Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИлья Прокудин
1 Школа – гимназия 3 Бургандинова С.Ф.
2 План лекции Структура урока Духовно-нравственная глубина урока Формы позитивного настроя на уроке Цитата урока Мониторинг урока
3 «Современная педагогика ставит Задачу воспитывать детей на основе общечеловеческих ценностей, простых истин, мудрости жизни сотен поколений». Сара Алпысовна Назарбаева
4 4 Два вида знания 1. Знание материального мира – КАК? 1. Знание материального мира – КАК? Связано со знаниями и умениями, необходимыми нам для того, чтобы жить в этом мире, вести эту жизнь. Связано со знаниями и умениями, необходимыми нам для того, чтобы жить в этом мире, вести эту жизнь. 2. Знание духовного мира: Связано с целью и смыслом жизни. В этой связи возникают вопросы: Связано с целью и смыслом жизни. В этой связи возникают вопросы: Кто я? Зачем я здесь? Откуда я пришёл? Куда я иду? Кто я? Зачем я здесь? Откуда я пришёл? Куда я иду?
5 Почему каждый человек стремится сделать свою жизнь счастливой? Что мешает нам испытывать счастье каждый день? Как достичь состояния постоянного счастья?
6 Шакарим Кудайбердиев ( ) ННПООЦ "Б Ө БЕК" Институт гармоничного развития человека
7 Духовный уровень ______________________________________________________________________ интуиция, совесть, вдохновение Уровень различения (Разум, знания) Ментальный уровень (Ум, впечатления) Эмоциональный уровень Физический уровень Индивидуальное сознание Подсознание Пять органов чувств
8 Любовь ННПООЦ "Б Ө БЕК" Институт гармоничного развития человека
9 Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях) Праведное поведение (правильное поведение; единство мысли, слова, действия) Покой (внутреннее спокойствие) Любовь (ко всему живому) Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием). 5 общечеловеческих ценностей:
10 Физическая праведное поведение Интеллектуальная истина, правдивость Эмоциональная мир, покой Психическая любовь Духовная ненасилие Как проявляются пять ОЧЦ в пяти сферах личности Если вы планируете жизнь на год – посадите семя, на десять – посадите дерево, на сто – воспитайте детей
11 ННПООЦ "Б Ө БЕК" Институт гармоничного развития человека
12 Принцип выявления Это принцип подчеркивает, что в процессе преподавания предмета самопознание мы не формируем личность под заказ общества, а лишь выявляем, раскрываем уже имеющийся, нравственно- духовный потенциал личности учащегося. Нравственно-духовное образование – это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе. Учитель самопознания не учит, не предлагает знания в готовом виде, он лишь направляет вектор развития учащегося от изучения внешнего мира на открытие бесконечной красоты своего внутреннего мира; Открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся сам откроет все необходимые ему знания и внутренний голос совести станет его вечным духовным учителем.
13 13 Образование на основе ОЧЦ – это единство головы, сердца и рук Голова Сердце Сердце Руки
14 14 Главная идея Программы – это выработка в Учителе, Ученике, Родителе, а значит в каждом человеке стремления: К Самоисследованию – Кто Я? (Человек – воплощение всех добродетелей) К Самопознанию – В чем смысл жизни? (Быть счастливым) К Самосовершенствованию – Кто мой идеал? (Тот, кто поступает по совести )
15 Условия преподавания дисциплины «Самопознание»: Создание атмосферы любви, доверия, вдохновленного творчества, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования
16 Учитель самопознания - скульптор или садовник?
17 Основа воспитания – духовность Учителя – садовники ДУХОВНОСТЬ Мирские знания Самопо - знание
18 Цель: Задачи: Ресурсы: (материалы, источники) Ход урока: 1.Орг.момент. Позитивный настрой. 2. Проверка домашнего задания. Анализ хода урока 3. Позитивное высказывание (цитата). 4. Рассказывание истории (беседа). План урока самопознания Школа____________Дата_____________ Тема____________________Ценность__________________ Качества ________________Педагог_____________ Класс____________ Кол-во уч-ся_______
19 5. Творческая деятельность, групповая работа. 6. Групповое пение. 7. Домашнее задание. 8. Заключительная минута урока.
20 Рекомендации по планированию урока 1. Тема из учебника, остальной материал подбирает учитель. Важен творческий подход учителя. Важно сердцем понять что взять из учебника, а что внести нового, как подарок от учителя. 2. В цели урока должна быть отражена общечеловеческая ценность, связанная с темой урока. 3. В задачах урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть отражены качества, соответствующие выбранной общечеловеческой ценности.
21 Классификация методических приёмов Формы позитивного настроя (внутренний позитивный настрой в начале и в конце урока) Цитата урока (позитивное высказывание) Рассказывание историй и беседа Творческая и групповая деятельность (игры, инсценировки, «круглые столы», создание плакатов, рисование, сочинение стихов, песен, поделки и т.д.) Музыка и пение хором
22 22 Позитивный настрой способствуют концентрации внимания; развитию памяти, улучшает здоровье
23 В целях постепенного приведения учеников в спокойное положение рекомендуется использование тихой, спокойной музыки. Она их встречает, и сопровождает всё время, пока они готовятся к уроку. Музыка настраивает их определенным образом и очень хорошо успокаивает. Очень важно и то, в каком состоянии находится сам учитель. Важно, чтобы в нём самом была та тишина, к которой он должен привести детей, чтобы он сам находился в состоянии глубокого внутреннего покоя и равновесия. Тогда это состояние передастся учащимся. Позитивное мышление на уроках самопознания
24 В план урока необходимо включить несложную, но глубокую цитату или пословицу из учебника, содержащем порой очень много цитат для одного урока. Из них учитель может выбрать наиболее подходящую к теме урока одну цитату. Эта цитата может быть короткой, но емко и глубоко выражающей суть главной ценности, которую проходим на уроке. Иногда учитель может проявить творческий подход и подобрать собственную цитату, подходящую по его ощущениям к уроку. Цитаты
25 «То, о чем думает человек, тем он и становится» Необходимо найти пути, чтобы направить мысли учащихся на более возвышенные предметы через высказывания, подходящие для данного урока. Учитель может написать на доске изречение, соответствующее цели занятия. Ученики повторяют это высказывание вслух несколько раз или записывают в тетрадь, чтобы оно запомнилось, сохранилось в подсознании.
26 26 «Смотри на хорошее, слушай хорошее, говори хорошее, думай о хорошем, делай хорошее». «Помогай всегда, не вреди никогда». «Любовь дает и прощает, эго берет и забывает». Примеры цитат (изречений)
27 Цитаты Таким образом, по мнению психологов, положительное влияние хороших высказываний и цитат на учеников заключается в следующем: 1) Улучшает здоровье. 2)Помогает развивать веру во внутренний источник вдохновения. 3) Помогает развить уверенность в себе. 4) Дает чувство безопасности и благополучия. 5) Помогает сосредоточить мысли на определенном предмете и, таким образом, формирует ум. 6) Дает толчок положительному мышлению. 7) Прививает скромность. 8) Помогает устранить страхи. 9) Развивает мудрость и прямоту. 10) Стимулирует интуицию.
28 28 раскрывает душу, облагораживает чувства, объединяет сердца, создает хорошее настроение
29 29 Групповая деятельность раскрывает творчество, воспитывает командный дух, укрепляет дисциплину Все это доставит детям счастье и внесет гармонию в их жизнь «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и я пойму». Конфуций ( гг.)
30 30 Рассказывание историй, притч, сказок примеры из жизни святых, мудрецов либо образцы биографий замечательных людей, с которых можно брать пример: Нужно концентрировать детей на позитиве, нужно давать им положительный пример, а не указывать на негатив. Ибрай Алтынсарин
31 Порядок проведения методических приемов Учитель может менять порядок проведения методических приемов (позитивный настрой проводится в начале и конце урока, иногда при нарушении дисциплины в классе можно его провести и в середине занятия) Творческую и групповую деятельность желательно провести после рассказывания учителем истории. Если не успели ее провести, можно ей посвятить следующий урок. 31
32 Оценивание знаний учащихся Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся». В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Требования к уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащихся. 32
33 Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь элементарные представления об общечеловеческих ценностях; знание духовного наследия Казахстана и других народов, в объемах, определенных программой; знать наизусть цитаты, стихотворения, определенные учителем; уметь соблюдать дисциплину на уроке, в школе, в общественных местах; знать и понимать права и обязанности школьника, выполнять долг ученика (наличие необходимых школьных принадлежностей и выполненных домашних заданий, работа в классе); бережно и осознанно относиться к людям, природе, общественной собственности; понимать значимость хороших мыслей для сохранения здоровья, знать и уметь применять элементарные правила здорового образа жизни. 33
34 Позитивное мышление на уроках самопознания Мыслить позитивно – это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Извлекать из плохих ситуаций урок и опыт, а не собирать на себя негатив и нездоровые мысли. Понимать, что мир безгранично огромен и то, как он будет относиться к вам, зависит только от вас, в какой бы вы ни были ситуации. Именно умение воспринимать хорошее и отталкивать от себя плохое является основной целью позитивного настроя, а методические приемы позитивного настроя позволяют быстрее перейти к позитивному мышлению и гармонизировать свою жизнь в целом.позитивного
35 Спокойные движения и голос учителя будут способствовать положительному эффекту в подготовке учеников к позитивному настрою на урок, вхождению в урок с успокоенным умом, чтобы ребята могли участвовать в беседах и обсуждениях без примеси излишних эмоций и негативных личностных переживаний, и ответы шли из глубины сердца. А для этого ум необходимо освободить от мыслей и настроить его на позитивный лад. Психологи говорят, что школьников надо поощрять сидеть в тишине несколько минут каждый день. Эта практика дала хорошие результаты. Постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции. Каждое занятие хорошо начинать и заканчивать минутами позитивного настроя. Ученики становятся более восприимчивыми к тому, что им преподают, и лучше себя ведут на занятии. Можно начинать урок с двух минут позитивного настроя после проведения круга радости или вместо него и постепенно увеличить время примерно до трех-пяти минут. Позитивное мышление на уроках самопознания
36 Опыт использования приемов позитивного настроя в начале урока показал, что существенно улучшаются следующие показатели: Дисциплина Самоконтроль Здоровье Уравновешенность ума Память Способность концентрироваться Интуиция Проявление любви по отношению к другим Внутренний покой. Позитивное мышление на уроках самопознания
37 Выводы Исходя из вышеизложенного, с уверенностью можно сказать, что применение положительного мышления и цитат, как в качестве методики обучения, так и в повседневной жизни, приведет к очищению подсознания школьников и, в конечном итоге, коллективного мышления всего общества, принесет спокойствие и гармонию в социум. Заученные наизусть и продекламированные возвышенные цитаты, пословицы или стихи - все это останется в подсознании и будет способствовать развитию хороших мыслей, правдивой речи и здоровых привычек в повседневной жизни подрастающего поколения. Мудрые цитаты рождают любовь, сострадание и чувство благодарности. Позитивные слова и мысли помогают развить уверенность в своих силах, устранить страх, пробуждают мудрость, дают здоровье и счастье.
38 Мониторинг урока План урока Стиль учителя. Дисциплина на уроке Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока Творческий подход учителя Ведение рабочих тетрадей
39 Мониторинг школы Общая атмосфера в школе (беседа с директором, с учителями, с учащимися) Мероприятия, проводимые школой, по нравственно- духовному воспитанию (формальный или неформальный подход). Наличие отдельного кабинета по самопознанию, достаточно просторного В кабинете важно иметь возможность включать музыку и садиться в круг Наличие у учителя календарного плана и поурочных планов (не скопированных с метод. пособия)
40 Тестирование Это одно из самых полезных занятий, позволяющее не только проверить, как ученики что-то делают, но и то, насколько мы преуспели как учителя. Одна из основных задач уроков самопознания - это помочь учащимся развить здоровый и позитивный взгляд по отношению к самим себе и ко всему, что их окружает. Известно, что младшим школьникам намного легче изменить свои привычки и приоритеты, но с возрастом это становится все труднее. Народная пословица гласит: «Саженцу можно помочь расти прямо, но как только он стал деревом, его рост уже нельзя направлять». 40
41 Основной целью тестирования является выяснение того, как меняются ценностные категории у учащихся и их отношение к ним. Если результаты не слишком обнадеживают, то ценности, вызывающие непонимание у учащихся, следует, возможно, пройти с ними еще раз и постараться объяснить их по-другому. Учителям следует иметь в виду, что домашнее окружение жизненно важно для развития характера школьника. Некоторые ученики могут постоянно выбирать «неправильные» ответы на вопросы тестов. В таком случае долг учителя - узнать семейные обстоятельства учащегося, постараться понять, какие трудности и проблемы существуют у него дома. Только терпением, пониманием и любовью учитель может помочь ученику преодолеть имеющуюся у него эмоциональную ограниченность. 41
42 Учитель ставит определенный вопрос, отражающий тему данного урока, и дает три возможных ответа на него. Ученики должны решить, какой они выберут: а), б) или в). Пример. С одним учеником из вашего класса никто не хочет играть и общаться. Даже твои друзья любят подшучивать над ним (над ней). Как бы ты поступил? а) Притворился, что этого не замечаешь? б) Вместе с друзьями стал бы подшучивать над учеником? в) Ты стараешься подружиться с учеником, даже если твои друзья смеются над тобой? Важно в подобных видах тестирования поощрять учеников быть честными. Многие школьники знают, каким должен быть правильный ответ, и выберут его, даже если не в состоянии применить его на практике. Нужно хвалить учеников, честно оценивающих себя, даже если они дают не самый лучший ответ. 42
43 Когда учащиеся станут постарше, можно ставить более «заковыристые» вопросы, действительно заставляющие их искать правильное решение. Пример. Твоя сестра не послушалась маму. Она сказала, что собирается заниматься вместе с одноклассниками, тогда как на самом деле они пошли на дискотеку. Если бы мама спросила тебя, что бы ты ответил? а) Что ты ничего об этом не знаешь? б) Ты «покрываешь» сестру, так как хочешь быть верным по отношению к ней? в) Ты говоришь правду, потому что беспокоишься, как бы она не попала в плохую компанию? Также можно предложить инсценировку ситуаций, взятых из тестов. Это особенно эффективно для младших школьников. 43
44 Тестирование дает на уроке: Самосознание Честность перед самим собой Умение видеть различия между хорошим и плохим Оценка работы учителя Выяснение вопросов, требущих доработки 44
45 тест Ваш друг сдавал экзамен в престижную школу и не набрал необходимое количество баллов для поступления и очень расстроился. Ваши действия. 1. Сделаете вид будто ничего и не произошло, его экзамен – его дело, вас это не касается. 2. Постараетесь успокоить друга и посоветуете попросить родителей найти «левые» пути: найти знакомых или оказать спонсорскую помощь школе. 3. Постараетесь успокоить друга и поможете ему подготовиться лучше и через год снова попытаться, а если не получится то значит ему эта школа не подходит, возможно стоит остаться в прежней школе или найти другую.
46 Два правила для учителя 1. Сам выполняй то, чему учишь.
47 Два правила для учителя 2. См. правило 1.
48 48 Наши помощники Хорошие друзья Хорошие книги для детей Жизнь замечательных людей Культура своего народа Классическая и народная музыка Природа – как образец совершенства и гармонии
49 Как здорово что все мы здесь сегодня собрались слова и музыка О. Митяева Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, Качнется купол неба большой и звездно-снежный, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. (2 р) Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет, Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись. И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. (2 р) И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним, Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. (2 р)
51 «Нас вдохновляет вера, что под крылом милосердия этот мир станет еще лучше и добрее» Сара Алпысовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.