Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКлавдия Русанова
1 Кафедра латинского и иностранных языков Тема: Истоки культуры речи. Качества коммуникативной целесообразности. Культура речевого общения Лекция 3 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности – Педиатрия Автор – к. филол. н., доцент Сперанская А.Н. Красноярск, 2012
2 Актуальность темы Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка. Предметом изучения культуры речи является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и системе ее коммуникативных качеств.
3 Основные функции языка коммуникативная (функция общения); мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли); экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего); эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
4 Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами (знаками), необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации. С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.
5 Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. Слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. «Чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления» (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., С. 345). Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью передачей чужих мыслей, последовательностью и информативностью.
6 Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.
7 Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение удовлетворяло эстетическим чувствам адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), однако эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь. Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
8 КУЛЬТУРА РЕЧИ – это такой набор (выбор) и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. (Н.М. Шанский)
9 Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Л.И. Скворцов
10 ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ ЗНАЧИТ: (а)уметь выражать заданный смысл разными (в идеале – всеми возможными в данном языке) способами (способность к перефразированию); (б)уметь извлекать из сказанного смысл, в частности – различать внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различие омонимии) и находить общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); (в)уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных. (Ю.Д. Апресян)
11 УРОВНИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, то есть нормативная, грамотная в узком смысле слова РЕЧЬ ХОРОШАЯ, то есть красивая, уместная, грамотная в широком смысле слова
12 Две ступени освоения литературного языка ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО Предметом речевой культуры является подвижная языковая структура речи в её коммуникативном воздействии.
13 Две редакции рассказа А.П. Чехова «Шуточка» В 1886 г. было:В 1900 г. стало: Уже попахивает весной. Вот, вот сковырнемся! Уже пахнет весной. Вот-вот еще мгновение, и кажется, мы погибнем! Опять мы летим ко всем чертям. Опять мы летим в страшную пропасть. Лететь с горы по-прежнему страшно и ужасно. Лететь с горы по-прежнему страшно.
14 Коммуникативные качества речи Под коммуникативными качествами речи понимаются такие её особенности, которые оптимально обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о высокой речевой культуре, ее совершенстве: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность.
15 Этапы формирования культуры речи как научной дисциплины С 20-х до начала 60-х гг. Основной критерий культуры речи – критерий литературно-языковой правильности. Главная задача – описание литературно-языковой нормы, её закономерностей, путей складывания и овладения ею. С середины 60-х. Возникновение функциональной стилистики – описание стилей как подсистем языка, изучение дифференцированных стилистических норм. В качестве основного критерия культуры речи признан критерий стилистического соответствия и коммуникативной целесообразности.
16 Культурноречевые методы метод непосредственного наблюдения за речевыми и языковыми фактами: сбор и обработка языкового материала, теоретические и практические выводы. метод анкетного опроса (анкетирование), который позволяет проводить массовые исследования. статистический метод.
17 Культура речевого общения Культура речи заключается в умении избегать ошибок в речи, в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Культура общения складывается из умения строить свою речь, слушать собеседника и речевого этикета.
18 Речевой этикет Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Соблюдение речевого этикета в общении оставляет у собеседника благоприятное впечатление о Вас, поддерживает Вашу положительную репутацию.
19 Ситуации речевого этикета Речевой этикет регулирует ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия, соболезнования, одобрения, комплимента, приглашения, просьбы, совета, предложения и др.
20 Тональность общения Дружеская Нейтральная Официальная
21 Литература Основная: 1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., Культура русской речи. – М., Дополнительная: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., Электронные ресурсы: 1. Справочно-информационный интернет-портал gramota.ru 2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи //
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.