Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТарас Майданов
1 Итоги адаптационного периода у первоклассников МОУ СОШ учебный год
2 12 шагов Программа психологического сопровождения первоклассников на этапе адаптации к началу обучения в школе Автор: педагог-психолог МОУ СОШ 2 г. Торопца Тверской обл. Александрова А.Б.
3 Цель программы «12 шагов» Создание педагогических и социально- психологических условий, позволяющих ребенку успешно развиваться в школьной среде
4 Задачи программы «12 шагов» 1) выявление особенностей психолого- педагогического статуса каждого ребенка с целью профилактики и своевременного решения проблем; 2) создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их первичной и вторичной адаптации; 3) создание специальных педагогических и психологических условий для коррекционной и развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации.
5 Методы в программе «12 шагов» - психолого-педагогическая диагностика (анкета для родителей, анкета для учителя, изучение динамики работоспособности детей на протяжении первого полугодия); - курс развивающих занятий с первоклассниками; - углубленная диагностика для выявления причин трудностей в формировании учебных навыков и определения внутренних психологических механизмов для налаживания успешного обучения и общения.
6 Сроки в программе «12 шагов» 1-ая четверть – этап первичной адаптации, 2-ая четверть – этап вторичной адаптации, 3-я и 4-ая четверти – необходимо- дополнительная адаптация детей с трудностями
7 Шаг 1. Сентябрь. Рекомендации психолога родителям первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 1. Организация режима дня ребенка - А. Время и продолжительность домашних занятий; Б. Организация отдыха; В. Регулярное и полноценное питание; Г. Время и продолжительность сна. 2. Правильное поведение родителей первоклассника. 3. Особенности обучения леворуких детей.
8 Леворукий ребенок: рекомендации Если у ребенка не получается уверенно пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, писать буквы и цифры, нужно взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить нужное движение. При обучении письму можно воспользоваться калькой. Не забывайте – окно и лампа находятся справа от руки ребенка. Знайте, что счет «в уме» для левшонка занимает больше времени, чем у правшей, поэтому помогите ему овладеть таблицей сложения. Развесьте в разных местах квартиры таблички с математическими примерами на сложение в пределах (1-2 классы). Место в классе – ряд у окна, место слева (1 вариант)
9 Шаг 2. Сентябрь. Консультация для учителей, обучающих первоклассников - Три фазы адаптации; - причины, лежащие в основе школьной дезадаптации; - два типа школьных трудностей; - помощь ребенку, испытывающему неспецифические и специфические школьные трудности.
10 Адаптация первоклассника к школе - - приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их реакциями
11 Показатели первичной психологической адаптации ребенка (сентябрь-октябрь) 1. Адекватное поведение («внутренняя позиция ученика»): -выполнение школьных правил; -признание авторитета учителя; -желание учиться
12 2. Установление контактов с учителем и одноклассниками: -желание общаться; -умение общаться
13 3. Овладение навыками учебной деятельности: -посадка за партой; -удерживание ручки; -ориентация на строку; -умение слышать инструкцию; -умение выполнять инструкцию
14 Критерии вторичной психологической адаптации ребенка (ноябрь-декабрь) 1. Успешное усвоение учебного материала: - работа на уроках; -самостоятельное выполнение домашних заданий
15 2. Отсутствие ухудшения здоровья: -не более одного перенесенного заболевания за полгода; -сохранение аппетита и сна; -отсутствие жалоб на усталость; -отсутствие нервных проявлений (тики, энурез, заикание, страхи и т.п.)
16 3. Улучшение работоспособности ребенка на протяжении полугода
17 Шаг 3. Сентябрь. Изучение мотивации обучения и эмоционального самочувствия первоклассников (проводится классными руководителями в течение первых недель сентября) Цель: выявление общего уровня мотивации ребенка, преобладающих мотивов учебы и его эмоционального самочувствия в период адаптации к школе
18 Как себя чувствуют наши первоклассники Рисунки Кати А., Ани В., Кати А., Вари Т.
19 Несформированная мотивация - чрезмерная ориентация на оценку, избегание ситуации ошибки, зависимость от мнения родителей, неумение преодолевать трудности Справа – бланк для диагностики:
20 Мотивация наших первоклассников Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Учебные и социальные мотивы 13 чел.10 чел. Оценочные и позиционные мотивы 11 чел. Игровые и внешние мотивы -2 чел.
21 Шаг 4. Сентябрь. Измерение веса первоклассников Одним из показателей «участия» здоровья в процессе учения является вес ребенка – если он снизился более чем на 2 кг за первые полгода учебы, это говорит о том, что успехи даются первокласснику нелегкой ценой, и могут быть срывы, как в успехах, так и в здоровье. Это могут быть «перегруженные» дети, не справляющиеся с той нагрузкой, которую им предлагает школа или родители. Чаще всего на «перегруз» реагирует здоровье – снижением веса, болезнями, обострением хронических заболеваний, возникновением нервно-психических отклонений (тики, энурез и т.д.).
22 Шаг 5. Сентябрь. Обследование первоклассников с целью выявления сформированности звуковой культуры речи Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Нарушения ЗКР 10 чел. 40 % 10 чел. 40 % Чистая речь 15 чел.
23 Кружок «Веселый язычок»: исправляем недостатки звукопроизношения Делаем гимнастику для язычка, мышц губ и щек; Учимся правильно использовать слова в речи, изменять их; Развиваем мелкую моторику рук; Учимся находить нужный звук в слове; Учимся различать звуки на слух и правильно их произносить
24 Шаг 6. Октябрь. Обследование первоклассников с целью выявления уровня их учебной работоспособности Работоспособность - возможность ребенка выполнять заданную деятельность на заданном уровне эффективности в течении заданного отрезка времени
25 Кривая работоспособности
26 Шаг 7. Октябрь. Адаптационные занятия «Введение в школьную жизнь» С учебного года в наших 1-х классах началась реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а следовательно, отпала необходимость создавать специальные условия (занятия) для адаптационной работы, т.к. в содержание учебников и технологию работы по ОС «Школа 2100» уже заложен весь необходимый для этого материал. Работа учителя строится с учетом всех основных факторов, способствующих адаптации ребенка к школе, преодолению школьных трудностей, связанных с процессом освоения в школьной жизни.
27 Шаг 8. Ноябрь. Дыхательные пробы. Результаты пробы говорят о способности ребенка использовать дыхание для обеспечения учебных потребностей: лучшее интеллектуальное развитие будет у школьников с хорошо развитыми двигательными навыками. Дети 7- 8 лет, занимающиеся спортом, демонстрируют более высокий уровень развития способностей.
28 Шаг 9. Анкетирование родителей. Ноябрь. Результаты: Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 55 %50 % Дети с некоторыми проявлениями дезадаптации 45 %50 % У детей еще продолжается период адаптации --
29 Шаг 10. Декабрь. Анкетирование учителей. Результаты: Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 15 чел.12 чел. Дети с некоторыми проявлениями дезадаптации 10 чел.11 чел. У детей еще продолжается период адаптации -2 чел.
30 Шаг 11. Январь. Повторная диагностика работоспособности и измерение веса первоклассников Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Вес увеличился или остался на прежнем уровне 22 чел.25 чел. Вес снизился 3 чел. 12 % -
31 Работоспособность наших первоклассников Количество детей 1 «а» класс 1 «б» класс Высокий уровень работоспособности 22 чел.24 чел Средний уровень работоспособности 2 чел.1 чел. Низкий уровень работоспособности 1 чел.-
32 Шаг 12. Январь. Психологическая консультация для родителей по итогам адаптационного периода первоклассников Индивидуальная работа с родителями первоклассников с целью определения причин и преодоления конкретных трудностей адаптации
33 Анализ-отчет составлен педагогом-психологом МОУ СОШ 2 г. Торопца Тверской обл. А.Б. Александровой ( учебный год). При подготовке были использованы психолого-педагогическая литература, результаты обследования и фотографии детей и педагогов МОУ СОШ 2 г. Торопца Тверской обл.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.