Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗахар Нагульнов
1 МОРФЕМЫ, ИХ ТИПЫ И ФУНКЦИИ
2 Повторение теоретического материала Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни? Морфема - (от греч. morphe - форма) (лингв.). Значащая часть слова: корень, приставка или суффикс. Морфе́ма наименьшая языковая единица, обладающая значением. Морфемы подразделяются на два основных типа корневые (корни), и аффиксальные (аффиксы). Корень основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс- окончание)"). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Однокоренные слова это слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький). Однокоренные слова связаны друг с другом отношением словообразования. Не являются однокоренными слова с омонимичными корнями (водить и вода), а также различные словоформы одной и той же лексемы, образующиеся при помощи словоизменительных показателей (вода, воду, водой и т. п.)
3 Повторение теоретического материала Что такое приставка, суффикс, окончание, постфикс? Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении В некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса, например: мылась, плывите. Всего в русском языке два постфикса: -ся (-сь) и -те. Постфикс -те используется в глаголах в форме второго лица множественного числа повелительного наклонения, например: гребите, бегите; и в форме первого лица множественного числа настоящего и будущего времени повелительного наклонения, например: пойдёмте, поедемте. Постфикс -ся (-сь) используется в глаголах, причастиях и деепричастиях, например: моешься, мывшийся, моясь.
4 Повторение теоретического материала Для чего «служит» каждая из этих служебных морфем? Служебные морфемы служат для образования новых слов и форм слов.
5 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
6 1. Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова? 2. В чем различие корня от других морфем? 3. В какой части слова заключено лексическое значение? 4. Какие части слова выражают грамматическое значение?
7 5. В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры. По функции аффиксы делятся на: - словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс), - формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).
8 6. Какие части речи не имеют окончания? Слова неизменяемые окончаний не имеют (ни нулевых, ни материально выраженных). К ним относятся: Несклоняемые существительные: пальто, ситро, кино Простая сравнительная степень имен прилагательных: красивее, белее Несклоняемые прилагательные: беж, хаки Инфинитив: учиться, читать Деепричастие: написав, учась, сидя, сказав Наречия и слова категории состояния: везде, хорошо, красиво Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) Междометия
9 7. Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания? Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками и на письме не обозначено буквой. Его мы можем обнаружить при сравнении форм слова. Например: квартал_, квартала, кварталу, кварталом. В первой форме - нулевое окончание. В данном случае оно образует форму именительного падежа единственного числа имени существительного мужского рода второго склонения. Также нулевое окончание может обнаруживаться у имен существительных в форме родительного падежа множественного числа (гор_ - горы), у кратких прилагательных в форме мужского рода (красив_ - красивый), у глаголов в форме мужского рода прошедшего времени (пел_ - пела) и т.д.
10 8. Докажите, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова. 9. Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове.
11 УПРАЖНЕНИЯ
12 1. Распределите приведенные слова по графам таблицы. Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, фойе, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, красный, погасив. Неизменяемые слова Изменяемые слова Основа Окончание Сноваголов-а
13 2. Распределите слова на две группы: 1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания. Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть.
14 3. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем: 1) слова со словоизменительными морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами. Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать,велич-айш-ий, волч-ий.
15 4. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем). 1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи; 3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг; 5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый; 7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка; 9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат.
16 5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-: 1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение; 3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия. Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки.
17 ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
18 1. В каком ряду все слова однокоренные? 1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный; 3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый.
19 2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание? 1) Прямиком, берегом, творогом; 2) одно, полотно, шестеро; 3) издавна, чиста, комната; 4) четыре, поверье, вскоре.
20 3. В каком ряду все слова не имеют окончания? 1) Крюк, номер, насквозь; 2) мышь, здесь, четверо; 3) издавна, заново, лишь; 4) напрокат, самокат, вдоволь.
21 4. В каком слове выделяются два окончания? 1) Синеглазый; 2) кто-либо; 3) шестьдесят; 4) кафе-бар.
22 5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)? 1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший; 3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; 4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
23 6. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными? 1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый; 2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и; 3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и; 4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.
24 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-? 1) Надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, над днепровский; 3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный.
25 8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-? 1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый; 2) подреберье, подробный, неподкупный; 3) неподсудный, подлесок, подарок; 4) неподвластный, подследственный, наподдать.
26 9. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите? 1) Тратите, поднесите, толкните; 2) хотите, красите, согните; 3) стоите, караулите, позволите; 4) берегите, подчеркните, соберите.
27 10. В каком слове есть суффикс -чик-? 1) Пончик; 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик.
28 Ответ
29 СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз., Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.