Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Мишутина
1 Лекция 4 Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Полная бизнес-модель компании 2. Шаблоны организационного бизнес-моделирования бизнес-моделирования 3. Построения организационно-функциональной модели компании модели компании 1 1
2 2 2 В-1 Полная бизнес-модель компании Рисунок 1 - Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования
3 3 3 Миссия согласно [ISO-15704] – это 1. Деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы выполнить функцию, для которой оно было учреждено, - предоставления заказчикам продукта или услуги. 2. Механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи. Определение миссии позволяет сформировать дерево целей компании - иерархические списки уточнения и детализации миссии.
4 4 4 бизнес-потенциал компании - набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка. Бизнес-потенциал, в свою очередь, определяет функционал компании - перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе указанных видов коммерческой деятельности. Кроме того, уточняются необходимые для этого ресурсы (материальные, человеческие, информационные) и структура компании. Построение бизнес-потенциала и функционала компании позволяет с помощью матрицы проекций определить зоны ответственности менеджмента.
5 5 5 Матрица проекций - модель, представленная в виде матрицы, задающей систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Матрица коммерческой ответственности закрепляет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности. Ее дальнейшая детализация (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечивает построение финансовой модели компании, что, в свою очередь, позволяет внедрить систему бюджетного управления. Матрица функциональной ответственности закрепляет ответственность структурных звеньев (и отдельных специалистов) за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности (закупка, производство, сбыт и пр.), а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (планирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, управления персоналом и пр.). Дальнейшая детализация матрицы (до уровня ответственности отдельных сотрудников) позволит получить функциональные обязанности персонала, что в совокупности с описанием прав, обязанностей, полномочий обеспечит разработку пакета должностных инструкций.
6 6 6 Описание бизнес-потенциала, функционала и соответствующих матриц ответственности представляет собой статическое описание компании. На этом этапе бизнес-моделирования формируется общепризнанный набор основополагающих внутрифирменных регламентов: - базовое Положение об организационно-функциональной структуре компании; - пакет Положений об отдельных видах деятельности (финансовой, маркетинговой и т.д.); - пакет Положений о структурных подразделениях (цехах, отделах, секторах, группах и т.п.); - должностные инструкции.
7 7 7 Завершается организационное бизнес-моделирование разработкой модели структур данных, которая определяет перечень и форматы документов, сопровождающих процессы в компании, а также задает форматы описания объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании. При этом создается система справочников, на основании которых получают пакеты необходимых документов и отчетов. Такой подход позволяет описать деятельность компании с помощью универсального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные звенья и др.). Управленческие регистры по своей структуре представляют собой иерархические классификаторы. Объединяя классификаторы в функциональные группы и закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций, можно получить полную бизнес-модель компании.
8 8 8 Основные этапы процессно-целевого описания компании Процессно-целевое описание компании, позволяющее получить взаимосвязанные ответы на вопросы: зачем-что-где-кто-как-когда-кому-сколько
9 9 9 Полная бизнес-модель компании
10 Таким образом, организационный анализ предполагает построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей компании, который включает: - Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать); - Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает); - Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании); - Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что- как-кому); - Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов); - Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения). Таким образом, организационный анализ предполагает построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей компании, который включает: - Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать); - Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает); - Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании); - Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что- как-кому); - Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов); - Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения). 10
11 11 В-2 Шаблоны организационного бизнес-моделирования Шаблон разработки миссии
12 12 При разработке модели миссии компании рекомендуется: 1. Описать базис конкурентоспособности компании - совокупность характеристик компании как социально-экономической системы. 2. Выяснить конъюнктуру рынка, т.е. определить наличие платежеспособного спроса на предлагаемые товары или услуги и степень удовлетворения рынка конкурентами. 3. Выявить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики. 4. Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности. 5. Оценить возможную поддержку или противодействие общественных организаций. 6. Сопоставить результаты вышеперечисленных действий с учетом правовых, моральных, этических и др. ограничений со стороны персонала и сформировать позицию "хочу". 7. Оценить уровень возможных затрат и доходов. 8. Оценить возможность достижения приемлемого для всех сторон компромисса и сформулировать Миссию компании.
13 13 Шаблон формирования бизнесов
14 14 Шаблон формирования функционала компании (основных бизнес-функций)
15 Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании
16 Шаблон потокового процессного описания
17 17 В-3 Построения организационно-функциональной модели компании Функциональная схема компании
18 18 Древовидные модели (классификаторы) - точные иерархические списки выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, ресурсов, в том числе исполнительных механизмов для бизнес-процессов, документов и их структуры, и т.п.). Каждый элемент классификатора может быть дополнительно охарактеризован рядом атрибутов: тип, шкала, комментарий и т.п. Фактически, классификаторы представляют собой набор управленческих регистров, содержащих, в основном, неколичественную информацию, совокупность которых задает систему координат для описания деятельности компании. Количество таких списков-классификаторов определяется целью построения модели. Для построения организационно-функциональной модели используется всего два типа элементарных моделей.
19 19 Матричные модели - это проекции, задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала и вес). В начальной модели применяется всего несколько классификаторов предметной области: - основные группы продуктов и услуг компании; - ресурсы, потребляемые компанией в ходе своей деятельности; - функции (процессы), поддерживаемые в компании; - организационные звенья компании.
20 20 Агрегированная модель - модель организационной структуры, учетные регистры которой имеют ограничение по степени детализации до 2-3 уровней. Целью построения данной модели является предоставление информации об организационной структуре высшим руководителям компании для проведения стратегического анализа, анализа соответствия данной структуры стратегии и внешнему окружению банка. Модель может также предоставляться внешним пользователям (например, потенциальным инвесторам как иллюстрация к бизнес-плану, крупным клиентам и др.). Стандартная практика построения моделей организационно-функциональной структуры компаний поддерживает два уровня детализации: -агрегированную модель; --детализированную модель.
21 21 Детализированная модель - модель организационной структуры, детализация учетных регистров которой производится на более глубоких уровнях, чем в агрегированной модели. Степень детализации в модели обусловлена конкретными потребностями компании (создание определенных организационных регламентов). Целью построения данной модели является предоставление информации о распределении функциональных обязанностей между подразделениями компании, а также об организации бизнес-процессов в компании. Построение детализированной модели позволяет создавать различные внутрифирменные регламенты.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.