Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИгорь Тимочкин
1 Проблемы социального и профессионального самоопределения личности в современном бизнесе Иванова Наталья Львовна, д.психол.наук Профессор кафедры «Организационная психология» НИУ ВШЭ, Директор магистерской программы «Психология в бизнесе»
2 Психология бизнеса Тема разрабатывается в русле психологии бизнеса Психология бизнеса – новая отрасли прикладной психологии, которая возникла в ответ на социально- экономические условия, определяющие облик современной жизни.
3 Психология бизнеса Психология бизнеса (Business Psychology)– это междисциплинарная отрасль психологической науки и практики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес- деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса, как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая рынок и общество в целом.
4 Развитие психологии бизнеса
5 Сообщества бизнес-психологов
6 Понимание бизнеса в ПБ Бизнес – любое дело, направленное на получение прибыли. С психологической точки зрения: Основная функция бизнеса – создание и реализация продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом. Уровни анализа бизнеса в ПБ: личностный, социально- психологический, социологический. Бизнес – это деятельность и в тоже время среда профессионального и социального САМ личности. Результат САМ личности влияет на имидж и эффективность бизнеса. Успешный бизнес может развиваться специалистами, нацеленными на саморазвитие и самосовершенствование.
7 Актуальность САМ в ПБ В психологической науке назрела необходимость поиска новых подходов к феномену, структуре и механизмам САМ. Трудности измерения, отсутствие четкой модели и операционализации САМ. Возрастает запрос на новый методический инструментарий исследования различных аспектов САМ в бизнесе. В бизнесе все больше осознается значимость психологических факторов повышения эффективности и достижения успеха, формируется запрос на управление процессом САМ как персонала, так и клиентов.
8 Самоопределение личности в бизнесе САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации в Б: противоречия между целями и возможностями их достижения, осознание необходимости новых знаний и подходов для решения актуальных задач. Примеры: создание (расширение, закрытие) бизнеса, выход на новые рынки, кризисные ситуации и т.п.
9 САМ в бизнесе(А.Б. Купрейченко)
10 Этапы и детерминанты САМ в бизнесе (А.Б. Купрейченко)
11 Виды САМ и их соотношение Профессиональное, социальное, нравственное, личностное, жизненное и т.д. В ПБ они объединены в «Социальный блок»: как более широкое понятие по отношению к другим видам, поскольку бизнес – социальное явление. Бизнесмен в любых своих действиях определяется по отношению к группе. Группа – это ресурс прибыли и развития. Субъект постоянно отвечает на вопрос: С кем быть?
12 Основные уровни анализа САМ «Личность»: насколько субъект может понять себя, свои ценности, смыслы, мотивы, свою идентичность и т.п. «Организация»: насколько субъект осознает и принимает свои статусно-ролевые позиции, особенности коммуникаций и т.п. «Общество, рынок»: насколько субъект понимает своих клиентов, особенности и перспективы развития рынка, эффективность имиджа и бренда, роль социальных институтов и т.п.
13 Проблемы САМ (N =119) Проблемы при создании и реализации бизнеса (по частоте упоминания) 1Многообразие деловых ролей 2Трудности принятия решений, сомнения 3Неопределенность профессии 4Неустойчивость и противоречивость ценностей бизнес-сообщества 5Неопределенность границ: «свой – чужой» в бизнес сообществе 6Быстрая динамика жизненных ценностей и норм 7Трудности адаптации к новым условиям рынка 8Кризисы карьерного роста 9Противоречия в задачах бизнеса и моделях управления
14 Идентичность Содержательным результатом и процессуальным смыслом самоопределения является идентичность личности (Е.А. Климов). Идентичность включает в себя не только систему представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных и других качествах, так также и самооценку, субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.
15 Идентичность личности (N =119) Идентичность Средние значения выраженности (в баллах) Профессионально-деловая 4,6 Социально-ролевая 4,9 Личностная 5,4 Семейная 2,0 Локальная 0,7 Этническая 0,8 Гражданская 0,8 Глобальная 0,9
16 Практико-ориентированная рабочая модель САМ (Н.Л. Иванова, Н.В. Антонова, О.И. Патоша, А.Б. Купрейченко) САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Основная функция САМ заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация.
17 Рабочая модель: проблемы операционализации САМ Содержательный параметр – идентичность. В процессуальном плане САМ предстает как поиск человеком оптимального решения. Результатом САМ является не только новое качество личности (идентичность), но и опыт работы над собой, развитие навыков принятия решений в определенных условиях. Параметры САМ: особенности идентичности личности и способы принятия решений.
18 Психологический смысл САМ Психологический смысл САМ: процесс решения задач различной сложности и значимости для личности (ограничение количества альтернатив, определение границ выбора и т.д.), в ходе которого происходит формирование идентичности. Результатом самоопределения является не только новое качество или позиция субъекта (идентичность), но и соответствующий опыт работы над собой, своими решениями.
19 Основной механизм САМ Необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации. Как правило, источником проблем выступает социальная или профессиональная среда, которая «запускает» САМ. САМ – активный процесс, направленный на понимание себя, своих качеств, а также анализ внешних условий жизнедеятельности и взаимодействия субъекта бизнеса.
20 Этапы САМ Отражение изменений. Постановка проблемы. Соотнесение внешних требований с личностными установками и ценностными ориентациями. Анализ проблемной ситуации. Определение и оценка возможных альтернатив решения проблемы (направлений развития, новых качеств и т.п.). Определение задач и перспектив развития, принятие себя в новом качестве.
21 Примеры исследований Н.В. Антонова Гендерные особенности профессионального самоопределения субъектов бизнеса Н.В. Антонова Идентичность личности в контексте новой коммуникативной реальности и др. Н.Л. Иванова Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций Н.Л. Иванова Проблемы и кризисы самоопределения личности в бизнесе
22 Гендерные особенности идентичности (Н.В. Антонова) Социальный компонент Личностный компонент Профессиона льная идентичность Индикаторы кризиса мужчины 62*37*20*6* женщины 42*55*9*10* *различия значимы (р< 0,05) Выборка: молодые предприниматели и сотрудники коммерческих организаций (45 человек); 31 женщина и 14 мужчин Методики: Тест «Кто Я?», авторская методика «Значимые проблемы и решения»
23 Значимые проблемы Тип проблем Профессиональная сфера Личная сфера Проблемы общества Материальные проблемы Семейные и личные проблемы мужчины 372*3922* женщины 3527*390* Процессы самоопределения, связанные с принятием решений относительно себя и своей жизни, более активно протекают именно у женщин, при этом основным стимулом самоопределения для женщины становится благосостояние семьи и ближайшего окружения, а для мужчины – саморазвитие и достижение статуса в обществе.
24 Неравномерность, кризисы САМ Кризис является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Кризис САМ: ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей. В ходе самоопределения личности происходит преодоление кризисных ситуаций, корректировка системы ценностей, жизненных позиций, планов и т.п.
25 Проявления кризиса САМ В «кризисной группе» преобладают показатели рефлексивной и семейной идентичностей, а в «адаптивной группе» несколько выше показатели статусно- ролевых позиций, связанных с образованием и деятельностью В «адаптивной» группе выше показатель смешанного способа принятия решений (Д. Кейрси, шкала принятия решений).
26 Психологические проявления кризиса идентичности Компоненты структуры идентичности Проявления идентичности Кризисная Гр.Адаптивная Гр. Учебно–профессиональные Ситуационные, противоречивые Перспективные, противоречивые Социальные, статусно- ролевые Низкая дифференциация, снижается количество широких социальных ролей На первый план выходят роли, проверенные на прошлом опыте Деятельностные Слабо выражены Перспективные, противоречивые Рефлексивные, личностные Слабое осознание себя, своих сильных и слабых сторон Слабое осознание себя, дисбаланс в представлениях о своих сильных и слабых сторонах Физические Негативная оценка физического Я Потребность в смене имиджа Перспективные позиции Слабо выражены Выражены, но противоречивы Эмоциональные переживания Негативные или завышенные Противоречивые или сниженные
27 Типология САМ Сочетание системных характеристик: социальной идентичности и способа принятия решений. Уровень определяется: а) идентичность – по степени выраженности деловых и профессиональных составляющих от минимальной до максимальной (базисная, рефлексивная, деловая); б) способ принятия решений – по степени выраженности рациональных способов анализа и переработки информации (эмоциональные и логические).
28 Типы самоопределения Способ решений Идентичность Базисная РефлексивнаяДеловая Эмоциональный ценностный Базисный эмоциональный (БЭ) Рефлексивный эмоциональный (РЭ) Деловой эмоциональный (ДЭ) Логический Базисный логический (БЛ) Рефлексивный логический (РЛ) Деловой логический (ДЛ)
29 Распределение типов САМ (N=119) 1. деловой логический, 2. деловой ценностный, 3. рефлексивный аналитический, 4. рефлексивный ценностный, 5. базисный рациональный, 6. базисный эмоциональный.
30 Потребительское поведение и САМ Особенности предпочтений брендов у потребителей с различной идентичностью Взаимосвязь Я-концепции потребителей и склонностью к совершению импульсивных покупок Демонстративное потребление как фактор субъективного благополучия личности Стратегии принятия решений потребителями о покупке
31 Высшая школа экономики, Москва, 2014 Смысловая плоскость «баланса между работой и личной жизнью» фото Смысловая плоскость баланса между работой и личной жизнью (В.А. Штроо) 31
32 Высшая школа экономики, Москва, 2013 Вывод фото «Позитивный дисбаланс» I и III четверти – «условно сбалансированные», поскольку направление отклонения их отметок от середины отрезков, т.е. некоторого теоретического состояния равновесия, совпадают в реальности и в идеале. Для них метрический дисбаланс (сдвиг в сторону одного или другого полюса) сохраняет свой позитивный личностный смысл (позитивный дисбаланс). 32
33 Высшая школа экономики, Москва, 2011 Выводы фото САМ руководителя связано с уровнем ЭИ. Выявлена значимая связь между уровнем ЭИ руководителя и общим уровнем выполнения ключевых показателей экономической эффективности организации. Организационная эффективность и эмоциональный интеллект (В.А. Штроо) 33
34 Перспективные направления исследований САМ личности в бизнесе Факторы и механизмы профессионального САМ представителей различных возрастных групп в бизнесе. Ценностно-мотивационные детерминанты САМ молодежи в бизнесе. Кризисы и деформации личности в бизнесе. Особенности поведения в кризисных ситуациях. Организационные факторы САМ. Механизмы формирования доверия потребителей к бизнесу и продукты. Разработка психологических методов анализа рынков и бизнес-среды.
35 Перспективные направления исследований САМ личности в бизнесе Индивидуальные стили и стратегии преодоления кризисов САМ. Организационные факторы преодоления (или провоцирования) кризисов самоопределения субъекта. Ценностно-смысловые характеристики личности как факторы успешного бизнеса.
36 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.