Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРоза Закатова
1 Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга 1
2 Все вещи таят в себе загадку ( Эрнст Симон Блох) 2 М.А. Осоргин
3 Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. 3
4 Из статьи А.Б. Есина «О вещной детали» 1. На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определённой профессии или же знаком общественного положения. 4
5 2. Особое развитие эта функция вещных деталей получила в реалистической литературе XIX века. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина – петербургский и деревенский. 5
6 3. Вещная деталь иногда может чрезвычайно выразительно передавать психологическое состояние персонажа; особенно любит пользоваться этим приёмом психологизма Чехов. Вот как, например, изображается при помощи простой и обыденной вещной детали психологическое состояние героя в повести «Три года»: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой, белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем». 6
7 4. Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылась в творчестве Гоголя. Под его пером мир вещей стал относительно самостоятельным объектом изображения. Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом. 7
8 Осоргин развёртывает перед читателем реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь привычного, казалось бы, предмета. 8
9 Первая часть(вопросы для анализа) - Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? - Согласны ли вы с утверждением автора? - Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»? 9
10 Вторая часть - В чём пытается убедить читателя автор? - Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? - Какова история карандаша? - Какие путешествия совершает он, когда его ищут? - Какой совет даёт автор своим читателям? - А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека? 10
11 Третья часть -Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла? - Как вы думаете, куда исчезло пенсне? 11
12 Четвёртая часть - Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор- повествователь? - Как автор убеждает читателя в реальности происходящего? - Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира) - Как рассказчик мог наказать гуляку? 12
13 Пятая часть -Каковы рассуждения автора в конце рассказа? - Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности? 13
14 Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
15 Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора чайник - «добродушный комик» «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжной- актерское»
16 «часы шагают, хворают, кашляют» «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость»
17 «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент- термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
18 Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. 18
19 Ссылки на источники Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Использованы материалы Использованы материалы jpg png jpg jpg 4. jpg 4. jpg Teapots-22. jpg Teapots-22. jpg 19
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.