Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Шуякова
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «В ИНОГРАДОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Ф ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Узингер Лидия Александровна учитель начальных классов 2014
2 . Каждая эпоха социального развития диктует новые задачи, новые требования к личности в соответствии с тем, что человеку приходится действовать в более сложных и многообразных условиях материальной и духовной жизни общества. На развитие и саморазвитие человека влияет среда, в которой он живёт и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт, человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, то есть заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
3 Т ЕМА ДОКЛАДА – Ф ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОИСКУ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Предмет ознакомления – самостоятельность как форма деятельности учащихся на уроке. Цель – познакомить с особенностями, системой и видами самостоятельной познавательной работы учащихся в начальной школе.
4 З АДАЧИ : Рассмотреть самостоятельность как форму деятельности учащихся на уроке. Показать систему и рассмотреть виды мотивации самостоятельной работы при обучении младших школьников. Определить значение мотивации самостоятельных работ в обучении младших школьников. Привести в качестве примера разработки учебных занятий – тренингов.
5 Самостоятельной познавательной деятельности учащихся уделялось большое внимание педагогами во все времена. Саморазвитие – это самообучение, самоизменение, самовоспитание. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, формулировать цели своего развития, то есть подвести к самосовершенствованию. Школьник должен уметь развивать себя. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности социальные и духовные – потребности улучшать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.
6 . Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности.
7 . Исследования показывают, что интерес школьников к учёбе снижается, когда учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддерживать уровень мотивации у детей на протяжении всего школьного обучения, так как она является источником активности и успешности в обучении. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы формируются в процессе самой учёбы. Задача учителя – на каждом уроке стремиться к тому, чтобы мышление школьников приобретало характер размышления, самонаблюдения, самопознания. В действительности в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности детей учитель нередко сталкивается с несформированностью у них навыка самостоятельно учиться.
8 М ЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ Метод линейного воздействия Один источник информации. 100 % нагрузки на учителя «Расскажи мне - и я забуду» Метод линейного взаимодействия 30 % информации дети получают сами «Покажи мне - и я запомню» Изучение во взаимодействии 80 % информации дети получают сами «Позволь мне это сделать самому – и я запомню это навсегда»
9 Д ИАГНОСТИКА НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста? Прежде чем реализовать в практике работы технологический подход в обучении, учителю необходимо выяснить уровень готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Цель диагностики – определить уровень владения умения самостоятельно работать с основным источником информации – текстом учебной статьи.
10 П РЕДПОЛОЖИМ, ЧТО УЧИТЕЛЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА ДАЁТ УЧАЩИМСЯ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛЕДУЮЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ : 1) прочитать текст учебника; 2) восстановить в памяти краткое содержание учебной статьи; 3) сконструировать три вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи; 4) дать краткий ответ на свои вопросы; 5) записать вопросы на карточку; 6) обменяться карточками с партнёром; 7) ответить на вопросы партнёра (можно письменно); 8) оценить работу партнёра (взаимооценка).
11 В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЬ ВЫЯВЛЯЕТ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ УМЕНИЯМИ I часть Отбирать основное содержание учебного материала. Кодировать учебную информацию (модель, конспект). Отбирать материал для конструирования вопросов. Конструировать репродуктивные вопросы. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).
12 II ЧАСТЬ Конструировать проблемные вопросы. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра). Оценивать работу партнёра. Корректировать работу партнёра. Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.
13 П РИ ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ УЧИТЕЛЬ ЗАПОЛНЯЕТ АНАЛИТИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ, ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА И ВЫЯВЛЯЕТ УРОВЕНЬ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. А НАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА Ф.И. Умения Количество баллов % Выводы
14 А ЛГОРИТМ АНАЛИЗА РАБОТЫ : Заполняю результаты работы в таблицу Просчитываю количество баллов и процент(%) освоения умением по горизонтали Просчитываю количество баллов по вертикали По горизонтали просчитываю уровень формирования указанных умений у каждого ученика Создаю диаграмму на основе полученных результатов Из баллов, полученных по горизонтали и вертикали, делаю вывод о качестве сформированности умений у учащихся класса, о достижениях учащихся класса (отдельно каждого учащегося) в освоении того или иного умения, о проблемах существующих в классе (у отдельного учащегося) в освоении того или иного умения на уровне класса
15 К ЛЮЧИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕ Ребёнок владеет умением, он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.
16 . Если у ученика сформированы умения I части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера. Если сформированы умения I и II части диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
17 . По результатам диагностики учитель планирует коррекционную работу с учащимися. В процессе этой работы он обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала. Поэтому важно подготовить учеников к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно развиваются мыслительные способности ученика. Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях – тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.
18 У ЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ 1 Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера
19 И ГРА 1 К ТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ? Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов. Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель выписывает их на доске (Что? Где? Когда? Сколько? Какой? Куда? и т. д.)
20 И ГРА 2 С ОСТАВЬ ВОПРОС Цель – научить конструировать вопросы репродуктивного характера. Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.
21 И ГРА 3 В ЫБЕРИ СЛОВО Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи. Ход игры. Учитель предлягает прочитать текст учебной статьи и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.
22 И ГРА 4 К ТО БЫСТРЕЕ ? Цель – научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала. Ход игры. Учитель предлягает прочитать текст учебной статьи и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова, сконструировать вопрос по содержанию урока.
23 И ГРА 5 К ТО БОЛЬШЕ ? Цель – научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера. Ход игры. Учитель предлягает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.
24 И ГРА 6 К ОНКУРС НА ЛУЧШУЮ СИСТЕМУ ВОПРОСОВ Цель – научить конструировать систему вопросов. Ход игры. Учитель предлягает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса: 1. Участники игры работают в творческих парах; 2. На конкурс предлягается 5 – 6 вопросов; 3. Вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4. Вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5. Вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.
25 И ГРА 7 В ОПРОС - ОТВЕТ Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера. Ход игры. Учитель предлягает ученикам, работающим в творческих парах, сформулировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, а затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить ученикам класса для обсуждения.
26 У ЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ 2 Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера
27 И ГРА 1 П ОДБЕРИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Цель – научить конструировать вопросы творческого характера. Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь…? Каковы причины…? Каковы следствия…? Что произойдёт, если…? Объясни зависимость…
28 . Затем учитель выбирает из текста учебника 2 – 3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлягает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.
29 И ГРА 2 Н АЙДИ ОПОРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий. Ход игры. Учитель предлягает в тексте учебной статьи выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) Несут основную смысловую нагрузку. 2) Могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Ученики выбирают в тексте учебника предложения и зачитывают их.
30 И ГРА 3 К ТО БОЛЬШЕ ? Цель – научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определённое время. Ход игры. Учитель предлягает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается 5 минут).
31 . Понравившиеся работы читают вслух сами ученики. Особенно интересно, если встречаются противоположные оценки того или иного события, поскольку тогда может возникнуть дискуссия. Учитель может воспользоваться рядом приёмов для развития у учеников навыка высказывать своё мнение. Для этого всего лишь на уроке надо спрашивать: «А что ты думаешь по этому поводу?» Школьники должны научиться выражать собственное мнение, а не мнение автора учебника или мнение учителя.
32 З АКОНЧУ СВОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРИТЧЕЙ. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
33 Л ИТЕРАТУРА 1. Акименко В.М. новые педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д, Зайцева У.А. Как обеспечить учебно-познавательную мотивацию учащихся: формы и виды учебной деятельности/ Сельская школа. – – с Черноусова Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самоорганизации личности/Завуч. – –с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.