Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТатьяна Тобуркина
1 Отклоняющееся (девиантное) поведение
2 Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной запущенности. Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной запущенности. С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает поведение, в котором устойчиво проявляются такие отклонения от социальных норм: С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает поведение, в котором устойчиво проявляются такие отклонения от социальных норм: отклонения корыстной ориентации (хищения, кражи); отклонения корыстной ориентации (хищения, кражи); агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои); агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои); социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя). социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя).
3 В рамках отклоняющегося поведения выделяется несколько видов: социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.; отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
4 4. отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; 5. безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.
5 ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ Первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении. Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении. К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами
6 Причины отклонений от норм поведения Неправильное воспитание Неполная семья, конфликтная семья, «асоциальная семья» формальная семья «Алкогольная семья», безнадзорность, Эмоциональное отвержение Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, воспитание по типу «кумира»
7 Медико-биологические факторы Наследование аномальных черт характера Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей Наследование умственной недостаточности
8 Психические факторы Реакциии Активного протеста Пассивного протеста Отказа ИмитацииЭмансипации Увлечения
9 Координационный план работы с детьми группы риска I. Организационные мероприятия 1. Составление социального паспорта класса 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции 4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями 5. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 6. Организация досуга и кружковой деятельности 7. Составление административных писем, ходатайств и др. документ. 8. Осуществление связи с КДН, ОПДН и др. соц. службами 9. Организация летней занятости.
10 II. Работа с учащимися 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Вовлечение учащихся в кружки и секции 4. Проведение профилактических бесед 5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 6. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 7. Содействие в трудоустройстве 8. Проведение психодиагностики 9. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута 10Разбор конфликтных ситуаций
11 III. Работа с родителями 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на советы профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений
12 IV. Работа с педколлективом 1. Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Выступление на педсоветах
13 Система профилактики отклоняющегося поведения включает в себя следующие компоненты: 1. выявление учащихся группы риска, определение причин отклоняющегося поведения; 2. устранение причин отклонений в поведении школьника: - изменение характера личных отношений учеников со сверстниками и взрослыми; - вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности; - изменение условий семейного воспитания.
14 Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, родители, работники учреждений дополнительного образования, учителя-предметники, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.