Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Монахова
1 Раздел «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов
2 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ План: 1 Морфемика 2 Типы морфов 3 Производные и непроизводные основы слова 4 Способы словообразования 5 Комплексные единицы словообразовательной системы Основные понятия по теме: Словообразование – раздел языкознания, в котором рассматриваются: - структурный состав («из чего сделано слово») и - способы образования слов («как делаются слова»). План: 1 Морфемика 2 Типы морфов 3 Производные и непроизводные основы слова 4 Способы словообразования 5 Комплексные единицы словообразовательной системы Основные понятия по теме: Словообразование – раздел языкознания, в котором рассматриваются: - структурный состав («из чего сделано слово») и - способы образования слов («как делаются слова»).
3 Морфемика Морфема (греч. morphe – «форма») – это наименьшая значимая часть слова, она далее не делится, присоединяется к слову; основная единица словообразования. Если фонема не имеет значения, то морфема имеет и форму, и значение. Например, приставка ещё не слово, но уже имеет значение: «за-» не то же, что «под-», например, за деревом – под деревом. Морфема (греч. morphe – «форма») – это наименьшая значимая часть слова, она далее не делится, присоединяется к слову; основная единица словообразования. Если фонема не имеет значения, то морфема имеет и форму, и значение. Например, приставка ещё не слово, но уже имеет значение: «за-» не то же, что «под-», например, за деревом – под деревом.
4 Классификация морфем Четыре значимые части слова – морфемы: Не являются морфемами: корень морфема, выражающая основное лексическое значение слова и соотносящая его с родственными однокоренными словами основа часть слова без окончания; структурная часть слова, которая не является наименьшей, т.к. может включать в себя и приставки, и суффиксы (в основу слова не входят формообразующие аффиксы) при- ставка морфема, обычно стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или форм слова суффикс морфема, обычно стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова интерфúксинтерфúкс служебная структурная часть слова, «прослойка» между корнем и суффиксом в тех случаях, когда соединение затруднено или невозможно по морфонологическим причинам; самостоятельного значения не имеет, служит для соединения морфем окончание обычно конечная, изменяемая морфема, служащая для связи слов в словосочетании и предложении
5 Типы морфем Аффиксальные морфемы могут быть словоизменительными и словообразовательными Типы аффиксальных морфем Словообразо вательные Примеры:Словоизменительные (формообразующие) Примеры: приставки подойти, перейти, выйти, окончания книга, книгу, книгами, в книгах большинство суффиксов заявитель, воительница, очередной, особенный, солнышко, городище, землечерпалка суффиксы инфинитива, глаголов прошедшего времени (-л-) и повелительного наклонения; причастий, деепричастий, степеней сравнения качественных прилагательных и наречий нести, принесла, принесите, сдающий, заставляя, слабее, больнее ближайший постфиксы (-ся, -сь, -то, -либо, -нибудь) причесаться, где- то, умываясь, куда-нибудь, кто- либо постфикс -те в форме глаголов повелительного наклонения множественного числа поезжайте, встаньте, нарежьте, возьмите, лягте
6 Морфема -ий в разных частях слова Окончание -ий Суффикс -ий Часть корня -ий 1) в притяжательных прилагательных (обозначают принадлежность и отвечают на вопросы чей? чьи? и т.д.): (чей?) фазаний, бараний, заячий (заячьяяяяяя[jэ]го, заячьяяяяяя[jэ]му, в заячьяяяяяя[jэ]м и т.д.) 1) в притяжательных прилагательных (обозначают принадлежность и отвечают на вопросы чей? чьи? и т.д.): (чей?) фазаний, бараний, заячий (заячьяяяяяя[jэ]го, заячьяяяяяя[jэ]му, в заячьяяяяяя[jэ]м и т.д.) у существительных м.р. в И.п. ед.ч. (отвечают на вопросы кто? что?): гений, кафетерий, Савелий, кадмий у существительных м.р. в И.п. ед.ч. (отвечают на вопросы кто? что?): гений, кафетерий, Савелий, кадмий в прилагательных с основой на мягкий согласный (отвечают на вопросы какой? какие? и т.д.): весенний, синий, лишний, порожний в прилагательных с основой на мягкий согласный (отвечают на вопросы какой? какие? и т.д.): весенний, синий, лишний, порожний 2) существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. (отвечают на вопросы много кого? чего?): (пять) пе-в-ун-ий (пе-в-ун-ь[j-а]) 2) существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. (отвечают на вопросы много кого? чего?): (пять) пе-в-ун-ий (пе-в-ун-ь[j-а])
7 Производные и непроизводные основы слова Основы слова непроизводные основы (ни от чего не произошли, они изначальные, первые); значение непроизводного слова нельзя объяснить посредством других однокоренных слов: книга, стол, потолок – это простые по составу слова производные основы (с помощью каких-либо аффиксов они образовались от простых по составу слов); значение производного слова можно объяснить ссылкой на значение однокоренного производящего слова: на-поль-н-ый (светильник) пол (находящийся на полу); прикроватная (тумбочка) кровать (возле кровати)
8 Так, производные слова – вторичные, выводимые из других слов. Чтобы выделить производящую базу производного слова, нужно «отсечь» тот «лишний» формант, без которого слово может существовать, сохраняя своё основное лексическое значение: покупочка (маленькая покупка) покупка покупать купить. Так, производные слова – вторичные, выводимые из других слов. Чтобы выделить производящую базу производного слова, нужно «отсечь» тот «лишний» формант, без которого слово может существовать, сохраняя своё основное лексическое значение: покупочка (маленькая покупка) покупка покупать купить.
9 Морфонологические явления на границе морфов Морфонологические явления: Примеры: 1 перемещение ударения автомобиль автомобилист 2 чередование фонем шпага шпажист 3 усечение основы производящего слова соло солист (усечение -о) 4 наращение основы производящего слова алгебра алгебраист (наращение -а-) 5 совмещение (наложение) морфов такси таксист (совмещение -и-)
10 Способы словообразования Морфемные способы образования слов префиксальный: со-автор, за-лить префиксальный: со-автор, за-лить cуффиксаль- ный: духовн-ость, пароход-ик cуффиксаль- ный: духовн-ость, пароход-ик пост фискальный: учить-ся, где-нибудь, что-то пост фискальный: учить-ся, где-нибудь, что-то сочетание аффиксов: на-глядеть-ся, рас-щедр-и-ть-ся, колос-и-ть-ся сочетание аффиксов: на-глядеть-ся, рас-щедр-и-ть-ся, колос-и-ть-ся сложносуффиксальные (две основы + суффикс): тысячелетиии[jэ], орденоносец; новогод-н-ий (сложение с суффиксацией), мореплаватель (суффиксально-сложный) сложносуффиксальные (две основы + суффикс): тысячелетиии[jэ], орденоносец; новогод-н-ий (сложение с суффиксацией), мореплаватель (суффиксально-сложный) безаффиксный: гнилой – гниль, привозить – привоз, пропускать – пропуск, дикий – дичь, тканый – ткань безаффиксный: гнилой – гниль, привозить – привоз, пропускать – пропуск, дикий – дичь, тканый – ткань
11 Неморфемные способы образования слов сложение (слияние) 1) целых основ без соед. гласной: дизель-мотор, кафе-столовая; 2) целых основ + соед. гласная: свежеокрашенный, лесостепь, снежно- белый, сине-зелёный; 3) сокращённых или усечённых и полных основ: [сель][хоз]работы, [гос]комитет, [зар]плата; 4) аббревиация: вуз, ООН, загс, ЖЭС сложение (слияние) 1) целых основ без соед. гласной: дизель-мотор, кафе-столовая; 2) целых основ + соед. гласная: свежеокрашенный, лесостепь, снежно- белый, сине-зелёный; 3) сокращённых или усечённых и полных основ: [сель][хоз]работы, [гос]комитет, [зар]плата; 4) аббревиация: вуз, ООН, загс, ЖЭС сращение (лексико-синтаксический, образование слов из словосочетаний): выше/указанный, густо/окрашенный, быстро/растворимый, сей/час сращение (лексико-синтаксический, образование слов из словосочетаний): выше/указанный, густо/окрашенный, быстро/растворимый, сей/час субстантивация (морфолого- синтаксический, переход слов из одной части речи в другую): часовой, столовая, вечером субстантивация (морфолого- синтаксический, переход слов из одной части речи в другую): часовой, столовая, вечером лексико- семантический (употребление слова в новом значении): сестра (медицинская), 1 Мая (праздник), успевать (хорошо учиться) лексико- семантический (употребление слова в новом значении): сестра (медицинская), 1 Мая (праздник), успевать (хорошо учиться)
12 Примечания: Единственным средством при сложении является интерфикс, с помощью которого можно отличить сложение от сращения. При безаффиксном (бессуффиксном) способе слова образуются без прибавления суффикса. При этом часто усекается основа, происходит чередование гласных и конечных согласных основы, переносится ударение. Безаффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных (бежать – бег, встречать – встреча, гнилой – гниль, синий – синь). Основные разновидности аббревиации: слоговая (сочетание начальных частей слов) – универмаг, медсанбат; звуковая – дот, ГАИ, ТЮЗ; буквенная – БГУ (бэ-гэ-у), МВФ (эм-вэ-эф) и смешанная – завуч, собес. Единственным средством при сложении является интерфикс, с помощью которого можно отличить сложение от сращения. При безаффиксном (бессуффиксном) способе слова образуются без прибавления суффикса. При этом часто усекается основа, происходит чередование гласных и конечных согласных основы, переносится ударение. Безаффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных (бежать – бег, встречать – встреча, гнилой – гниль, синий – синь). Основные разновидности аббревиации: слоговая (сочетание начальных частей слов) – универмаг, медсанбат; звуковая – дот, ГАИ, ТЮЗ; буквенная – БГУ (бэ-гэ-у), МВФ (эм-вэ-эф) и смешанная – завуч, собес.
13 Комплексные единицы словообразовательной системы Словообразовательная пара определяет соотношение производящего и производного слов: голова (производящее) заголовок (производное); заголовок (производящее) подзаголовок (производное). Словообразовательная цепочка - нанизывание словообразовательных пар на «горизонтальной оси», когда каждое вновь образованное слово является производящим для последующего слова. Чтобы определить словообразовательный аффикс, нужно последовательно развернуть цепочку («раздеть» слово), сравнивая значение и последовательность аффиксов, образующих каждое новое слово в цепи. Тот из аффиксов, без которого слово может существовать, не меняя своего значения, и является словообразовательным средством. Например, если в слове «последовательность», состоящем из приставки по-, корня -след-, суффиксов -ова-, -тель-, -н- и -ость-, убрать приставку, то увидим, что слово «следовательность» не может существовать, а значит, слово «последовательность» образовано не приставочным способом. Значит, слово «последовательность» образовано суффиксальным способом при помощи -ость- от производящей основы «последовательн(ый)», образованной от «последователь+н(ый)», от «последова(ть)+тель», от «по+следовать», от «след». «След» – это и есть непроизводная основа, начальное слово, объяснить лексическое значение которого однокорневыми словами нельзя: «след – это то, что отпечаталось, осталось». Словообразовательная пара определяет соотношение производящего и производного слов: голова (производящее) заголовок (производное); заголовок (производящее) подзаголовок (производное). Словообразовательная цепочка - нанизывание словообразовательных пар на «горизонтальной оси», когда каждое вновь образованное слово является производящим для последующего слова. Чтобы определить словообразовательный аффикс, нужно последовательно развернуть цепочку («раздеть» слово), сравнивая значение и последовательность аффиксов, образующих каждое новое слово в цепи. Тот из аффиксов, без которого слово может существовать, не меняя своего значения, и является словообразовательным средством. Например, если в слове «последовательность», состоящем из приставки по-, корня -след-, суффиксов -ова-, -тель-, -н- и -ость-, убрать приставку, то увидим, что слово «следовательность» не может существовать, а значит, слово «последовательность» образовано не приставочным способом. Значит, слово «последовательность» образовано суффиксальным способом при помощи -ость- от производящей основы «последовательн(ый)», образованной от «последователь+н(ый)», от «последова(ть)+тель», от «по+следовать», от «след». «След» – это и есть непроизводная основа, начальное слово, объяснить лексическое значение которого однокорневыми словами нельзя: «след – это то, что отпечаталось, осталось».
14 Установите способ образования следующих слов: 1) нанервничаться 2) пересолить 3) подоконник 4) промываться 5) сверхсильный 6) бесхвостый 7) коротконогий 8) дело 9) пятый 10) ледокол 1) суффиксально-постфиксальный 2) префиксальный 3) префиксально-суффиксальный 4) постфиксальный 5) префиксальный 6) префиксально-суффиксальный 7) сложно-суффиксальный 8) суффиксальный 9) суффиксальный 10) сложно-суффиксальный
15 Проверьте слова с предыдущего слайда в словообразовательной цепочке: 1) нанервничаться – нервничать – нервный – нерв (на-нерв-н-ича-ть-ся) 2) пересолить – солить – соль (пере-сол-и-ть) 3) подоконник – окно (под-окон-ник-) 4) промываться – промывать – промыть – мыть (про-мы-ва-ть-ся) 5) сверхсильный – сильный – сила (сверх-силь-н-ый) 6) бесхвост!ый – хвост (бес-хвост-О-ый) 7) коротконог!ий – короткий + нога (коротк-_-ног-О-ий) 8) дел!о – делать (дел-О-о) 9) пят!ый – пять (пят-О-ый) 10) ледокол! – лёд + колоть (лед-_-кол-О-)
16 Правильно выделен корень в словах: 1) КАС-аться 2) изо-ЛИР-овать 3) при-ВЫК-нуть 4) РАЗ-уть 5) от-КУПОР-ить 6) РАЗД-еть 7) при-НЯ-ть 8) УШ-ла 9) за-ЗЕМ-ление 10) пред-УТРЕН-ний 1) КАС-аться 2) ИЗОЛ-ировать 3) при-ВЫК-нуть 4) раз-У-ть 5) от-КУПОР-ить 6) раз-ДЕ-ть 7) при-НЯ-ть 8) у-Ш-ла 9) за-ЗЕМЛ-ение 10) пред-УТР-енний
17 Следующая тема: «Орфография» Следующая тема: «Орфография»
18 Раздел «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов Т.В. Авдонина кафедра довузовской подготовки и профориентации УО «ГГУ имени Франциска Скорины» Гомель, 2014
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.