Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтепан Шаньгин
11 Б.Л. Пастернак (1890 – 1960 г.г.) «Во всём мне хочется дойти до самой сути» Горящая свеча Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Много соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри не пополняемой из вне силой, а собою, своей сутью : и её жизнь это горение. Она светит, пока живёт. Именно такой представляется жизнь Бориса Леонидовича Пастернака.
12 О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплёкой Я б отказался наотрез Начало было так далёко, Так робок первый интерес.
13 На улицах прохожие часто оглядывались на Бориса Пастернака, не зная, кто он. Он ведь был очень красив : «огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос…» - вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.
14 Детство. Борис Леонидович Пастернак родился 13 января 1890 г. удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидовна, - прекрасной пианисткой.
15 За роялем. Пастернак и музыка. К музыке, к безграничной «тьме мелодий», и обратился Пастернак в «отрочестве». С 13 лет упорно изучал теорию музыки. Но в конце концов решил, что, не имея абсолютного слуха, не может стать профессиональным композитором. Так выбор был сделан : человечество потеряло, великого композитора – и приобрело великого поэта. Но музыка навсегда осталась для Пастернака высшей святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких упомянуты её творцы! Годами когда–нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют – тоской изойду. Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду.
16 Но…»нет» музыке не означало ещё «да» поэзии. Путь к поэзии шёл через Марбург, куда Борис поехал в 1912 году на подаренные матерью двести рублей, с искренним желанием всего себя вложить в науку.
17 И вдруг – прозрение, крутой поворот: учёные труды убраны со стола. С философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки…. Поэзия в нём пробудила любовь. В той, первой, любви он получил отказ – поэзия осталась с ним навсегда. Марбург Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложение, - Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Как жаль её слёз! Я святого блаженней. Любовь… Как это похоже на Пастернака: получен отказ, но – как жаль её слёз! – жаль не себя – её, как у Пушкина. И тут же – через страдания – чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда.
18 В1914 году вышла первая книга стихов « Близнец в тучах». Позже Пастернак признавался, что «часто жалел» о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать…» Пастернак в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. «Близнец в тучах».
19 В 1922 г. Вышла книга стихов «Сестра моя - жизнь. Лето 1917 года», открывшая новый этап творчества Пастернака. Поэт посвятил её Лермонтову, который был для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного свободного поэтического утверждения». Значимым было и название книги. И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной.
20 Новые темы В середине 20-х годов Пастернак отошел от чистой лирики, потому что А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить. Он пишет поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Секторский».
21 «Второе рождение» В начале 30-х г. г. В творчестве Пастернака вновь вернулась лирика. – в 1932 г. вышла книга стихов «Второе рождение». Поэзия Пастернака заговорила новым языком, рассказывая о пережитом: о горе, любви, путешествии на Кавказ, о самоубийстве Маяковского… Здесь будет всё: пережитое И то, чем я ещё живу, Мои стремленья и устои, И виденное наяву. … Здесь будет спор живых достоинств, И их борьба, и их закат, И то, чем дарит жаркий пояс И чем умеренный богат.
22 Поэт и власть (Первый съезд Союза писателей.) В начале 30-х годов Сталину понадобилось кандидатура на роль « первого поэта» Советского государства. Сначала выбор пал на Пастернака. Во время первого съезда Союза советских писателей в августе 1934 г. Пастернака пригласили в президиум, а в 1935 г. направили в Париж на антифашистский конгресс. Беда была в одном: сам Пастернак отвергал навязываемую ему роль, обязанности и «первого поэта» исполнял плохо, и его решили заменить Маяковским. Не спи не спи, художник, Не предавайся сну. Ты – вечности заложник У времени в плену.
23 Пастернак – переводчик. Власти требовали, чтобы он славословил свой плен. Пастернак как мог стремился отстоять свою независимость. Он говорил о том, что его творческим силам и замыслам нет применения, что он уже отказался «От надежд на публикацию чего-нибудь своего…». А нужно было жить, кормить семью…. Пастернак, взялся за ремесло переводчика. Многие годы переводы были для него единственным источником существования.
24 30-е годы. Независимость поведения. Переделкино. Начиная с 1936 г. Поэт живёт в подмосковном посёлке Переделкино. Он был единственным кто не боялся отвечать на письма, получаемые им из мест заключения. В 1934 г. Пастернак хлопочет о смягчении участи Мандельштама, в 1937 г. отказался подписать смертный приговор Якиру, Тухачевскому… Скромный от природы, Пастернак говорил: «Я, вероятно, самый обыкновенный обыватель, но, правда, есть случаи, когда меня ничто не может заставить поступать против совести».
26 « Доктор Живаго». Всю жизнь Пастернак мечтал о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Такой книгой стал для Пастернака роман «Доктор Живаго», завершённый в 1955 году. Вслед за этим присуждение Нобелевской премии, и травля, и экзекуция поэта. Ещё в декабре 1957 г. Пастернак пишет: «Я не знаю что меня ждёт. По слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью… Художник оказался в моём случае не за тертым и нерастоптанным». Пастернак был исключён из союза писателей, ему было предложено покинуть родину. Писатель бал вынужден отказаться от Нобелевской премии, потому что перед ним был поставлен выбор – либо Нобелевская премия, либо Родина. Пастернак выбрал Родину. Нобелевская премия. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони Мне наружу ходу нет Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей Но итак, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
27 Гамлет. 9 декабря 1989 года Нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну. Судьба Пастернака – одна из самых, пожалуй, удивительных в литературе нашей страны – с трагическим и героическим оттенком. Такова судьба глубокого и честного художника, который, по словам самого Пастернака, является заложником вечности « у времени в плену». Вот почему Пастернаку так близок Гамлет, к образу которого он неоднократно возвращался. Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить не поле перейти.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.