Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Самойлова
1 ОРТОЛОГИЯ ОРТОЛОГИЯ – круг лингвистических наук, изучающих языковые нормы и устанавливающих их. (Литература и язык. СОВРЕМЕННАЯ иллюстрированная энциклопедия.- М.:Росмэн. Под ред.проф. Горкина А.П ) – 1. Раздел языкознания, изучающий функционирование и историческую изменчивость нормы в её соотношении с системой языка и узусом. 2. Теория правильной речи. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000) – (греч. orthos правильный + logos наука). лингв. Раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм, речевые неправильности. (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.) – учение о правильности, нормативности речи. (Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. М.:Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин )
2 НОРМА НОРМА – исторически принятий (предпочтенный) выбор одного из функционирующих, реально бытующих в общественно-языковой практике вариантов. Это единообразное, образцовое, общепринятое употребление в речи языковых средств (слов, форм слов, словосочетаний, предложений) в определенный период развития литературного языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Литературная норма – явление сложное. С одной стороны, она характеризуется стабильностью и этим своим свойством обеспечивает сохранение культурной традиции нации. С другой стороны, норма с течением времени и под воздействием совокупности социокультурных и общественно-исторических условий, в которых функционирует язык, меняется.
3 Виды норм Сущность норм Орфоэпические Правила произношения и ударения Словообразовательные Правила образования слов Лексические Правила использования в речи слов и устойчивых выражений в соответствии с их лексическим значением Грамматические:Морфологические Правила словоизменения разных частей речи Синтаксические Правила построения словосочетаний и предложений разных типов Орфографические Правила передачи на письме слов и их значимых частей (морфем) Пунктуационные Правила использования на письме знаков препинания
5 Нормы морфологии Употребление форм имен существительных Колебания в роде имен существительных
6 Нормы морфологии
9 Употребление форм имен существительных Колебания в падежных окончаниях имен существительных
10 Нормы морфологии
14 Употребление форм имен прилагательных
15 Нормы морфологии
17 Нормы синтаксиса
22 Употребление однородных членов предложения
23 Нормы синтаксиса
25 Употребление деепричастного оборота
26 Нормы синтаксиса Перевод прямой речи в косвенную
27 Словари по грамматике Грамматический словарь русского языка под ред. А.А.Зализняка – М., АСТ:Астрель, – 800 с. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря-справочника. – М., Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. – М.: АСТ: Астрель, (Толково- словообразовательный словарь - совместно с Н.А.Ковалевой – 2015 г.)
28 1. Неосознанное отступление от нормы, которое называют ошибкой («Я и не знал, что правильно говорить «класть», а не «ложить»). 2. Осознанное нарушение норм из-за пренебрежения ими (мотивация типа «У нас в классе (на работе) все говорят «ложить». Я знаю, что это неправильно, а правильно «класть». Но я не хочу выделяться, поэтому говорю, как все: «ложить»»), которое также квалифицируется как ошибка. 3. Преднамеренное (сознательное, продуманное) нарушение языковых норм с целью создания языковой игры. Так, образованный человек, преподаватель, может шутливо сообщить домашним: «Беру п Ортфель, ложу туда тетради, документы и иду в колл Едж». 1. Неосознанное отступление от нормы, которое называют ошибкой («Я и не знал, что правильно говорить «класть», а не «ложить»). 2. Осознанное нарушение норм из-за пренебрежения ими (мотивация типа «У нас в классе (на работе) все говорят «ложить». Я знаю, что это неправильно, а правильно «класть». Но я не хочу выделяться, поэтому говорю, как все: «ложить»»), которое также квалифицируется как ошибка. 3. Преднамеренное (сознательное, продуманное) нарушение языковых норм с целью создания языковой игры. Так, образованный человек, преподаватель, может шутливо сообщить домашним: «Беру п Ортфель, ложу туда тетради, документы и иду в колл Едж».
29 Условия сознательной нормализации языка 1) нормализация должна способствовать стабилизации литературного языка, не нарушая его структурных особенностей; 2) нормализации не следует углублять различий между устным и письменным языком; 3) нормализация должна сохранять варианты и не должна устранять функциональных и стилистических различий.
30 Формы сознательного и целенаправленного отбора, оценки и фиксации норм создание нормативных грамматик, словарей, руководств по стилистике и т. д.; деятельность различных языковых обществ и отдельных нормализаторов, направленная на поддержание «чистоты» языка (пуризм); - научно обоснованная пропаганда форм употребления языка, объединяемых в понятии «языковой культуры».
31 СЛОВАРИ XXI ВЕКА
32 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.:Айрис-пресс, Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995) 2-е изд., стер. / ред. Земская Е.А., ; Воронцова В.Л.; головинская М.Я. и др. – М.: Языки русской культуры, Словарь Марины Королевой и Ольги Северской. Справочно- информационный портал на радиостанции «Эхо Москвы». И на Грамоте.ру. Грамота.ру - Словарь сочетаемости слов русского языка /под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. 3-е изд., испр. – М., Хорошая речь / под ред. М.Л.Кормилицыной, О.Б.Сиротининой. М., 2009.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.