Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИлья Федяшкин
1 Петр Ильич Чайковский
10 Пьесы для фортепиано опус 39 Посвящается любимому племяннику композитора В.Л. Давыдову 1. Утренняя молитва 2. Зимнее утро 3. Игра в лошадки 4. Мама 5. Марш деревянных солдатиков 6. Болезнь куклы 7. Похороны куклы 8. Вальс 9. Новая кукла 10. Мазурка 11. Русская песня 12. Мужик на гармонике играет 13. Камаринская 14. Полька 15. Итальянская песенка 16. Старинная французская песенка 17. Немецкая песенка 18. Неаполитанская песенка 19. Нянина сказка 20.Баба-яга 21. Сладкая греза 22. Песня жаворонка 23. Шарманщик поет 24. В церкви
14 Утренняя молитва Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название - "Утреннее размышление". В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.
15 Зимнее утро
16 "Зимнее утро" Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. В "Зимнем утре" он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро". Интересно, что вы увидите, благодаря музыке?
18 Игра в лошадки
19 Мальчики очень любят играть в лошадки. «Я на лошадку свою златоглавую Сел и помчался по дому, по комнате, Мимо стола, этажерки и тумбочки, Мимо кота, на диване лежащего, Мимо сидящей с вязанием бабушки, Мимо мяча и коробки с игрушками». Пьеса написана в жанре токкаты: быстрый темп от начала и до конца пьесы, музыкальная однородная фактура рисуют образ быстрой скачки, веселой игры.
21 Мама
24 Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, тепло ее нежных рук. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы было настоящим праздником для ребенка.
25 Марш деревянных солдатиков
26 Девочки любят играть в куклы, а мальчики в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих. Какие красивые солдатики, сосем как настоящие. Хочется маршировать вместе с ними!
28 П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по- настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. В мелодии медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передается печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.
29 Эмиль Мунье Девочка с куклой Эмиль Мунье
31 Похороны куклы Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.
34 Юрий Кротов Мои куклы
36 Вальс
37 Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса – бас и два аккорда. В письмах композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».
38 Новая кукла
39 Жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. Чувство счастья и радости переполняют ее и она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой. На протяжении всей пьесы выражается одно радостное настроение.
41 Мазурка
42 Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме. А вот мазурка зазвучала! Мазурка – танец хоть куда! Задорный легкий и веселый, Прошу на танец, господа!
43 Русская песня
44 "Русская песня" из "Детского альбома" написана на основе подлинной народной песни «Голова ли ты, моя головушка». В ручеёк брось цветок – Унесёт его поток. Спой мне песню соловей – Станет сердцу веселей. Эта пьеса - пример темы и одной вариации на нее.
45 Мужик на гармонике играет
46 Эта пьеса из мини-цикла из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники. В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов. Гармоника -
47 Камаринская
48 Камаринская - русская плясовая песня, в скором темпе. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов - волынки и гармоники, балалайки.
50 Полька
51 Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".
53 Итальянская песенка
56 Старинная французская песенка
57 Немецкая песенка
59 Неаполитанская песенка
62 Нянина сказка
64 Приближается вечер и нужно готовиться ко сну. Перед нами возникает образ старушки-няни, которая сама остается как бы «за кадром», либо мы представляем себе старушку-няню, «которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи. Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности.
65 Баба-яга Сны бывают иногда страшными. Баба- яга- один из них.
67 Сладкая греза
69 Страшный сон сменяется сладко-чувственной «Сладкой грезой». Эта пьеса в стиле романса передает мечтательное трепетное состояние души. Обращает на себя внимание аккомпанемент: паузы между аккордами передают учащенное от волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы трехчастная, как и в большинстве пьес "Детского альбома".
70 "Песня жаворонка" Это музыкальный пейзаж, тонкая живописная зарисовка русской природы, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. «Я вырос в глуши и самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки» - писал П.И. Чайковский.
72 На Жаворонки зима кончается, весна начинается
73 На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна идет к нам молодая! Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно Так беспредельно, так воздушно Весь Божий мир здесь вижу я И славит Бога песнь моя!» В. Жуковский
74 Шарманщик Фриц Уде
75 Шарманщик поет Шарманка имеет немало общего с органом: звук возникает при поступлении воздуха в специальные звучащие трубки. Кроме этого внутри шарманки размещены воздушные меха в деревянный или металлический валик со шпильками. Вращая ручку снаружи инструмента, шарманщик открывал доступ воздуха к трубкам и приводил в действие меха. Шарманка появилась во Франции в конце XVII века, причем первоначально она использовалась как инструмент для обучения пению певчих птиц, а уже в XVIIIвеке становится непременным спутником бродячих музыкантов. Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери. Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя слово "орган". Да и в русском языке "органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": В Россию шарманка попадает в начале XIX пека. В народе ее называли: «ручной орган, который носят по улицам в домам для игры». Многие бродячие артисты сопровождали кукольное представление исполнением мелодии на шарманке.
76 За основу мелодии взят еще один итальянский (венецианский) мотив.В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея о нерасторжимости жизни и смерти. Шарманщик крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идет по кругу, одно поколение сменяется другим… В основу мелодии положена мелодия итальянского (венецианского) мотива. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.
77 Петрушка идет… Корзухин А.И.
78 Шарманщик Маковский В. Е.
79 В церкви
80 Первый и последний номера - «Утренняя молитва» и «В церкви»- соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма. Это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.