вида. Сделайте вывод о лексическом значении глаголов разных видов, различающихся суффиксами. спросить – спрашивать загадать – загадывать дать – давать сгореть – сгорать положить – класть
6 Глаголы, имеющие одинаковое лексическое значение, но относящиеся к разным видам, образуют видовую пару. Не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением. На основе проведенных наблюдений сделайте вывод, как образуются видовые пары. Что приводит к изменению лексического значения при образовании глагола другого вида? Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника.
7 Видовые пары чаще всего образуются с помощью суффиксов –а-, -ыва-(-ива-), -ва- от глаголов совершенного вида. Новое лексическое значение в слово обычно вносит приставка, поэтому приставочным способом видовые пары не образуются. Передайте информацию об образовании видовых пар в сжатом виде. СВ -а-, -ыва- (-ива), -ва- НСВ видовая пара
8 Обратите внимание! Это видовые пары, образованные от разных основ (разнокорневые). Они различаются только видом, лексическое значение у них одинаковое. сказать – говорить положить - класть
9 Проверяем понимание Образуйте видовые пары от данных глаголов. спросить проглотить прополоть разбросать пристроить усвоить спрашивать проглатывать пропалывать разбрасывать пристраивать усваивать Выделите суффиксы. Как вы думаете, можно ли использовать в качестве проверочного слова к словам с проверяемыми буквами безударных гласных в корне глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-)? Проверьте себя спрашивать проглатывать пропалывать разбрасывать пристраивать усваивать
10 ЗАПОМНИТЕ! Надо говорить! положил клал положи положите клади, положи кладете кладите В чем особенность глаголов с корнем –лож–? В чем особенность глаголов с корнем –клад–? Эти глаголы не употребляются без приставки. Эти глаголы не употребляются с приставкой.
11 Рефлексия Спишите, вставьте подходящую форму глаголов класть, положить. 1. Митя … чертеж в портфель. 2.Пятиклассники, … все всегда на место – не будете ничего искать. 3.… горчицу в отдельную посуду. Проверьте себя 1. Митя положил чертеж в портфель. 2.Пятиклассники, кладите все всегда на место – не будете ничего искать. 3. Положи горчицу в отдельную посуду.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.