Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександр Трунов
1 Глава II. Художественная культура XVII в. Западная Европа §8. Бессмертие старого мифа, или О том, как складывался новый стиль классицизма в искусстве Франции классицизм - архитектура - театр и живопись
2 Театр французского классицизма
3 представления разыгрывались без декораций представления разыгрывались без декораций почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку занавес появился, но им редко пользовались занавес появился, но им редко пользовались все театральные произведения состояли из 5 актов все театральные произведения состояли из 5 актов и были написаны в стихотворной форме и были написаны в стихотворной форме Особенности театра Декорации театра в XVII веке
4 Сравним театр барокко и классицизма Барочный дворцовый театр Чешский Крумлов, Чехия Главное назначение театра барокко - поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Смена декораций, движение, применение световых и прочих эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров. Театральное представление со спецэффектами Внутренний вид театра Пале-Кардиналь Почему в классицистических представлениях было много антрактов?
5 актёры выступали в пышных, современных костюмах, актёры выступали в пышных, современных костюмах, не соответствовавших эпохе пьесы не соответствовавших эпохе пьесы актёры часто выстраивались в линию на авансцене, актёры часто выстраивались в линию на авансцене, так и играли так и играли мастерство актёра заключалось в искусной декламации мастерство актёра заключалось в искусной декламации большое значение имели жесты большое значение имели жесты Актёрская игра
7 Основные канонические жесты французского классицистического театра удивление руки, изогнутые в локтях, подняты до удивление руки, изогнутые в локтях, подняты до уровня плеч, ладони обращены к зрителям уровня плеч, ладони обращены к зрителям отвращение голова повернута направо, руки отвращение голова повернута направо, руки протянуты налево и как бы отталкивают партнера протянуты налево и как бы отталкивают партнера мольба руки сомкнуты ладонями и тянутся к партнеру мольба руки сомкнуты ладонями и тянутся к партнеру горе пальцы сцеплены, руки заломлены над головой горе пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или опущены к поясу или опущены к поясу порицание рука с вытянутым указательным пальцем порицание рука с вытянутым указательным пальцем обращена в сторону партнера обращена в сторону партнера удивление руки, изогнутые в локтях, подняты до удивление руки, изогнутые в локтях, подняты до уровня плеч, ладони обращены к зрителям уровня плеч, ладони обращены к зрителям отвращение голова повернута направо, руки отвращение голова повернута направо, руки протянуты налево и как бы отталкивают партнера протянуты налево и как бы отталкивают партнера мольба руки сомкнуты ладонями и тянутся к партнеру мольба руки сомкнуты ладонями и тянутся к партнеру горе пальцы сцеплены, руки заломлены над головой горе пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или опущены к поясу или опущены к поясу порицание рука с вытянутым указательным пальцем порицание рука с вытянутым указательным пальцем обращена в сторону партнера обращена в сторону партнера
8 Основные принципы театра классицизма 1. Следование лучшим античным традициям. 2. Строгое деление на жанры. 3. Соблюдение закона трёх единств: места, времени и действия. 4. Верность природе, правдоподобие. 5. Постоянство характеристики героев (амплуа актёра). 6. Неожиданная поучительная развязка действия.
9 Но разум нам твердит, что действие должно С искусным мастерством всегда быть ведено. В едином месте, в день один должно свершаться Одно событие, и пьесой наслаждаться Все будут, до конца переполняя зал. Соблюдение закона трёх единств: места, времени и действия
10 Закон трёх единств 1-ое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. 2-ое требование - единство времени, т.е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в котором разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток - 24 часов. 3-ье требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке. 1-ое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. 2-ое требование - единство времени, т.е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в котором разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток - 24 часов. 3-ье требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.
11 Выдающиеся авторы Пьер Корнель ( ) – драма (трагедия) Пьер Корнель ( ) – драма (трагедия) Жан Расин ( ) – драма (трагедия) Жан Расин ( ) – драма (трагедия) Жан Батист Мольер ( ) – драма Жан Батист Мольер ( ) – драма (комедия) (комедия) Жан Расин
12 Драматург, который соблюдал все правила классицизма Жан Расин ( ), Мастер «галантной трагедии» «Андромаха», «Ифигения», «Береника», «Британик», «Федра» - яркие женские образы страдающих героинь, которые полностью зависят от судьбы которые полностью зависят от судьбы - схема сюжета: «А преследует Б, а тот любит С» - «слепая страсть», которая ведёт к неизбежной катастрофе катастрофе - соблюдение принципа правдоподобия
13 Драматург, который нарушил все правила классицизма Пьер Корнель ( ) «Сид», «Гораций», «Родогуна», «Эдип», «Цинна» - конфликт между желаемым и действительным, чувством и долгом чувством и долгом - главные персонажи – мужчины, истинные герои герои - личные трагедии разворачиваются на фоне государственных событий государственных событий - соблюдение принципа правдоподобия
14 Жан Батист Мольер ( ) «Школа жён», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф» - работал в жанре сатиры - главные персонажи – сатирические типы: жадина, ханжа, лицемер, глупец жадина, ханжа, лицемер, глупец - вписал в рамки классицизма народный юмор, буффонаду, соединил фарс и комедию дель арте буффонаду, соединил фарс и комедию дель арте - создатель новой европейской комедии «Я охотно следую правилам, но вместо того, чтоб подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю согласно требованиям моего сюжета»
15 Трагедия «Андромаха» Сцены из трагедии Ж. Расина «Андромаха»
16 Расин с такой силой и правдивостью изобразил страдания этой женщины и показал её высокую душу, что вызывал у зрителей слёзы. Образ Андромахи открыл целую галерею прекрасных женских образов: мягких, нежных, преданных долгу (Береника, Аталида, Монима, Ифигения), которым противостоят сильные, властные, часто жестокие женские натуры (Гермиона, Роксана, Федра, Агриппина).
17 «Царство Флоры» Никола Пуссен (1594 – 1665) - французский живописец и рисовальщик, основоположник классицизма Автопортрет 1649 года
18 Р Родился в простой семье на севере Франции, в Нормандии У Учился у К. Варена и других французских художников С С 1624 г. Пуссен жил в Риме В В в Париже С Создал 350 картин, около 1000 рисунков Автопортрет 1650 года «Изображение Никола Пуссена, достигшего вершин живописи. Рим. Год 1650»
19 Черты классицизма в живописи Французскийрационализм XVII в. идеалы Античности Творчество Пуссена темы из античной культуры темы из античной культуры строгость рисунка строгость рисунка уравновешенная композиция уравновешенная композиция торжественность и пафос торжественность и пафос подчинение разуму действий человека подчинение разуму действий человека
20 Основные работы почти все картины на историко-мифологические сюжеты Итальянский скульптор Л. Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Сеньор Пуссен живописец, который работает отсюда». «Действие разума» лежит и в основе сюжетных решений художника. Итальянский скульптор Л. Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Сеньор Пуссен живописец, который работает отсюда». «Действие разума» лежит и в основе сюжетных решений художника.
21 Смерть Германика Миннеаполис. Институт искусств Написана в Риме на сюжет древнеримской истории Герой картины, приёмный сын императора Тиберия, прославился своими полководческими подвигами, покоряя германские народы, за что был прозван Германиком. Полководца любили солдаты и народ. Его растущая слава вызывала зависть врагов. Друзья, жена и дети скорбят у постели коварно отравленного воина, а тот призывает их не поддаваться чувству мести. Герой картины, приёмный сын императора Тиберия, прославился своими полководческими подвигами, покоряя германские народы, за что был прозван Германиком. Полководца любили солдаты и народ. Его растущая слава вызывала зависть врагов. Друзья, жена и дети скорбят у постели коварно отравленного воина, а тот призывает их не поддаваться чувству мести.
22 Как бы представил этот сюжет мастер этот сюжет мастер барокко? барокко? Танкред и Эрминия е гг. Эрмитаж, СПб Эрминия – дочь царя, мусульманка полюбила рыцаря Танкреда. Он ранен на поле боя, и она отсекает свои волосы, чтобы перевязать его раны. Картина на сюжет поэмы итальянского поэта XVI века
23 Аркадские пастухи Лувр, Париж Пастухи стоят возле могилы с надписью "Et in Arcadia ego" - "И я был в Аркадии". Лежащий под этим надгробием тоже когда-то жил в счастливой Аркадии (область в Греции), но и там смерть нашла его. Тема бренности земного существования и неизбежности смерти.
24 В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.) Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры. «Метаморфозы» поэма древнеримского поэта Овидия в 15 книгах, в которой повествуется поэмадревнеримского Овидияпоэмадревнеримского Овидия о различных превращениях, произошедших со времени сотворения мира, согласно греческой и римской мифологиям. греческойримской мифологиямгреческойримской мифологиям Всего их набралось около 200. Поэма была написана Овидием в Риме в нач. I в. н.э. Поэма была написана Овидием в Риме в нач. I в. н.э. «Метаморфозы» поэма древнеримского поэта Овидия в 15 книгах, в которой повествуется поэмадревнеримского Овидияпоэмадревнеримского Овидия о различных превращениях, произошедших со времени сотворения мира, согласно греческой и римской мифологиям. греческойримской мифологиямгреческойримской мифологиям Всего их набралось около 200. Поэма была написана Овидием в Риме в нач. I в. н.э. Поэма была написана Овидием в Риме в нач. I в. н.э.
25 Царство Флоры Картинная галерея, Дрезден
26 Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением Н. Пуссена; из них наиболее любопытны: из них наиболее любопытны: «Моисей, иссекающий воду из камня» «Моисей, иссекающий воду из камня» «Эсфирь перед Артаксерксом» «Эсфирь перед Артаксерксом» «Триумф Нептуна и Амфритриты» «Триумф Нептуна и Амфритриты» «Великодушие Сципиона» «Великодушие Сципиона» «Танкред и Эрминия» «Танкред и Эрминия» Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением Н. Пуссена; из них наиболее любопытны: из них наиболее любопытны: «Моисей, иссекающий воду из камня» «Моисей, иссекающий воду из камня» «Эсфирь перед Артаксерксом» «Эсфирь перед Артаксерксом» «Триумф Нептуна и Амфритриты» «Триумф Нептуна и Амфритриты» «Великодушие Сципиона» «Великодушие Сципиона» «Танкред и Эрминия» «Танкред и Эрминия»
27 Сравним живопись барокко и классицизма П. Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок СПб. Эрмитаж. П. Рубенс. Низвержение Сеннахериба. Перв. пол. 17 в. Пинакотека, Мюнхен. Н. Пуссен. Танкред и Эрминия е гг. СПб. Эрмитаж. П. Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок СПб. Эрмитаж. Характерные черты барокко броская цветистость, динамичность, пышные формы
28 ВЫВОДЫ Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.