Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарта Шпакова
1 Тема 5 КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ 1. Общее и особенное в восприятии 2. Влияние культуры на память 3. Мышление и интеллект 4. Язык и познание Казанский университет
2 Может ли восприятие быть культурно обусловленным ? Восприятие – один из фундаментальных психических процессов, тесно связанный с ощущениями и, безусловно, имеющий врожденные физиологические основания. Когда - то в начале XX в. именно поиск врожденных паттернов восприятия привел немецких психологов к идее гештальта, кторая продолжает использоваться и в наши дни. Если базовые элементы восприятия действительно носят врожденный характер, то, казалось бы, никакого места культуре здесь нет. Это мнение может еще более укрепиться, если исходить из идеи о том, что функция восприятия – предоставление человеку истинной информации об окружающей действительности : поскольку мир един для всех, постольку и его об - раз должен одинаковым. Однако это не совсем так. Во - первых, даже без учета культуры восприятие не дает человеку полностью адекватную картину мира, что связано с некторыми особенностями строения различных органов ощущений ( более того, восприятие может давать информацию и о том, чего на самом деле не существует ). Во - вторых, особенности культуры влияют на восприятие гораздо больше, чем принято думать. Восприятие нельзя сводить к совокупности ощущений. Это гораздо более сложный процесс, в ктором участвуют многие группы нейронов мозга, и в ктором человек опирается, как на свой предыдущий опыт, так и на опыт всей культуры ( а этот опыт нередко обусловлен особенностями обра - за жизни той или иной группы людей в давнем прошлом ). Казанский университет
3 Примеры кросс - культурных различий в восприятии Горизонтально - вертикальная иллюзия Иллюзия Мюллера - Лайера Ниже на рисунках изображены две известные зрительные иллюзии, кторые по - разному воспринимаются в разных культурах. У. Х. Р. Риверс ( руководитель первого в истории кросс - культурно - го исследования ) в 1905 г. установил : А. Жители Индии и Новой Гвинеи сильнее подвержены влиянию горизонт - тально - вертикаль - ной иллюзии. Б. Жители Европы сильнее подвержены воздействию иллюзии Мюллера – Лиера. Эти данные неоднократно были подтверждены более поздними экспериментами ( например, M.Segall, 1963, 1966). Возможны разные объяснения. Казанский университет
4 Примеры кросс - культурных различий в восприятии ( продолжение ) Исследования Лоулора (M.Lawlor, 1955) показало, что африканцам и европейцам нравятся разные рисунки ( демонстрировал ось 8 изображений, не имеющих расового содержания ). Внутри же расовых групп наблюдается большое сходство. Исследование Хадсона (W. Hudson, 1960) показало, что представители африканских племен банту иначе, чем американцы ( европейцы ) воспринимают пространственную перспективу. Это различие связано с константностью восприятия Казанский университет
5 Кросс - культурные различия в восприятии цвета Современные научные данные говорят о том, что восприятие цветов в разных культурах является примерно одинаковым, но в некторых из них красно - зеленый дальтонизм встречается чаще. Основная теория цветоразличения – физиологическая, но отдельные эксперименты говорят о решающей роли культурных факторов. В частности, доказано, что на восприятие цвета влияет язык. В целом ряде языков, в том числе в крупных, нет слов для обозначения не - кторых основных цветов ( в английском -11 таких слов, в русском – 9). Толь - ко для трех цветов есть слова во всех языках мира. В соответствие с теорией Л. Гейгера первоначально люди обозначали только белый, черный и красный цвета ; постепенно они стали обозначать зеленый и желтый, а еще позже синий и т. д.). Белый, черный Красный Желтый, зеленый белый Синий черный Коричневый коричневый Фиолетовый и др. Казанский университет
6 Культура и восприятие лиц Всем известно, что лица людей, принадлежащих к своей расе, различаются хорошо и довольно легко узнаются, даже несмотря на возрастные изменения, а лица людей других рас кажутся неотличимыми друг от друга. Это правило действует одинаково для всех рас (Bothwell, Brigham, Malpass, 1988). Причина заключается в наличии « направляющих стратегий » ( последовательности когнитивных установок ), стихийно выработанных внутри культурных групп для облегчения задачи распознавания. Эксперимент в университете Глазго Анализ движений глаз при восприятии лиц показал, что европейцы преимущественно рассматривали глаза и рот, а азиаты смотрели в область носа. По мнению исследователей, эти отличия не определяются генетически, а формируются на основе социального опыта, приобретаемого в ходе развития в условиях определенной культуры. Европеоиды Монголоиды Казанский университет
7 Может ли память работать по - разному в разных группах людей ? Не надо доказывать, что память есть у всех людей. Не нужно доказывать и то, что у них одинакова генетическая память. Однако, если говорить об индивидуальной памяти, она в значительной степени обусловлена культу - рой. Вопрос состоит только в следующем : влияет ли культура исключительно на содержание памяти, или она влияет также на сами механизмы ее функционирования ? То, что она обуславливает содержание памяти людей, очевидно : напри - мер, все мы помним с детства различные элементы фольклора, характерно - го для своей культуры, различные сведения по истории своей страны и народа, у нас формируются и сохраняются типичные для нашей культуры стерео - типы восприятия и поведения. Что касается механизмов работы памяти, то здесь все гораздо сложнее. Первым психологом, кторый поставил вопрос о взаимодействии культуры и механизмов памяти был Ф. К. Бартлетт (1932). По его мнению, существует два типа запоминания : низший ( основанный на временной последовательности событий ) и высший ( основанный на культурных схемах ). Позднее S.Ph.Nadel и G.Bateson проверяли идеи Бартлетта в экспериментах и нашли им подтверждения. В частности, Нэйдел показал различия в организации памяти у рядом живущих йоруба и ньюп (За- падная Африка), но не смог доказать, что один механизм нужно считать низшим, а другой – высшим. Казанский университет
8 Современные исследования особенностей памяти в разных культурах Современные исследования ( например, А. Пууртин - га, Д. А. Вагнер, М. Коул, Г. Джахода и др.) показали, что между культурами нет различий по объему кратко - временного запоминания и скорости забывания. В то же время, имеются различия в механизмах запоминания и в некторых факторах, влияющих на его эффективность. Исследование группы во главе с М. Коулом в Либе - рии ( Западная Африка ) не выявило специфики в за - поминании рядов слов разными группами американцев и представителя - ми народа кпелле. Ре - зультаты последних в це - лом были несколько хуже, однако, они повышались, когда слова давались не списком, а включенными в некий рассказ, особенно в том случае, когда он был связан с существенными для них аспектами жизни. Исследование А. Пуур - тинги с коллегами в Иране и Нидерландах выяснило, что большое значение при вы - явлении когнитивных различий между куль - турами, в том числе в области памяти, приобретает тип используемых заданий : если сам тип информации привычен в рамках данной культуры, она хорошо запоминается Ряд исследований ( К. Э. Миллер и Дж. Стиг - лер ) показал, что определенное влияние на запоминание оказывают особенности языка. Считается, например, что более короткое и быстрое произношение многих числительных в китайском и японском языках ( по сравнению с английским ) объясняет лучшее запоминание чисел представителями этих культур. Казанский университет
9 Память и образование Память и образование Кажется очевидным, что между уровнем образования и эффективностью запоминания информации существует прямая связь. Однако исследования не всегда подтверждают это. Все зависит от типа информации. Наиболее распространенная сегодня точка зрения состоит в том, что школьное образование улучшает запоминание си - систематизированной информации, но никак не влияет на запоминание обычной, житейской информации. Кроме того, при изучении влияния уровня образования на память ( и мышление ) приходится учитывать, что в любой культуре он выше у более обеспеченных групп населения. Поэтому на самом деле мы можем сталкиваться не с культурными, а с социально - экономическими различиями. Немало исследований посвящено изучению влияния на память и запоминание информационных технологий. Имеющиеся данные противоречивы, но вы - являемые различия могут быть связаны не с культурой, а с уровнем компьютеризации ( исследования в Индии и Пакистане ). В мире существует немало племен, не охваченных даже начальным школьным образованием. Однако люди в них, в том числе дети, запоминают значимую информацию ( например, пространственное расположение объектов ) не хуже, чем люди из других культур. Исследование Д. А. Вагнера в Ма - рокко показало, что дети, обучающиеся в медресе и учащие наизусть Коран, за - поминают вербальную информацию, особенно письменную, лучше детей, не посещающих медресе, и лучше европейских детей. Казанский университет
10 Образ жизни и память Все исследования особенностей памяти в разных культурах привели к выводу о том, что решающую роль, как и в случае с восприятием, играет не сама по себе культура, а образ жизни. Иначе говоря, люди запоминают лучше то, что имеет реальное значение в их повседневной жизни. Среди кросс - культурных психологов распространено мнение о том, что объем долговременной памяти у « цивилизованных » народов и « примитивных » племен не отличается. Однако, если у первых значительную ее часть составляют профессиональные знания и прочая систематизированная информация, то у вторых - событийная ин - формация, связанная с конкретными людьми, взаимодействиями между ними и с особенностями природного окружения. М. Коул приводит пример с пастухом из племени свази ( Южная Африка ), кто - рый не умел ни читать, ни писать, но помнил всех ко - ров, кторые были купле - ны хозяином стада за по - следние несколько лет, включая возраст каждого животного и заплаченную за него цену. Тот же пастух в стандартных эксперимен - тах на память показывал низкие результаты. Профессиональный таксист с 10- ти летним стажем в Париже и Лондоне помнит названия более чем 2000 улиц, микрорайонов, от - дельных зданий, их место - нахождение, а также крат - чайшие пути до каждого из них из различных точек го - рода. В то же время, он не - редко с трудом запомина - ет информацию другого рода, например абстракт - ные знаки и символы. Казанский университет
11 Мышление и культура Вопрос о взаимосвязях между культурой и особенностями мышления является одновременно одним из наиболее активно изучаемых и неоднозначных. Здесь, как ни в какой другой области исследований, важно наличие валидных в кросс - культурном отношении методик, но именно их и не хватает. Основные вопросы можно сформулировать так : одинаково ли думают люди, представляющие разные культуры ? Обладают ли они одинаковыми интеллекту - альными возможностями ? Вся сложность проблемы заключается в том, что, по - видимому, на первый из них должен быть дан отрицательный ответ, а на второй – утвердительный. Проведенные в Азии, Африке и в дру - гих регионах исследования говорят о том, что процессуальные особенности мышления в разных культурах отлича - ются. Эти особенности принято обо - значать термином « когнитивный стиль ». В настоящее время существу - ют разные подходы к их выделению. Они активно изучаются, но методи - ческие и другие трудности не позво - ляют произвести точную классифи - кацию культурных групп по особен - ностям когнитивного стиля. На данный момент нет ни одной кросс - культурно валидной методики измере - ния уровня интеллекта личности. Ши - роко известные тесты IQ ( Бине - Стэн - форд и Х. Айзенка ) позволяют полу - чать более или менее надежные ре - зультаты только для европейской культуры и для культур дочерних по отношению к ней. Во всех других культурах они дают пониженные ре - зультаты, но это является всего лишь следствием несоответствия стимуль - ного материала культурным условиям. Казанский университет
12 I Q Уровень интеллекта в разных культурах Вопрос о том позволяют ли тесты из - мерять уровень интеллекта людей не - зависимо от их культурной принад - лежности приобрел практическое значение еще до 1- ой мировой войны. Три четверти иммигрантов из Европы, прибывавшие в США в начале XX в., показывали низкие результаты по те - стам интеллекта. В стране разгоре - лись политические и научные споры. Этот вопрос сохраняет свое значение до сих пор, порождая существование физиологических теорий интеллек - та, утверждающих врожденный ха - рактер интеллектуальных различий. А. Дженсен в 80- ые г. г. выявил более высокие показатели интеллекта у американцев англо - саксонского про - исхождения. По его мнению, интел - лект на 80% обусловлен биологией. Другие теории утверждают, что обна - руживаемые тестовые различия обу - словлены причинами не биологичес - кого, а культурного происхождения ( теория культурной отсталости ). Третья идея состоит в том, что интел - лектуальные различия между культурными группами обусловлены дли - тельной экономической и социаль - ной депривацией некторых из них. Эти утверждения основываются на данных о том, что дети, в раннем воз - расте меняющие культурную среду, не уступают в интеллектуальном раз - витии принятой в новой среде норме. З. Блау показал, что во всех культурных группах США лучшие показатели IQ имеют дети из более обеспечен - ных семей, а сами эти группы отлича - ются по уровню благосостояния. Казанский университет
13 Сущность интеллекта в разных культурах Особое положение в кросс - культурной психологии занимают мнения, ут - верждающие, что в разных культурах могут существовать интеллекты раз - ного типа, несовпадающие по структуре и другим параметрам (P.M.Green- field и др., 1966). Отсюда вытекают две популярные идеи. Если верно последнее, то универсальным может оказаться только самое общее определение : интеллект – это то, что позволяет решать проблемы и достигать цели. Но типичные проблемы и цели в разных культурах могут быть далеко не одинаковыми. Соответственно, не одинаковыми могут ока - заться способы их постановки и решения. Во многих языках мира нет понятия « интеллект ». Слово, наиболее близ - кое к нему в китайском языке означает в точном переводе « умный и талант - ливый », но понимается под этим способность к научению, желание учиться и ответственность. В ряде африканских языков это понятие подразумевает, кроме чисто когнитивных качеств, уравновешенность и дружелюбие. Необходимо создавать тесты IQ, свободные от влияния культу - ры. Это попытался сделать Р. Б. Кеттелл, но, по мнению многих исследователей, ему не удалось решить поставленную задачу. А Поскольку в разных культурах могут существовать разные типы интеллекта, свободная от влияния культуры стандартная тесто - вая методика для его измерения не может быть создана Б Казанский университет
14 Теории интеллекта и их применимость к разным культурам В кросс - культурных исследованиях наибольшую популярность получили компонентные и факторные теории интеллекта. Наиболее известны из них следующие Наиболее развернутая теория, в кторой выделяются 3 показателя ( действие, содержание, резуль - тат ). Каждый из них состоит из трех компо - нентов. По мнению ав - тора, эти 9 компонен - тов могут образовы - вать более 150 комби - наций, кторые с раз - ной частотой встреча - ются в разных культу - рах. В этой те - ории выделяются кон - текстуальный, опыт - ный и компонентный интеллекты. Первый позволяет адаптиро - ваться, второй – про - дуцировать новое, третий – обрабаты - вать информацию. Поскольку теория ос - новывается на про - цессуальной стороне мышления, она счита - ется применимой к разным культурам. В этой тео - рии выделяется 7 типов интеллекта : логико - ма - тематический, лингви - стический, музыкаль - ный, пространствен - ный, телесно - кинесте - тический, межличност - ный, внутриличност - ный. Каждый из них образуется разными компонентами, связан с разными видами дея - тельности и встреча - ется с разной частотой в разных культурах. Дж. Гилфорд (J.Guilford, 1985) Р. Стернберг, (R.Sternberg, 1986) Г. Гарднер (H.Gardner, 1989) Казанский университет
15 Когнитивные стили Когнитивные стили Понятие « когнитивный стиль » характеризует процессуальную сторону мышле - ния, т. е. используется для описания того, как люди мыслят. Это понятие появи - лось давно, но стало популярным в последние три десятилетия. Наиболее известная теория когнитивных стилей принадлежит Г. Уиткину (H.A.Witkin, 1962, 1981), кторый выделил « поленезависимый » ( самостоятель - ный ) и « полезависимый » ( социально ориентированный ) типы мышления. После - дующие измерения в разных культурах ( Канада, Индия, Западная Европа, Афри - ка и др.) показали, что такое различие существует. Переменные Когнитивный стиль Поленезависимость Полезависимость Добыча пропитания Охота, собирательство Сельское хозяйство Образ жизни КочевойОседлый Плотность населения НизкаяВысокая Тип семьи НуклеарныйРасширенный Социальная стратификация СвободнаяСтесненная Социализация СамоутверждениеУступчивость Уровень образования ВысокийНизкий Заработная плата Высокая Низкая Казанский университет
16 Аналитическое и синкретическое мышление Совершенно иной подход к выделению когнитивных стилей можно увидеть в работах М. Коула (M.Coul) и его коллег. Этот подход основывается на понима - нии мышления как культурно - контекстуального явления. Культура – контекст, а мышление соответствует его правилам и требованиям. В зависимости от общей принципов когнитивной организации контекста ( культуры ) оно может быть пре - имущественно аналитическим или синкретическим ( целостным ). Вместе со С. Скрибнером и другими коллегами М. Коул провел интересные экс - перименты в Западной и Южной Африке, кторые в целом подтвердили его мо - дель кросс - культурных особенностей мышления и когнитивных процессов. Он отрицает наличие универсальных законов разума. По его мнению, в любой культуре происходит постепенный переход от конкретного мышления ко все более абстрактному и обобщающему, но способы этого перехода различны. Взгляды М. Коула являются дальнейшим развитием идей Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, кторых он называет своими учителями. В качестве иллюстрации М. Коул при - водит пример судебного заседания в одной из стран Африки. Судья просит женщину рассказать о событии, прои - зошедшем в середине дня, но она на - чинает описывать все, что произошло в этот день с утра. В ответ на предло - жения перейти к сути она отвечает, что скоро дойдет до этого. М. Коул утверждает, что приведенный пример указывает не недостаток ин - теллекта, а на нечто иное. Например, речь может идти о коммуникативном поведении, направленном на поддер - жание статуса, или о соблюдении оп - ределенных коммуникативных ритуа - лов ( в любом случае это – культурно обусловленное поведение ). Казанский университет
17 Проблема рациональности мышления Мистическое мышление Рациональное мышление В вышедшей еще в 1922 г. книге Л. Леви - Брюля « Первобытное мышление » этим термином были обозначены особен - ности мышления в племенах, ведущих примитивный образ жизни. В его основе лежит не логика, а мифология и различ - ные верования. Однако многое указывает на то, что мифологичным можно считать и европейское мышление ( речь идет всего лишь о разных системах мифов ) Обоснованию условий и правил рацио - нальности много внимания уделил К. Поп - пер (« Объективное знание »). Однако и он вынужден был признать, что любое раци - ональное мышление опирается на ирраци - онально принимаемые посылки. Это озна - чает, что любая культура создает свою си - стему исходных посылок ; поэтому то, что рационально в одной из них, может быть не рациональным в другой. Является ли мышление во всех культурах рациональным ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, какое мышление должно считаться рациональным. Определить это невозможно, даже в рамках одной культуры. Есть два подхода к проблеме рациональности : а ) рационально мышление, приводящее к эффективному решению проблемы ; б ) рационально мышление, не противоречащее законам логики. Но в первом случае нужно будет помнить, что критерии эффективности в раз - ных культурах могут не совпадать, а во втором, - что логические выводы дела - ются на основе определенных исходных посылок, кторые тоже могут быть разными. Несмотря на эти обстоятельства, кросс - культурные психологи неред - ко используют термины « мифологическое » и « рациональное » мышление. Казанский университет
18 Некторые теории и ре - зультаты большого числа экспериментальных ис - следований говорят о том, что способность к абстрагированию не оди - наково развита в разных культурных группах. В исследовании М. Коула дети кпелле в условиях обучения в школе испы - тывали большие трудно - сти при выполнении дей - ствий с числами, но с легкостью справлялись с привычными для них бытовыми измерениями. Результаты исследований особенностей простран - ственного мышления противоречивы. В любом случае оно сильно зави - сит не столько от куль - туры, сколько от условий жизни группы. Хорошо известно умение ориентироваться на местности представите - лей народов, ведущих кочевой образ жизни на определенной террито - рии и занимающихся преимущественно охо - той. Особенности творческо - го мышления в разных культурах трудно сопо - ставимы, т. к. связаны со спецификой : а ) воспри - ятия, б ) типичной для культуры системы обра - зов, в ) языка, г ) мифоло - гии и т. д. Многие произведения « примитивного » искус - ства ( статуэтки с острова Таити ) специалисты отно - сят к величайшим про - дуктам человеческого творчества, а коллекци - онеры готовы выложить за них любые деньги. Отдельные особенности мышления Абстрактное мышление Пространственное мышление Творческое мышление АБАБ АБАБ Казанский университет
19 Язык и мышление Проблема языка и его влияния ( связи ) не только на интеллект и мышление, но и в целом на психику и сознание человека является одной из важнейших в кросс - культурной психологии. Языковое разнообразие в мире велико ( см. тему 2). Поскольку же связь языка и мышления не вызывает сомнений, возникает вопрос : влияют ли особенности то - го или иного языка на особенности мышления его носителей ? Отвечая на него, нужно обратить внимание на две теории – теорию « лингвистической относитель - ности » Э. Сепира и Б. Уорфа, теорию « универсальной грамматики » Н. Хомского. Вторая из них пользуется в настоящее время большей поддержкой специалистов. Лингвистическая относительность Универсальная грамматика В соответствие с этой теори - ей в основе всего многообра - зия языков лежит единый для них свод фундаментальных правил. Этот свод формировался эволюционно, генетичес - ки запрограммирован и дает возмож - ность овладеть любым из существующих языков. Исходя из этого, все языки спо - собны одинаково обслуживать процессы мышления и по - разному выражать одни и те же мысли. Теория появилась в 20- ые г. г. прошлого века. В соответст - вии со следствиями из нее язык обуслав - ливает содержание и логику мышления. Во - первых отсутствие или наличие в нем тех или иных понятий позволяет или не позволяет мыслить о них. Во - вторых, структура языка и специфика возможных языковых конструкций влияет на логику мышления. Отсюда следует, что мышле - ние на разных языках различно. Казанский университет
20 Язык и категоризация Категоризация – распределение объектов по классам и понятийное обозначе - ние этих классов. Отсюда сразу же возникает вопрос : одинаково ли осуществля - ется категоризация в разных культурах ? На него нельзя дать однозначный ответ. В одних случаях категоризация объектов универсальна ( например, категори - зация эмоций, основных цветов, геометрических фигур ), что дает основания го - ворить о влиянии физиологических факторов на этот процесс. В других случаях категоризация одних и тех же объектов в разных культурах оказывается разной. Наличие или отсутствие в кон - кретном языке тех или иных поня - также порождает различия, если не в мышлении, то в категоризации. Одно из известных исследований Дж. Бру - нера (1966) показало, что в Европе кате - горизация изменяется с возрастом : дети классифицируют объекты по цвету, затем начинают делать это по их форме и, ста - новясь еще старше, осуществляют клас - сификацию по функции. Однако многие взрослые африканцы объединяют объекты в группы, исходя из их цвета. В более позднем исследование М. Сегалл (1969) попытался дока - зать, что в данном случае решающую роль играли не культурные различия, а различия в уровне образования. Однако этот вопрос до сих пор остается спорным. В языке хопи ( Северная Америка ) отсутствуют формы времени, в результате чего у этого народа нет различения прошлого, настоящего и будущего ( по крайней мере, в том виде, в каком это характерно для многих других народов ), а все события клас - сифицируются по степени их объективности или субъективности. Нет в этом языке и самого понятия времени. Казанский университет
21 Язык и письменность в разных культурах Языков в современном мире больше, чем письменностей по двум причинам. Первая состоит в том, что есть непись - менные языки. Вторая – в том, что многие ( даже абсолют - но разные ) языки используют одну и ту же письмен - ность : например, во всех российских языках используется славянская кирил - лица, а некторые славянские языки ( польский, чешский и др.) используют латиницу. Существуют разные типы письменностей ( их принято классифицировать по разным ос - нованиям ). Чаще всего выделяют буквенное, слоговое ( хинди, бенгали, японский ) и иероглифическое ( китайский ) письмо. Слоговое и особенно иероглифическое письмо сокращают объем текстов и ускоряют процесс чтения. С другой стороны они требуют запоминания большого числа знаков ( в китайском языке около иероглифов ). Однако в некторых слоговых письменностях количество слогов невелико, что, наоборот, создает хорошие условия для быстрого и раннего освоения чтения. Например, в япон - ской кане – менее 80 с логов, и большинство японских детей читают в 5 лет ( впро - чем, в чистом виде это письмо не используется ). Некторые другие особенности различных письменностей ( направление пись - ма, сложность или простота написания и др.) также могут иметь психологичес - кие последствия, но этот вопрос не изучен. ) - хинди - бенгали اللغة العربية - арабский – японский ( харигана ) - китайский - грузинский Հայոց լեզու - армянский עִבְרִית - иврит ελληνική γλώσσα - греческий Казанский университет
22 Влияет ли язык на менталитет и характер группы ? Сравним фонетику полинезийских и индо - европейских языков ( в качестве примера используются географические названия ). Языки отличаются по лексике, морфологии, принципам словообразования, грамматике, синтаксису и другим параметрам. В целом ряде языков ( в основном, азиатские ) важную роль играет тональная сторона речи, выполняющая син - таксические функции. Языки отличаются, кроме всего прочего, по средней « длине » слова. Причем, эта « длина » может не совпадать в устном ( звуки ) и письменном ( знаки ) вариантах языков. Апиа, Вануату, Нукуалофа, Нумеа, Оаху, Папеэте, Рапа - Нуи, Самоа, Туамоту, Тубуай, Полинезийские языки Брно, Гданьск, Лидс, Лодзь, Пльзень, Псков, Страсбург, Трир, Франкфурт, Штутгарт. Индо - европейские языки Какие психологи - ческие различия могут быть характерны для людей, говорящих на таких языках ? Казанский университет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.