Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентина Авлукова
1 Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие народного промысла» Составила Щербань Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 16 хутора Белого муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края 2014 г.
2 Тема «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла».
3 Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
4 В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.". В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос« с центром в деревне Жостово. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.
5 Под Москвой деревня Жостово стоит, Промысел народный очень знаменит. На подносах жарко зацвели сады, Солнечного лета вечные следы В жаркие букеты собраны цветы Сказочно прекрасной, буйной красоты… Розы, георгины, скромный василек, Беленькой ромашки полевой цветок.
6 Село Жостово находится недалеко от Москвы в живописном месте. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
7 Поднос – специальная доска, металлический,пластмассовый лист с приподнятыми кверху краями для переноски посуды, для подачи еды на стол. Поднос – специальная доска, металлический,пластмассовый лист с приподнятыми кверху краями для переноски посуды, для подачи еды на стол.
8 В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Их тематика самая разнообразная
9 Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
10 Маки и тюльпаны, астры завитки, Красотой волшебной радуют цветы. Чувствуем живой мы трепет лепестков, Вечно любоваться ими я готов.
11 Жостовская роспись, как костер горит, Промысел народный очень знаменит. Вот какой чудесный ростовский цветок, В нем красив и ярок каждый лепесток. Черные подносы с жестовской росписью Сразу покоряют нас колдовскою росписью. Увлекают яркой, буйной красотой, Все букеты вымыты утренней росой. Лепестки нежнейшие дышат и живут, Пышные соцветия сказкою цветут.
12 Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного. Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками. Под кистью жостовских мастеров поднос приобретает качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
13 Излюбленными мотивами художников являются композиции из полевых и садовых цветов преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.. В цветочном букете чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
14 Краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! "Коль бежишь бегом, не жалей пяток" - только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее ростовское искусство.
15 Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. Они разнообразны: известно около тридцати форм - круглых, овальных, прямоугольных с разнообразными фигурными краями. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.
16 Орнаментальные рамки ( уборки) бывают довольно затейливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса. Уборки обычно пишут мастерицы- орнаментальщицы (уборочницы), но иногда это делает и сам художник, расписывающий поднос. Бывает, что вместо уборок применяются отводки - цветные или золотистые линии, бегущие вдоль бортиков. Огибая поднос, уборки подчёркивают его форму, обращают внимание на выступающие края и ручки, за которые его держат, придают ему большую нарядность и привлекательность.
17 Орнаментальные рамки ( уборки)
18 Техника работы над росписью подноса такова. Сначала железный поднос покрывают цветным лаком. Это может быть черный, зеленый, красный, голубой лак. Затем обрабатывается поверхность железного подноса припорошением недосушенной пленки алюминиевым или бронзовым порошком. Потом наносится рисунок, который расписывается масляными красками, но чаще роспись делают без предварительного рисунка. После этого поднос сушат, покрывают прозрачным лаком, полируют, чтобы он был блестящим, как зеркало. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
19 Рассмотрим приемы жостовского письма. При помощи этих приемов мастер создает узор на подносе. Первая стадия росписи – это за малявка. Вторая – выправка. В замалевке мастер набрасывает силуэт букета без предварительного рисунка. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок подноса. Рисунок выполняется масляными красками. 3-4 дня сушится, покрывается вторым слоем лака и прочищается под вторую стадию письма. Далее следует выправка. Она состоит из следующих одна за другой операций: денежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Тенежка – усиливает цвет и подчеркивает теневые места в цветочных формах. Прокладка – художник яркими красками прокладывает объемы цветов и листьев. Бликовка – белой краской художник высвечивает бликом части цветка. Чертежка – завершает тонкими линиями очертания листьев и прожилок листьев. Посадка семенцов – в чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики. Привязка – травка мелкая, завитушки между цветами и листьями. Они связывают в единое целое весь букет.
20 Жостовский поднос жив и по сей день. Он дарит нам ощущение праздника и радости.
21 Тест ( для закрепления) 1. Жостовские мастера живут в деревне: а) Абрамцево. б ) Жостово. в) Кистенево. 2. На уроке мы познакомились с росписью: а) гжельских мастеров; б) жостовских мастеров; в) хохломских мастеров. 3. Что не относится к элементам жостовской росписи: а) раскраска; б) денежка; в) бликовка.
22 Дети, спасибо за урок.
23 Источники: Ресурсы Интернета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.