Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯн Шишигин
2 «Трудный» подросток. Психологические особенности и специфика работы с ним. Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012
3 Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади. Эпиграф:
4 Терминология: Трудные подростки – это дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (по-другому их называют «трудновоспитуемые» дети или дети «группы риска»). Такие дети наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
5 Предпосылки: 1. Нестабильность общества; 2. Изменение ценностных ориентаций; 3. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения; 4. Чрезмерная занятость родителей; 5. Отсутствие надлежащего контроля; 6.Пассивные/принудительные методы обучения; 7. Недостаток общения.
6 Психологические особенности: Стереотип «трудного» подростка несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми: 1. Для "трудного" подростка характерно включение в определенную уличную субкультуру; 2. "Трудного" подростка характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию; 3. У "трудного" подростка весьма затруднен процесс формирования самосознания.
7 Причины отклоняющегося поведения: Ошибки семейного воспитания: а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей, б) отрицательное влияние на детей поведения родителей, в) противоречивое отношение родителей к детям, г) неполный состав семьи, д) неправильная организация деятельности детей, е) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений.
8 Причины отклоняющегося поведения: Недостатки учебно-воспитательной работы в школе : а) непосильность предъявляемых к обучающимся требований, б) перегрузка обучающихся, в) устойчиво негативная оценка результатов их деятельности, д) создание атмосферы нетерпимости и обструкции, е) невнимательное отношение к детям и несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе.
9 Причины отклоняющегося поведения: Негативное влияние среды, деформация социальных связей и ценностных ориентаций: а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией, б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами, в) низкая сформированность структуры общения.
10 Типология нарушений поведения Агрессивное поведение; Девиантное поведение; Делинквентное поведение; Аддиктивное поведение; Побеги из дома, бродяжничество; Суицидальное поведение.
11 Агрессивное поведение Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Ведущие признаки агрессивного поведения: - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; - тенденция к разрушению; - направленность на причинение вреда окружающим людям; - склонность к насилию (причинению боли).
12 Девиантное поведение Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. «Ядром» девиантного поведения являются: - преступность; - алкоголизм; - наркомания; - самоубийство; - «пред девиантный синдром».
13 Делинквентное поведение Делинквентное антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Деликты - противозаконные действия. К числу делинквентных относятся административные правонарушения, которые влекут за собой административную ответственность.
14 Аддиктивное поведение Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. (англ. addiction склонность, пагубная привычка). Негативные последствия зависимого поведения личности: - утрата работоспособности; - конфликты с окружающими; - совершение преступлений. Объекты зависимости: - психоактивные вещества; - алкоголь; - пища; - игры; - секс; - религия и религиозные культы.
15 Побеги из дома, бродяжничество Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество – разновидность поведения, которое выступает результатом двойного конфликта. Основные категории уходящих из дома: 1.Подростки, убегающие о напряженности в семье; 2. Беглецы от чрезмерного родительского контроля и требований; 3. Убегающие от физического или сексуального насилия; 4.Беглецы-шантажисты ; 5.Беглецы-исследователи.
16 Суицидальное поведение Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») это умышленное лишение себя жизни. Основные группы суицидов: - Истинный суицид; - Демонстративный суицид; - Скрытый суицид (косвенное самоубийство).
17 Основные принципы работы Опора на положительные качества подростка; Формирование будущих положительных устремлений подростка; Включение в коллективную деятельность; Реализация потребности в самоутверждении; Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей; Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком со стороны воспитателей.
18 Правило трех «П» 1 шаг - ПОНЯТЬ Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. 2 шаг – ПРИНЯТЬ Принятие асоциальной картины мира подростка. 3 шаг – ПОМОЧЬ Предложение помощи (поддержки).
19 Важно помнить несколько моментов: Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение.
20 Работа в группах Вопросы к заданию: 1. Особенности подростка; 2. Характер проблемы; 3. Способы конструктивного взаимодействия; 4. Помощь специалистов;
21 Практическое задание Уважаемый учитель! Вам предстоит провести урок в классе, где учатся 6 ребят: Ослик Иа, Пеппи, Буратино, Карлсон, Мальвина, и Незнайка. На уроке Вам надо установить учебную дисциплину. Спросить на оценку Ослика Иа, Незнайку и Мальвину. Тема урока: «Слова-антонимы».
22 Ослик Иа меланхоличный, не общительный, отказывается отвечать у доски, замкнутый, застенчивый, пессимист
23 Пеппи Длинный чулок активная, выдумщица и фантазёрка, с низкой учебной мотивацией, неусидчивая, с хорошими организаторскими способностями
24 Буратино легко поддающийся чужому влиянию, невнимательный, со средними способностями, склонен ко лжи, ленивый
25 Карлсон гиперактивный, невнимательный, преобладают игровые мотивы, нарушитель дисциплины, второгодник
26 Мальвина девочка-отличница, любит отвечать, прилежная, дисциплинированная, демонстративная, авторитарная, лидер
27 Незнайка гиперактивный, выскочка с низкими способностями, но высокой учебной мотивацией, любознательный, хвастун, выдумщик
28 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.