Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТатьяна Муравлева
1 Зоопсихология Старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю.
2 Зоопсихология Направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития.
3 Предмет исследования зоопсихологии Является происхождение и развитие (фило - и онтогенез) психических процессов у животных; А так же предпосылки и предыстории человеческого сознания.
4 Сравнительная психология Направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития.
5 Бихевиоризм (Дж. Уотсон) Все поведение животных сводиться к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы Делает акцент на более точной регистрации поведения и его количественном анализе.
6 Физиология высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) Объективное изучение физиологических основ психики методом условных рефлексов.
7 Психофизиология Устанавливает корреляцию между психическими явлениями или состояниями, о которых узнают по словесному отчету; Исследует человека, т.к. только он может делать отчет о своих субъективных переживаниях и состояниях.
8 Этология (К.Лоренц, Н. Тинберген) Наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания; Включает анализ поведения в онто – и филогенезе.
9 Гештальтпсихология (В.Келер) Первичными элементами психической деятельности считает целостные образы – гештальты, которые характеризуются константностью и устойчивостью; Впервые удалось доказать наличие элементов мышления (инсайта) у животных.
10 Генетика поведения Изучает феномен наследования особенностей поведения животных; Анализ генетических механизмов поведения – когнитивных способностей животных и человека; Направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами.
11 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ Поведение – совокупность разных форм приспособительной деятельности
12 КЛАССИФИКАЦИЯ Д.ДЬЮСБЕРИ Поведение Индивидуальное РепродуктивноеСоциальное
13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Локомоция; Манипуляционная активность; Исследовательская активность, орудийное; Кормовое поведение; Поиск оптимального температурного режима; Защитное поведение; Гигиеническое, игра.
14 ЛОКОМОЦИЯ Перемещение животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций.
15 МАНИПУЛЯЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ Совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности.
16 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ Комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для индивидуального программирования поведения.
17 КОРМОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней.
18 ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА Обеспечивает процессы терморегуляции.
19 ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Связанное с поисками убежища, избеганием опасности, охраной детенышей.
20 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ Направленное на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации.
21 ИГРА Совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей.
22 ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом.
23 РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Связанное с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
24 СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Включает все типы взаимодействия животных в сообществе.
25 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Р. ХАЙНДА По непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт; По функциям; По происхождению в филогенезе; По способу формирования в онтогенезе
26 Классификация Л.В. КРУШИНСКОГО Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует специального обучения; Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта; Поведение на основе экспертного принятия решения, без предварительного обучения и при отсутствии наследственной программы.
27 Мышление человека: определение и классификация Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.
28 Определение О.К. Тихомирова Мышление – познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности.
29 Определение А.В. Брушлинского Мышление – это отыскание и открытие существенно нового.
30 Определение – Н.Н. Данилова Мышление – процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
31 ИНТЕЛЛЕК Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле – это собственное мышление.
32 Функции интеллекта Способность к обучению; Оперирование символами; Способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.
33 Формы мышления человека Наглядно- действенное; Образное; Индуктивное; Дедуктивное; Абстрактно-логическое (вербальное).
34 Мыслительные операции Анализ; Синтез; Сравнение; Обобщение; абстрагирование.
35 Исследования элементов мышления у животных Способность в новых ситуациях решать незнакомы задачи; Способность к обобщению и абстрагированию.
36 Донаучный период накопления знаний основоположники Ж.БюффонГ. РеймарусФ. Кювье
37 Эволюционное учение Ч.Дарвина Выделил три основные категории поведения – инстинкт; способность к обучению, способность к рассуждению. Стимулировал применение сравнительного метода в психологии.
38 Вклад Ч.Дарвина Ввел представление о трех составляющих поведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудочная деятельность 0; Способствовал применению сравнительного и эволюционного подходов в психологии.
39 И.П. Павлов – учение о ВНД Цель – объективное изучение психики животного; Основа – рефлекторный принцип; Условный рефлекс – аналог термина «ассоциация».
40 Учение Э.Трондайка Основан на интроспекции основанному на самонаблюдении; Исходный момент поведения является наличие проблемной ситуации; Заслуга – положил начало объективному изучению поведения, основоположник экспериментальной психологии животного.
41 Вклад Э.Трондайка Разработал метод изучения поведения в эксперименте; Сформулировал законы обучения; Дал сравнительную характеристику способности к обучению у животных; Благодаря его исследованиям успешно развиваются экспериментальная и сравнительная психологии.
42 Бихевиоризм – Дж. Уотсон Поведение построено на секреторных и мышечных реакций организма; Анализ поведения необходимо проводить строго объективно; Основным содержанием экспериментальной психологии – регистрация реакций в ответ на раздражения.
43 БЕРХАУС Ф.СКИННЕР Метод изучения инструментальных или оперантных условных рефлексов
44 Заслуга бихевиаристов Благодаря исследованию дифференцировочного обучения голубей способствовали выявлению способности животных к обобщению – одной из основных операций, составляющей суть мышления.
45 Когнитивные процессы животных Эдвард Толмен; Иван Соломонович Бериташвили.
46 Исследования Э.Толмена Основана на признании целенаправленности в поведении животного; Животное учиться выявлять что ведет к чему и храниться в памяти в форме представлений и образов; Схема стимул – реакция недостаточна для описания поведения.
47 Основные выводы Э.Толмена В процессе обучения животное приобретает знания обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может использовать в нужные моменты. У животного формируется когнитивная карта или мысленный план.
48 Исследования И.С.Бериташвили Оригинальное экспериментальное исследование- способность животных к отсроченным реакциям. Гипотеза о психонервных образах – поведение животного определяется не действующими в данный момент стимулами, а мысленными представлениями о них или образами.
49 Объективные методы изучения поведения и психики животных Объективные методы И.П.Павлов (ВНД) Э.Трондайк Экспериментальный подход Дж.Уотсон, Б.Скиннер бихевиоризм Э.Толмен, И.С.Бериташвили необихевиаризм
50 Этология – самостоятельное направление в середине 30-х годов 20 столетия Ориентирована на изучение животного в естественной для него среде обитания, преимущественно его инстинктивных, генетически детерминированных компонентов. (К.Лоренц, Н.Тинберген).
51 Основные направления этологического исследования 1. Приспособительное значение поведения – каким образом отдельные реакции способствуют сохранению вида и под влиянием каких факторов среды они сформировались в процессе естественного отбора.
52 Основные направления этологического исследования 2. Индивидуальное развитие поведения – поведенческие признаки развиваются на основе генетической программы с большим или меньшим воздействием внешних факторов. 3. Эволюция поведения – изучается путем сопоставления инстинктивных действий у животных разных видов.
53 Основные направления этологического исследования 4. Общественное поведение животных изучение внутригрупповых отношений – многообразные и сложные инстинкты обеспечивают как рассредоточение животных в пространстве, так и поддержание порядка при жизни в сообществе.
54 Основные направления этологического исследования 5. Структура поведенческого акта, анализ которого основывается на: Факторах, регулирующих проявление данного поведения; Способе его формирования в онтогенезе; Путях его возникновения в филогенезе; Том, в чем состоят его приспособительные функции.
55 Основные направления этологического исследования 6. Методы этологических исследований – основываются на составлении этограммы – перечня характерных для вида поведенческих актов.
56 Основные положения этологии Фиксированные комплексы действий – это видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты; Специфическая мотивация (пищевая, половая и т.д.) – под ее влиянием формируется поисковое поведение в результате животное отыскивает ключевой раздражитель.
57 Индивидуально-приспособительная деятельность животных. Индивидуально-приспособительная деятельность животных – адаптация особи к конкретным условиям среды, позволяющая выживать, преодолевая трудности и опасности существования.
58 Виды индивидуально- приспособительного поведения В основе лежит обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. Способность к обучению базируется на пластичности – это свойство ЦНС изменять свою реакцию на внешние воздействия как результат тех или иных внутренних преобразований на основе предшествующих воздействий.
59 Пластичность Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может повышаться – это сенситизация или снижаться – это привыкание.
60 Виды индивидуально- приспособительного поведения Виды обучение Пластичность Сенситизация, привыкание
61 Формы индивидуально – приспособительной деятельности Неассоциативное обучение; Ассоциативное обучение; Когнитивные процессы.
62 Формы индивидуально – приспособительной деятельности Неассоциативное обучение (привыкание) – заключается в ослаблении реакции при повторном предъявлении раздражителя – это наиболее примитивная форма обучения.
63 Формы индивидуально – приспособительной деятельности Ассоциативное обучение – в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял вознаграждения или наказания. В результате изменяется поведение животного, которое либо классическое либо инструментально условный рефлекс.
64 Условный рефлекс (И.П. Павлов) Высшая нервная деятельность (образование условных рефлексов) – это результат взаимодействия возбуждения и торможения.
65 Когнитивные процессы Когнитивные процессы – употребляют для обозначения тех видов поведения животных или человека, в основе которых лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних представлений о событиях и связях между ними.
66 Определение когнитивных процессов И.С.Бериташвили – психонервные образования или представления; Е.Н. Соколов – нервная модель стимула; Л.А. Фирсов – образная память.
67 Формирование представлений Когнитивная деятельность – включает способность к разным видам обучения и элементы довербального мышления. На формировании представлений основаны виды обучения животных: 1. Латентное обучение; 2. Пространственное обучение; 3. Выбор по образцу; 4. Заучивание последовательности.
68 Виды обучения животных 1. Латентное обучение – это образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления.
69 Виды обучения животных 2. Пространственное обучение Способность животных к ориентации в пространстве: 1. Счисление пути; 2. Использование ориентиров; 3. Навигация по карте.
70 Виды обучения животных 3. Выбор по образцу – основан на формировании у животного внутренних представлений о среде, соотношение между стимулами – наличии сходства или отличия между ними.
71 Виды обучения животных 4. Заучивание последовательностей стимулов – это фиксация некоей последовательности стимулов и ответов. Происходит формирование иерархически организованных внутренних преставлений о структуре последовательности, т.е. способность мысленно проанализировать ряд стимулов и запомнить их.
72 Элементарное мышление животных В.Келер – животные обладают интеллектом, который позволяет им решать некоторые задачи методом «инсайта», т.е. за счет понимания связей между стимулами и событиями.
73 Элементарное мышление животных Р.Йеркс - в основе когнитивной деятельности животных лежит «символическое мышление».
74 Элементарное мышление животных И.П.Павлов – в основе мышления животных лежит сигнальная связь.
75 Элементарное мышление животных Н.Майер – мышление животных (одна из разновидностей) – способность в новой ситуации реагировать адекватно за счет экстренной реорганизации ранее приобретенных навыков.
76 Элементарное мышление животных Л.Г.Воронин - в основе мышления животных лежит способность комбинировать и перекомбинировать хранящиеся в памяти условные связи и системы из них (комбинационные УР).
77 Элементарное мышление животных Н.Н. Ладыгина –Котс – животные имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект) способны к элементарное абстракции и обобщению.
78 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Важное свойство мышления – способность устанавливать новые связи в новых ситуациях.
79 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Л.В.Крушинский – мышление – это способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта.
80 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Д. Рамбо – мышление – адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, на представлении об отсутствующих предметах, на скрытом оперировании символами.
81 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Д. Примэк – выделил ситуации, которые надо исследовать чтобы доказать наличие мышления у животных: 1. Решение задач моделирующих естественные для животного ситуации; 2. Построение аналогий;
82 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Д. Примэк – выделил ситуации, которые надо исследовать чтобы доказать наличие мышления у животных: 3. Осуществление операций логического вывода; 4. Способность к самопознанию.
83 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Д.Примэк включал в понятие интеллект способность особи: Извлекать знания из взаимодействий со средой и сородичами; Использовать знания для организации эффективного поведения как в знакомых, так и в новых обстоятельствах;
84 Элементарное мышление животных ( способность к экстренному решению новых задач). Д.Примэк включал в понятие интеллект способность особи: Прибегать к мышлению, рассуждению или планированию при возникновении задачи; Осуществлять любые формы соединения отдельных фрагментов знаний для создания программы нового действия.
85 Элементарное мышление животных ( способность к обобщению и абстрагированию и формированию довербальных понятий). Л.А. Фирсов – элементарное мышление животных способность к обобщению и абстрагированию – это умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений.
86 Элементарное мышление животных (способность предвидеть результаты собственных действий). Дж.Гудолл – элементарное мышление животных умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы – вот суть рассудочного поведения.
87 Элементарное мышление животных (социальное сознание). Примэк и Вудраф – элементарное мышление животных это особая грань процесса мышления, которая проявляется в способности учитывать поведение сородичей – совершенные ими действия и их последствия.
88 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА Языки большинства животных – это совокупность конкретных сигналов – звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.
89 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА Особенность коммуникации животных – непреднамерреность, т.е. сигналы не имеют непосредственного адресата. У человека язык функционирует под контролем сознания и воли.
90 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА Сигналы животных видоспецифичны и включают следующие категории: 1. Сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам; 2. Сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством; 3. Крики тревоги, зачастую имеющие такое же значение для животных других видов;
91 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА Сигналы животных видоспецифичны и включают следующие категории: 4. Сообщение о наличии пищи; 5. Сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи; 6. Сигналы – «переключатели», чье назначение – подготовить животное к действию последующих стимулов (известить о намерении играть);
92 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА Сигналы животных видоспецифичны и включают следующие категории: 7. Сигналы –»намерения» которые предшествуют какой –то реакции (перед взлетом движение крыльями); 8. Сигналы, связанные с выражением агрессии; 9. Сигналы миролюбия; 10. Сигналы неудовлетворенности.
93 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА (язык и сигнальные системы по И.П.Павлову). Сигнальные системы – системы коммуникации, которыми пользуются животные Павлов назвал – первой сигнальной системой, общей для животных и человека. Речь – вторая сигнальная система она позволяет хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах и событиях прошлого и будущего.
94 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА (язык и сигнальные системы по И.П.Павлову). Язык человека – это открытая система, запас сигналов в которой практически не ограничен. В то же время число сигналов в репертуаре естественных языков животных невелико.
95 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА (язык и сигнальные системы по И.П.Павлову). Подходы к анализу наличия зачатков второй сигнальной системы у животных: Цель – выяснить способны ли животные научиться уподоблению абстрактных, ранее нейтральных для них стимулов предметов реального мира в отсутствии самих предметов.
96 ЯЗЫКИ ЖИВОТНЫХ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА (язык и сигнальные системы по И.П.Павлову). Подходы к анализу наличия зачатков второй сигнальной системы у животных: 1. Проведение тестов на символизацию в лабораторных экспериментах; 2. Обучение животных особым языкам – посредникам.
97 Элементы сознания Сознание человека – наиболее сложная функция его психики, высшая ступень психического отражения, связанная со способностью идеального воспроизведения действительности в мышлении (Большой энциклопедический словарь).
98 Элементы сознания Сознание – специфическое состояние мозга, позволяющее осуществлять совокупность важнейших когнитивных процессов – ощущение, восприятие, память, воображение, мышление (Соколов).
99 Элементы сознания Сознание связано с субъективными переживаниями своих мыслей, чувств, впечатлений, действий или продуктов творчества (Данилов). Переход к сознанию – начало высшего этапа развития психики (А.Н. Леонтьев).
100 Элементы сознания Характеристики сознания, зачатки которых были исследованы у животных: 1. Сознание – совокупность знаний об окружающем мире; 2. Сознание определяет целенаправленность поведения; 3. Сознание обеспечивает преднамеренность коммуникации;
101 Элементы сознания Характеристики сознания, зачатки которых были исследованы у животных: 4. Сознание позволяет отделить свое «Я» от окружающего мира, т.е. обеспечивает самоузнавание; 5. Сознание обеспечивает способность оценивать знание, намерения, мысленные процессы у других.
102 Элементы сознания у животных (способность к самоузнаванию). Способность к самоузнаваню – требует что бы у животного был комплекс образных представлений, который позволяли бы ему смотреть на себя со стороны.
103 Элементы сознания у животных (способность к самоузнаванию). Исследователи Н.Н.Ладыгина - Котс Уильям Фернесс Гордон Гэллоп
104 Элементы сознания у животных (способность к самоузнаванию). Вывод по исследованию способности к самоузнаванию у животных: Антропоиды могут рассматривать себя как некий самостоятельный объект, т.е. у них имеются элементы самоузнавания и они могут абстрагировать понятия собственного «Я».
105 Элементы сознания у животных (способность животных к оценки знаний и намерений других особей). Могут ли животные оценивать, какими знаниями обладают другие особи и понимать какими могут быть их ближайшие намерения?
106 Элементы сознания у животных (способность животных к оценки знаний и намерений других особей). Есть ли способность у животных оценивать поведение партнеров в какой – то мере проникая в их намерения, строить гипотезы о мысленных состояниях других особей?
107 Элементы сознания у животных (способность животных к оценки знаний и намерений других особей). Исследователи Д.ПримэкД.ПовинеллиЛ.В.Крушинский
108 Элементы сознания у животных (способность животных к оценки знаний и намерений других особей). Вывод по исследованию способности животных к оценки знаний и намерений других особей: 1. У животного есть представление о существовании мысленных процессов у других особей (Д.Примэк); 2. Животные способны мысленно оценить информацию, которой обладает партнер (Д.Повинелли);
109 Элементы сознания у животных (способность животных к оценки знаний и намерений других особей). Вывод по исследованию способности животных к оценки знаний и намерений других особей: 3. Способность узнавать свое отражение в зеркале, оценивать мысленные состояния и намерения других особей и ставить себя на их место – формируется на «дочеловеческом» этапе эволюции.
110 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Способность антропоидов принимать во внимание скрытые намерения и эмоциональный настрой партнеров, мысленно представлять себе их возможные действия и на этой основе строить свои отношения в группе – социальные знания- мысленная «социальная карта» (Д.Гудолл).
111 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Для формирования «социальной карты» необходимо (Д.Гудолл): Обновлять запас знаний; Правильно поставить себя. Это требует от животного умение активно оперировать всем комплексом знаний.
112 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Преднамеренное обучение детенышей – у приматов есть понимание того, что у детеныша отсутствуют определенные, нужные ему знания и мать предпринимает специальные действия чтобы эти знания передать (К.Бош).
113 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Социальное маневрирование и манипулирование – детеныш выучивает «правила поведения» в различных ситуациях – это позволяет ему лавировать в разных ситуациях.
114 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Социальное маневрирование и манипулирование – с помощью «уловок» достигает успех в: 1. Отвлечении детеныша; 2. Переадресация угроза на неповинного сородича;
115 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). 4. Предупреждения конфликта или драки с помощью отвлечения внимания; 5. Отвлечения сородичей от источника пищи. Это преднамеренный обман- доказывает способность к осознанному совершению действий.
116 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Способность животного пользоваться в своих целях мысленными представлениями о нюансах взаимоотношений между другими особями группы – макиавеллизм.
117 Элементы сознания у животных (социальные знания и жизнь в сообществе). Макиавеллизм – преднамеренное совершение действий, которые вводят в заблуждение «конкурентов» и ведут к получению «обманщиком» прямой выгоды для себя.
118 Заключение 1. У животных существуют зачатки мышления как самостоятельной формы когнитивной деятельности; 2. Элементы мышления проявляются у животных в разных формах; 3. Диапазон проявления элементов мышления тем шире, чем сложнее по структуре и по функциям их мозг;
119 Заключение 4. Главная особенность мышления животного заключается в том, что оно обеспечивает способность принимать новое адекватное решение при первой же встрече с необычной ситуацией; 5. В способностях антропоидов и человека отсутствует резкий разрыв и наиболее сложные психические функции человека в той или иной степени представлены у шимпанзе;
120 Заключение 6. Имеется способность антропоидов к освоению и адекватному использованию языков – посредников; 7. В социальных контактах антропоиды способны ориентироваться не только на уже состоявшиеся акты поведения сородичей, но и на скрытые намерения;
121 Заключение 8. Существут способность к самоузнаванию и умение поставить себя на место сородича, оценить его намерения; 9. Умеют мысленно «проиграть» возможный ход событий, обмануть.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.