Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДемид Миханькин
1 Международная практика ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов: основные выводы и рекомендации Парламентские слушания: «Создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: новые подходы, законодательные предложения» 6 апреля 2012 г. г.Москва
2 2 Содержание О Международной финансовой корпорации (IFC) Международная практика организации и финансирования капитальных ремонтов и энергоэффективной (ЭЭ) модернизации многоквартирных домов (МКД): основные выводы Рекомендации по созданию системы финансирования капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД в России
3 3 IFC в Группе Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР), 1945 Международная финансовая корпорация (IFC), 1956 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, 1966 Международная ассоциация развития (МАР), 1960 Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, 1988
4 4 IFC в мире и в России IFC – крупнейший в мире финансовый институт, фокусирующий свою деятельность на развитии частного сектора в странах с развивающейся и переходной экономикой. IFC, являясь членом Группы Всемирного банка, содействует устойчивому развитию развивающихся стран через финансирование инвестиций, предоставление консультативных услуг компаниям и правительствам и мобилизацию капитала на международных финансовых рынках. Акционеры IFC страны. Объем инвестиций в 2011 финансовом году: $19 миллиардов. Россия является акционером и членом IFC с 1993 года С тех пор корпорация инвестировала почти $6 миллиардов, в том числе $1.5 миллиарда в виде синдицированных кредитов в более чем 250 проектов в различных секторах российской экономики. Инвестиционный портфель IFC в России составляет $2.54 миллиарда и является третьим по величине в мире.
5 5 Опыт в реализации программ ремонта и модернизации жилья IFC (Программы по стимулированию инвестиций ) Восточная Европа (Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Чехия, Эстония) Россия и Украина (Проекты по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе ( ) Всемирный банк (МБРР) Литва (Проект «Повышение энергоэффективности и модернизация жилья в Литве» ) 1996 – 2002 г. Россия (Проект передачи ведомственного жилищного фонда ( ); Проект «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» )
6 6 Международная практика* организации и финансирования капитальных ремонтов и ЭЭ модернизации МКД: основные выводы *Страны со схожими исходными условиями и характеристиками жилищного фонда (Латвия, Венгрия, Польша, Эстония, Словакия, Литва). Полный текст исследования может быть предоставлен IFC всем заинтересованным сторонам по запросу.
7 Основные выводы 1. Несмотря на наличие различных систем организации ремонта МКД при их создании использовались схожие принципы. 2. Ограниченная роль государства. 3. Наличие специализированных институтов государственной поддержки и стимулирования собственников. 4. Необходимость социальной поддержки. 5. Ориентированность мер государственной политики на создание устойчивой системы рыночных отношений в области ремонта и модернизации жилья 6. Необходимость масштабной информационной и образовательной кампании. 7
8 (1) Несмотря на наличие различных систем организации ремонта МКД при их создании использовались схожие принципы: Наличие единой политической цели всех стран Евросоюза: снижение зависимости от первичных источников энергии, повышение энергоэффективности и снижение энергопотребления; создание рынка жилья и свободы выбора места жительства населением; обеспечение социальной стабильности. Формирование правовой базы и системы модернизации МКД в большинстве стран проводилось после принятия и на основе целевых показателей национальных стратегий по развитию жилья («Жилищная стратегия» и т.п.). Все меры гос. политики по модернизации и восстановлению (капитальному ремонту) МКД принимались только при следующих условиях: существенное повышение их энергоэффективности; стимулирование собственников жилья; создание долгосрочных программ государственной финансовой поддержки; экономическая целесообразность и обоснованность финансовой нагрузки на население при установлении дополнительных требований в области содержания жилья (включая требования по ЭЭ). Меры государственной политики в области ремонта и энергоэффективной модернизации МКД вводились поэтапно (с шагом лет) без принудительного повышения финансовой нагрузки на все домохозяйства страны одновременно. 8
9 (2) Ограниченная роль государства Основная роль государства в большинстве стран сводится к следующему: Надзор за соблюдением требований технической безопасности и стандартов для проживания (санитарно-гигиенических и т.п.). обязательные предписания по проведению ремонта: в крайнем случае – принудительный снос, либо восстановление за счет муниципалитета с прекращением прав собственности, для наиболее бедных – возможность переселиться в муниципальное социальное жилье. Стимулирование мер по ремонтам, повышающим энергоэффективность зданий: частичное субсидирование стоимости ремонта, финансовые гарантии для выдачи кредитов, система технической помощи для: проведения предпроектных работ (энергоаудит, техническое обследование), разработки проекта, торги с подрядчиками и т.п. Система контроля за соблюдением требований, механизмы гарантированной оплаты и ответственность собственников. 9
10 (3) Наличие специализированных институтов государственной поддержки и стимулирования собственников В большинстве государств созданы специализированные институты для осуществления государственной поддержки проведения модернизации и ремонта МКД в форме агентств, фондов, специализированных банков и т.д (Польша, Эстония, Словакия). Их основной целью является создание условий для доступа собственников к финансированию на проведение ремонтов МКД (повышение доступности кредитов путем предоставления гарантий или частичной компенсации суммы основного долга по кредиту, со-финансирование и т.п.) Уровень финансовой поддержки со стороны государственных институтов напрямую увязывается с глубиной модернизации МКД и уровнем достигаемой энергетической эффективности. Избыток бюджетных средств, направляемых в ремонт/модернизацию жилья существенно замедляет ход реформ/темпы модернизации (Литва). 10
11 (4) Необходимость социальной поддержки В большинстве стран существует система выравнивания социального неравенства путем поддержки малообеспеченного населения и предоставления дополнительных адресных субсидий на финансирование энергоэффективной модернизации жилья (в составе мер по ремонту и модернизации МКД). 11
12 (5) Ориентированность мер государственной политики на создание устойчивой системы рыночных отношений в области ремонта и модернизации жилья Основными источниками финансирования ремонта и модернизации МКД являются средства собственников и заемные средства (кредиты/займы) в сочетании с различными формами гос. поддержки. Размер платежей на ремонт устанавливается собственниками в добровольном порядке. Гос.стимулирование масштабного проведения ремонта/ЭЭ модернизации для разных категорий собственников/групп зданий и т.п. Устранение барьеров для частного финансирования (снижение кредитных рисков коммерческих банков, повышение доступности заемного финансирования для собственников МКД, укрепление института частной собственности и ответственности собственников). Обязательность создания и участия в организационных формах управления коллективной собственностью МКД (ТСЖ, кондоминиумы, кооперативы). 12
13 (6) Необходимость масштабной информационной и образовательной кампании Широкое информационное и образовательное сопровождение программ модернизации и повышения энергоэффективности МКД для собственников и их объединений. Долгосрочный характер. 13
14 Рекомендации по использованию лучшей международной практики при создании системы финансирования капитальных ремонтов и ЭЭ модернизации МКД в России* 14 *Подготовлены совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития в рамках реализации Программы повышения энергоэффективности жилищного фонда
15 (1) Создать взаимосвязанную систему мер государственной политики в области повышения энергоэффективности и проведения капитального ремонта Объединить организационные и финансовые механизмы, предусмотренные для реализации капитальных ремонтов и повышения энергоэффективности жилищного сектора. подготовить поправки в градостроительный кодекс и иные законодательные и нормативно-правовые акты, для включения в состав работ по капитальному ремонту перечень мероприятий, обеспечивающих повышение уровня энергетической эффективности многоквартирного дома и повышающих общий уровень комфорта проживания. 15
16 (2) Учитывать региональные особенности при формировании систем капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД (поливариантность): Финансовое положение региона Демографическая структура и платежеспособность населения Структура жилищного фонда Территориально-климатические особенности 16
17 (3) Предусмотреть в качестве стратегического приоритета развитие рыночных институтов и инструментов внебюджетного финансирования капитального ремонта и модернизации МКД 17 Наибольшая эффективность использования средств государственной поддержки достигается при: Предоставлении инвестиционных грантов (субсидий) объединениям собственников МКД для снижения их затрат на капитальный ремонт и модернизацию Предоставлении субсидий малообеспеченным и социально незащищенным группам населения для оплаты расходов на капитальные ремонты Использовании механизмов предоставления гарантий в качестве обеспечения по кредитам организациям собственников МКД на цели капитального ремонта и энергоэффективной модернизации для снижения рисков кредитования коммерческими банками
18 (4) Совершенствовать и развивать институт частной собственности на МКД и институты жилищного самоуправления введение обязательных для всех собственников механизмов и организационных форм коллективного управления МКД; совершенствование механизмов индивидуальной ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за уклонение от обязанностей по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту. Наиболее приемлемым уровнем для принятия решений для управления и контроля использования средств, накопленных собственниками либо выделяемых государством для проведения капитального ремонта МКД, а также решений по срокам и объемам капитального ремонта, являются собственники жилья в лице их объединения (ТСЖ, ЖСК), либо орган/лицо, уполномоченное таким объединением собственников 18
19 (5) Разработать и провести длительную информационную и образовательную кампанию для руководителей всех регионов и муниципалитетов для населения о переходе к новой системе финансирования капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации МКД. 19
20 Основные рекомендации Создать взаимосвязанную систему мер государственной политики в области повышения энергоэффективности и проведения капитального ремонта Учитывать региональные особенности при формировании систем капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД: поливариантность Предусмотреть в качестве стратегического приоритета развитие рыночных институтов и инструментов внебюджетного финансирования капитального ремонта и модернизации МКД Совершенствовать и развивать институт частной собственности на МКД и институты жилищного самоуправления Разработать и провести длительную информационную и образовательную кампанию 20
21 21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Левитанская Екатерина Юрьевна Руководитель Проекта Тел.: Миняев Илья Евгеньевич Советник по правовым вопросам Тел.: , Россия, г. Москва, ул. Большая Молчановка, 36, стр. 1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.