Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Чеботарев
1 РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МБДОУ Озерновский детский сад уч. год
2 Ключевые вопросы: 1. Основные принципы технологии сотрудничества 2. Формы сотрудничества детей (партнерской деятельности) в условиях образовательного процесса 3. Организация начальных форм сотрудничества дошкольников 3 – 5 лет 4. Интерактивные технологии, приемы для развития делового и игрового общения со сверстниками в совместной деятельности дошкольников
3 Основными принципами технологии сотрудничества являются: 1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы. 2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач. 3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества. 4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия. 5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
4 позиции участников при партнерской форме организации образовательной деятельности 1. Сотрудничество детей и воспитателя (взрослый рядом) 2. За детьми не закреплены рабочие места 3. Свободное перемещение детей в пределах допустимого (правила) 4. Разрешено общение детей в малых группах, межгрупповое общение 5. Взрослый координирует деятельность детей, направляет, помогает
5 Задание: Создайте в группах модели рабочего пространства и позиций участников образовательной деятельности при разной форме организации детей, учитывая их возраст
6 Ранний, младший дошкольный возраст 1,5 -3 года Индивидуальное взаимодействие взрослого с детьми
7 Младший дошкольный возраст 2 -3 года Первая рассадка в группы, хотя дети выполняют задания индивидуально. Воспитатель помогает
8 Организация начальных форм сотрудничества дошкольников 3-4 года Начальная форма взаимодействия – диалог двух партнеров при целенаправленном участии взрослого опыт взаимодействия с ровесниками приобретают в совместной продуктивной деятельности
9 Средний 4-5 лет, старший дошкольный возраст 5-6 лет В средней группе уровень развития продуктивного взаимодействия дошкольников позволяет перейти к объединению в более многочисленные группы, по 3-4 человека, в старшей до 5 человек Ведущая роль в планировании совместной работы для детей средней группы остается за взрослым, дети старшей группы планируют и выполняют самостоятельно
10 Старший дошкольный возраст 5-7 лет появляется деловое сотрудничество и содержательное общение участников между собой в условиях коллективно- распределенной формы организации деятельности взаимодействие между микрогруппами происходит через воспитателя
11 Высший пилотаж сотрудничества детей 6-7 лет Дети умело взаимодействуют друг с другом в микро группах: договариваются, планируют действия, создают продукт Малые группы взаимодействуют между собой: презентация продукта, взаимоконтроль, общение Взрослый направляет, помогает, координирует весь процесс взаимодействия между микрогруппами
12 Результатов можно добиться, если Начать работу по организации партнерской деятельности с младшего возраста, проводить обучающие игры-занятия по формированию способов сотрудничества Применять разнообразные приемы для мотивации к объединению в пары, группы (игра «варежки», «без помощника не обойтись); приемы побуждающие воспитанников договариваться и согласовывать свои усилия («по секрету») Использовать игры, тренинги на формирование коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, умение понимать друг друга Внедрять в образовательный процесс интерактивные педагогические технологии, направленные на овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные ФГОС ДО
13 В младшем дошкольном возрасте Обязательная помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий Большие возможности для приобретения опыта взаимодействия в совместной продуктивной деятельности Возможна начальная форма взаимодействия – диалог двух партнеров Применение знакомого материала в новых для ребенка условиях переключает его внимание на партнера по совместной деятельности Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся начиная со второй половины учебного года
14 Первоначальные занятия (3-4 года) включают три части: 1. Демонстрация образца нормативных способов сотрудничества с помощью инсценировки взаимодействия кукольных персонажей 2. Объединение детей в диады для совместного выполнения задания 3. Собственно взаимодействия детей Таких занятий должно быть не меньше 5
15 Последующие занятия по формированию способов сотрудничества (3-4 года) 1. Вербальное обозначение взрослым ситуации (напоминание правил игры, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания) 2. Образование диад (естественное объединение дошкольников по собственному желанию) 3. Собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей, разделение операций, совместное выполнение) 4. Анализ и оценка продуктов деятельности Таких занятий не менее 10
16 В средней группе: Подобная работа может проходить на материале ознакомления с природой Объединение в более многочисленные подгруппы (по 3 – 4 человека) Каждое последующее занятие усложняется по сравнению с предыдущим (по содержанию, по линии условий для возникновения коллективного замысла)
17 Части занятий: 1. Создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (стихи, музыка, иллюстрации, загадки) 2. Объединение детей в рабочие подгруппы, помощь взрослого в планировании совместной работы, реализация детьми коллективного замысла продукта 3. Анализ и оценка совместной творческой деятельности (взрослый обращает внимание на работы других групп, особо выделяет оригинальные находки каждой композиции
18 Итак, при условии целенаправленного психолого-педагогического руководства к концу средней группы дети практически самостоятельно могут работать в подгруппах по 3-4 человека. Дошкольники значительно продвигаются как в плане использования нормативных способов взаимодействия друг с другом, так и в творческом решении различных задач
19 В старшем дошкольном возрасте Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в тройках, четверках Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации различных видов деятельности и вводить новые элементы технологии сотрудничества. Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия. Целью заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.
20 Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения, игры, тренинги, педагогические приемы, интерактивные технологии
21 Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников II младшая группа – работа в парах, хоровод; средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель; старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах, аквариум; подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.