Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнесса Шпитонова
1 Психология внимания Лекция 6
2 Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов
4 Сосредоточение. Иллюзорное заполнение. Биологическая значимость
5 Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов
7 Три ноутбука на столе. Два спереди и один позади…….
8 Была ли такая форма на столе?
10 Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов
11 Язык и внимание Hart, 2013 Необходимо придумать пример негативного и нейтрального события Ответить на вопрос – Что происходило тогда? – Что тогда произошло? Оценить свое текущее настроение Описание в несовершенной форме «приближало» к негативному событию и ухудшало настроение; в совершенной - наоборот
12 Феноменология внимания Внимание – концентрация мысленного усилия на сенсорных или мысленных событиях Т.Рибо – патологии внимания 1. Гипертрофия внимания (фобии) 2. Атрофия внимания (переутомление) Явления невнимания: 1. рассеянность от усталости – прострация, дорожный гипноз 2. поэтическая рассеянность (усиление воображения), 3. профессорская рассеянность, мнимая рассеянность (усиление концентрации внимания на одной идее). Гипноз цели, феномен слепоты к изменению 4. детская или ученическая рассеянность (высокая отвлекаемость и слабая концентрация), 5. старческая рассеянность (залипание на одной идее при невысокой степени внимания, плохая переключаемость) – дегенеративные процессы в НС, депрессии
13 Simons and Levin (1998)
14 Эффекты внимания Положительные Усиливающий эффект – выделение объекта Фиксирующий эффект – удержание во времени Аналитический эффект - конкретизация Отрицательные Деавтоматизация Семантическое пресыщение - психосоматика Сбой параллельных видов деятельности
15 Критерии внимания Феноменальные: ясность, отчетливость, усилие Поведенческие: моторные и физиологические (диаметр зрачка) Продуктивные: познавательные, мнемические, исполнительные (выполнение нескольких видов деятельности одновременно)
16 Виды внимания (У.Джемс)
17 Виды внимания по уровням развития (Н.Ф.Добрынин) Непроизвольное внимание – Вынужденное – вызванное стимулами – Невольное внимание – вызванное состоянием – Привычное внимание – вызванное опытом Произвольное внимание – Произвольное внимание – Волевое – Бдительность Послепроизвольное внимание
18 Классические теории внимания Внимание как сознание и восприятие Внимание как мышечное усилие Внимание как объективация помех в программе поведения Внимание как контроль Внимание как процесс селекции
19 Метафора зрительного поля (В.Вундт) Перцепция и апперцепция Свойства внимания: структура, объем (сознания и внимания), ритмичность сознания, ясность и отчетливость Методы исследования – Метроном (16-40) – Тахистоскоп (4-6) Активность внимания
20 Метафора волны (Э.Титченер) Концентрация внимания - интенсивность Время удержания Пассивность внимания Волна внимания Метод «минимальных раздражителей»
21 Поток сознания(У.Джемс) Не структурная, а функциональная теория Свойства потока (сознания или внимания) – Индивидуальность – Изменчивость – Непрерывность – Избирательность
22 Моторная теория внимания Т.Рибо ( ) – внимание как умственный монотеизм Двигательное приспособление – задержка 1. Дыхательное 2. Сосудодвигательное – приток крови, сердцебиение 3.Двигательное
23 Гештальпсихология Нет необходимости во внимании Группировка объектов может происходить за счет организации самих объектов – функция поля восприятия Max Wertheimer (1923)Wolfgang Kohler (1947)Kurt Koffka (1935)
24 Фигура и фон
25 Амодальные соревнования позволяют выполнять группировку Bregman (1990)
26 Внимание как впф Л.Выготский
27 Направление взора Brooks & Meltzoff, 2005 Поворот головы за взрослым – просто условный рефлекс? Условия с открытыми и закрытыми глазами
28 Указательные жесты Протодекларативный жест: посмотри на это! Протоимперативный жест: дай мне это! Лонгитюдное исследование показывает, что протодекларативный жест появляется первым, в среднем к 12 мес, но самое раннее в 8 мес. Протоимперативный жест появляется в среднем к 14 мес Экспериментатор давал ребенку неинтересную игрушку и потом за его спиной другой экспериментатор показывал интересную игрушку
29 Liszkowski et al., 2004 Четыре условия, разное поведение взрослого – R = смотрит то на игрушку, то на младенца, восхищенно говорит об игрушке, и о том, что они видят ее вместе – In = только на лицо, не смотрин на игрушку, гововорт о м-це: «У тебя сегодня хорошее настроение! Ты хорошо поспал, да?» – O = смотрит только на игрушку, не на младенца, не говорит ничего – Ignore = смотрит на свои ногти. ЗП - как часто и насколько долго указывает и как часто смотрит на взрослого.
30 Liszkowski et al., 2004
32 Внимание как контроль П.Я.Гальперин Средства внимания и внимание Пример Ориентировочная и исполнительная часть действия Внимание – контроль над исполнительной частью Необходимость критерия или образца – план и способы его применения Методика поэтапного формирования умственного действия – перевод средства во внутреннюю форму Эксперимент Гальперина-Кобыльницкой
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.