Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Веденяпина
1 Молодой учитель и проблемы дисциплины, или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников окружной семинар - практикум для молодых специалистов города
2 Программа семинара ПЛЕНАРНАЯ ЧАСТЬ: 1. «Дисциплина – визитная карточка учителя»/ Тазтдинова Ольга Валерьевна, педагог-психолог 2. «Традиции урока или полезные ритуалы педагогического общения»/ Прохоренков Дмитрий Васильевич, учитель истории и обществознания ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «Психологические приемы реагирования учителя на проблемы дисциплины или «неприемлемое» поведение учеников» / педагоги-психологи: Тазтдинова Ольга Валерьевна, Белоусова Ольга Викторовна РЕФЛЕКСИЯ / педагоги-психологи: Тазтдинова Ольга Валерьевна, Белоусова Ольга Викторовна
3 Даже если Вы очень хороший учитель, об этом никто не узнает, если у Вас проблемы с дисциплиной.
4 Педагогические факторы: - организация урока (пространства, учащихся, времени, деятельности); - стиль преподавания; Психологические факторы: - личность учителя; - атмосфера в классе; - знание психологии детей.
5 Психологический практикум Психологический практикум «Психологические приемы реагирования учителя на проблемы дисциплины или «неприемлемое» поведение учеников» / педагоги-психологи: Тазтдинова Ольга Валерьевна, Белоусова Ольга Викторовна
6 На чём строится поведение учеников? аксиомы «неприемлемого» поведения учащихся : 1-й закон: ученики выбирают определённое поведение в определённых ситуациях: Право выбора вести себя так или иначе должно быть признано учителем за каждым из учеников.
7 2 –й закон: Любое поведение ученика должно быть подчинено общей цели – чувствовать себя приобщённым к школьной жизни «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности осознанию себя полноценной личностью» Уильям Глассер
8 Базовая потребность ученика ощущать себя причастным к школьной общности воплощается в три частные цели: 1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)
9 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. Рудольф Дрейкурс В 90% случаев присутствует одна из этих целей (мотивов) плохого поведения: Привлечение внимания. Власть Месть Избегание неудач
10 1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Социальные причины: эмоциональная холодность родителей, одиночество, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению. Сильные стороны поведения: потребность в контакте с учителем. Эмоции учителя: раздражение, негодование. Желания учителя: сделать замечания. Реакция ученика: временно прекращает выходку. Способы профилактики: учить детей просить внимания приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение.
11 МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ - установить зрительный контакт - игнорировать поведение - встать рядом - упомянуть имя ребёнка (обращение) - довести ситуацию до абсурда (удивить) - использовать «разрешающую квоту» (проявить себя) - начните говорить тихо, измените манеру речи на время - отвлеките ученика, дайте поручение (в мирное русло) - измените вид деятельности на уроке - обратить внимание на учеников с хорошим поведением (поощрите их вниманием) - пересадить на др.место или «стул размышлений» - временно прекратите урок (до наступления тишины и внимания)
12 2. ВЛАСТЬ Социальные причины: мода на «сильную» личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка. Сильные стороны поведения: смелость, сопротивление влияниям, лидерство. Эмоции учителя: гнев, негодование, возможно, страх. Желания учителя: прекратить выходку с помощью физического действия. Реакция ученика: конфронтация («вы мне ничего не сделаете»), прекращает выходку, когда решит сам Способы профилактики: уходить от конфронтации при «зрителях», изолировать от них, отдать часть своих организаторских функций учащимся.
13 2 формы проявления власти 1. активная - вспышки агрессии (для манипулирования взрослыми); - хамство. 2. пассивная - тихое непослушание; - оправдание лени; - оправдание плохим вниманием; - забывчивость; - оправдание плохим слухом
14 3. МЕСТЬ Социальные причины: рост насилия в обществе. Сильные стороны поведения: способность защитить себя от боли и обид. Эмоции учителя: обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху. Желания учителя: немедленно ответить силой (подавить) или уйти от ситуации (покинуть класс). Реакция ученика: прекращает выходку, когда решит сам. Способы профилактики: строить отношения с учеником по принципу заботы о нём, учить делиться проблемами.
15 Формы мести - прямые акты насилия; - непрямые акты насилия; - психологические акты насилия; - оскорбление действиями
16 МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ выйдите из конфликта изящно (признайте силу ученика…). уберите зрителей («мы продолжим на перемене…»). перенесите разговор «на потом», назначьте время. удивите ученика (согласитесь с ним, поменяйте резко тему…) будьте уверены в себе. временно удалите (изолируйте) нарушителя из поля зрения остальных, отведите в другой класс, дайте возможность самому вернуться. предложите ситуацию выбора. установите санкции за проступок (они должны быть справедливы и созидательны); лучше лишать хорошего, чем наказывать плохим.
17 4. ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ Социальные причины: слишком высокие требования родителей и учителей, в результате – «тихий саботаж». Сильные стороны поведения: нет. Эмоции учителя: профессиональная беспомощность. Желания учителя: оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста. Реакция ученика: попадает в зависимость от учителя, продолжает ничего не делать. Способы профилактики: поддерживать ученика, формировать у него установку «я могу», учить «ситуацией успеха», избегать соревновательности, включение в коллективную деятельность со своим заданием.
18 ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: помочь осознать свою деловую состоятельность («я могу», «я справлюсь»), вселить веру в успех. сделать материал урока привлекательным, интересным, понятным), используйте дифференциацию. дать возможность самоконтроля, взаимоконтроля, парной работы. используйте методику «маленьких шажков» к цели. учите воспринимать ошибки без страха. замечать все улучшения, демонстрировать веру в ученика, анализировать вклад в дело каждого. учить ситуацией успеха.
19 Практическое задание 1 Соотнесите представленные ситуации с соответствующим мотивом поведения (объедините стрелочками).
20 П рактическая работа 2 Вопросы: 1. Первопричина сложившейся ситуации на видео. 2. Предложите конструктивный выход из сложившейся ситуации. 3. Определите мотив поведения учащихся в данной ситуации. 4. Способы профилактики подобного поведения в дальнейшем.
21 Подсказки 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги). 2. «Задержите реакцию!» 3. «Переведи реакцию»! 4. «Будь рационализатором!» 5.«Будь парадоксальным!»
22 Практическая работа 3 «Решение ситуаций с применением подсказок»
23 Рефлексия 1. Опросник (самоанализ) 2. Обратная связь Красная шляпа – Что не понравилось? Ваши предложения?; Желтая шляпа – Что понравилось? Что запомнилось? Зеленая шляпа – Нужны ли такие семинары? В чем их польза?
24 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.