Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.tolgas.ru
1 Тема 8 Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Тема 8 Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Доцент, кандидат педагогических наук Коновалова Лилия Александровна
2 ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Модельные характеристики спортсмена высокого класса 2. Спортивная подготовка как многолетний процесс 3. Технология построения многолетней спортивной подготовки 4. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений 5. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта
3 Литература: Физическая культура студента/под ред. В.И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2007 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.:Издательский центр «Академия», 2000 Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997 Единая всероссийская спортивная классификация Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". - Российская газета, 6 мая 1999 г.
4 1. Модельные характеристики спортсмена высокого класса Характеристика спортсмена, содержащая комплекс формализованных эталонных показателей (свойств личности, психических, физических качеств, технико-тактического мастерства), необходимых для эффективной и стабильной соревновательной деятельности.
5 1. Модельные характеристики спортсмена высокого класса МОДЕЛЬ соревновательнаяметодическая
6 1. Модельные характеристики спортсмена высокого класса Соревновательные модели Морфофункциональные модели Модели подготовленности спортсмена Модели структуры соревновательной деятельности Пример
7 1. Модельные характеристики спортсмена высокого класса Методические модели Модели динамики становления спортивного мастерства Модели тренировочного процесса
8 2. Спортивная подготовка как многолетний процесс ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ Предварительной подготовки Начальной специализации Углубленной специализации Спортивного совершенствования Высших достижений Сохранения достижений Поддержание тренированности
9 I. Этап предварительной подготовки решает задачи: общей физической подготовки, освоения базовых умений и навыков в избранном виде спорта, привитие интереса к занятиям спортом (продолжительность этапа 3 года)
10 II. Этап начальной спортивной специализации решает задачи: овладения рациональной спортивной техникой, создание благоприятных условий для спортивного становления на последующих этапах, продолжительность этапа 2 года
11 III. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта решает задачи: совершенствования технического и тактического мастерства спортсмена, воспитания его волевых качеств, Продолжительность этапа 2-3 года
12 IY. Этап спортивного совершенствования решает задачи: подготовки к соревнованиям и успешного участия в них, достижения спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта), продолжительность этапа 2-3 года.
13 Y. Этап высших достижений Решает задачи: реализации максимальных возможностей спортсмена в избранном виде спорта, продолжительность этапа от 4 до 12 лет
14 YI. Этап сохранения достижений Решает задачи: продления спортивной карьеры спортсмена на значимом уровне
15 YII. Этап поддержание тренированности Решает задачи: Повышения долголетия, сохранения здоровья спортсмена- ветерана
16 3. Технология построения многолетней спортивной подготовки Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировки.
17 Разновидности структуры тренировочного процесса структура микромезомакро
18 МИКРОЦИКЛ Микроцикл это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
19 Характеристика микроцикла наличие двух фаз в его структуре стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых); регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
20 Тренировочные микроциклы
21 Виды микроциклов микроцикл втягивающийбазовый Контрольно- подготовительный соревновательныйвосстановительный
22 Мезоцикл Мезоцикл это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
23 Характеристика мезоцикла повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности; смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
24 Виды мезоциклов Базовые мезоциклы Контрольно- подготовительные мезоциклы Предсоревновательные мезоциклы Соревновательные мезоциклы Восстановительный мезоцикл Втягивающие мезоциклы
25 МАКРОЦИКЛ Макроцикл это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 34 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
26 Структура макроцикла Соревновательный период Переходный период Подготовительный период
27 Подготовительный период направлен на становление спортивной формы создание прочного фундамента подготовки к основным соревнованиям и участия в них.
28 Подготовительный период подразделяется на : 1) общеподготовитель- ный (или базовый) этап; 2) специально- подготовительный этап.
29 Соревновательный период (период основных соревнований) Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях.
30 Соревновательный период делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
31 Переходный период Основными задачами этого периода являются: обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла
32 4. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений Виды планирования: перспективное планирование (на ряд лет); текущее планирование (на один год); оперативное планирование на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
33 Перспективное планирование спортивной подготовки – это существенный элемент управления многолетним процессом совершенствования спортсмена.
34 Документы перспективного планирования учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов
35 Текущее планирование связано с оптимизацией учебно- тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии.
36 График изменения объема и интенсивности тренировочной нагрузки в годичном макроцикле
37 График изменения спортивной формы в годичном макроцикле
38 Оперативное планирование Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана.
39 5. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий Цель контроля - оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.
40 Виды контроля Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа. Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.
41 Примеры морфологических модельных характеристик конькобежцев высокого класса (по В.А. Орлову, Т.Л. Шаровой)
42 Пример модели соревновательной деятельности в плавании (по материалам В.Н. Платонова)
43 Пример модели подготовленности бегуна- спринтера (по В.В. Петровскому)
44 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.