Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Саянов
1 Налоговая система Эстонии
2 Включает: государственные налоги, установленные законами о налогах, местные налоги, устанавливаемые на основании закона волостными и городскими собраниями на своей административной территории.
3 Государственными налогами являются: 1) подоходный налог; 2) социальный налог; 3) земельный налог; 4) налог с азартных игр; 5) налог с оборота; 6) таможенный сбор; 7) акцизы; 8) налог на тяжеловесные транспортные средства.
4 Местные налоги устанавливаются постановлениями волостных и городских собраний в соответствии с условиями, предусмотренными Законом о местных налогах.
5 Налоговый управляющий Управляющим государственными налогами является Налоговый и таможенный департамент. Управляющими местными налогами являются волостные и городские собрания либо иные волостные или городские учреждения, предусмотренные постановлениями о налогах.
6 Сущность налогов
7 Взаимосвязь между налогами и государством Удовлетворение общественных потребностей Организаци- онное обеспечение Финансовое обеспечение Государ- ство Налоги
8 1. Налог - это экономическая и правовая категория, всегда связанная с государством. Платеж, который не установлен государством и не поступает в его пользу не может именоваться налогом.
9 3. Налоги выполняют роль источника финансирования как деятельности государства, так и содержания его аппарата. Налоги являются неотъемлемым признаком государства.
10 Определение налога в Законе о налогообложении ЭР Налог - это разовое или периодическое денежное обязательство, которое возложено на налогоплательщика законом или изданным на основании закона постановлением волостного или городского собрания в целях выполнения публично-правовых задач государства или местных самоуправлений либо получения необходимого для этого дохода и подлежит исполнению в предусмотренных законом или постановлением порядке, размерах и сроки без прямой компенсации для налогоплательщика.
11 Двойственная природа налогов Объективное содержание воплощается в субъективных налоговых формах, зависящих от конкретных экономических, политических, социальных и других условий данной страны в конкретный момент времени.
12 Функции налогов
13 Основные функции налогов ФИСКАЛЬНАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ Налоговые поступления являются одним из основных источников формирования публичных финансов Уровень налоговых изъятий оказывает влияние на поведение хозяйствующих субъектов вне зависимости от воли законодателя Налогообложение оказывает влияние на остроту социальных противоречий в обществе и может либо сглаживать, либо усиливать их Уровень налоговых поступлений и динамика их поступления отражают состояние экономики и тенденцию ее развития
14 Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
15 Фискальная (или бюджетная) функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).
16 Регулирующая функция реализуется путем участия государства в воспроизводственном процессе путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время.
17 Наиболее распространенными методами налогового регулирования являются: изменение объема налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; варьирование налоговыми ставками; нивелирование налоговыми льготами и скидками; изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта налогообложения); реформирование структуры налоговой системы страны.
18 Социальная (распределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.
19 Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
20 Элементы юридического состава
21 Элементы юридического состава налога можно определить как внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога.
22 ЭЛЕМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА НАЛОГА Существенные (обязательные) Факультатив- ные 1. Субъект налога 2. Объект налога 3. Налоговый период 4. Налоговые ставки 5. Налоговая база 6. Порядок исчисления налога 7. Порядок и сроки уплаты налога 1. Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; 2. Ответственность за налоговые правонарушения; 3. Налоговая льгота налога
23 Обязательные элементы юридического состава налога - это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. Установить налог – значит определить все существенные элементы его юридического состава соответствующим законом.
24 Факультативные элементы юридического состава налога. - это элементы, отсутствие которых не влияет на определенность налога. Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относят: Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; Ответственность за налоговые правонарушения; Налоговая льгота
25 Субъект налога лицо, уплачивающее налог в бюджет. Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.
26 Субъектами налога являются: налогоплательщики; сборщики налогов; иные лица, несущие по закону или по договору ответственность за обязанность налогоплательщиков или сборщиков налогов по уплате налогов.
27 Налогоплательщиками являются физические и юридические лица, а также государственные, волостные и городские учреждения, обязанные на установленных законами условиях и в порядке платить налоги и исполнять иные денежные и неденежные обязательства, возложенные на них в связи с обязанностью по уплате налогов.
28 Сборщиками налогов являются физические и юридические лица, а также государственные, волостные и городские учреждения, обязанные на установленных законами условиях и в порядке удерживать суммы налогов, подлежащие уплате другими лицами, и перечислять их на банковские счета управляющих налогами и исполнять иные денежные и неденежные обязательства, возложенные на них в связи с обязанностью по удержанию налогов.
29 Носитель налога это лицо или группа лиц, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени. (понятие больше экономическое, чем юридическое)
30 Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства)
31 Виды субъектов налогообложения Налоговый статус субъектов налогообложения Резиденты (полная налоговая обязанность) Резиденты (полная налоговая обязанность) Нерезиденты (ограниченная налоговая обязанность)
32 Объект налогообложения. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога
33 СВЯЗЬ МЕЖДУ СУБЪЕКТОМ, ОБЪЕКТОМ И ПРЕДМЕТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ Владелец имущества Право владения Подлежащее налогообложению имущество СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
34 ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРАВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ имущественные неимущественные действия результаты право собственности на имущество право пользования имуществом право на вид деятельности право пользования (например природными ресурсами) реализация товаров ввоз(вывоз) товаров на территорию отдельные финансово- хозяйственные операции получение дохода или прибыли загрязнение окружающей среды создание добавленной стоимости
35 Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Иными словами это та база, к которой применяется ставка налога.
36 Масштаб налогообложения Установленная законом характеристика предмета налогообложения, выбранная для оценки налоговой базы по данному конкретному налогу.
37 Единица налогообложения Это единица измерения масштаба налогообложения, используемая для количественного выражения налоговой базы.
38 Возможные варианты выбора масштаба и единицы налогообложения для транспортных средств ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАСШТАБ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Траспортно е средство Стоимость Масса Мощность двигателя Объем цилиндров Количество осей Рубли Килограммы Тонны Литры Кубические сантиметры Киловатты Лошадиные силы Иност валюта Штуки
39 Налоговый период. Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.
40 Налоговая ставка. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. Например, ставка подоходного налога: 1) в 2007 году 22 процента; 2) в 2008 году 21 процент; 3) с 2015 года 20 процентов
41 Порядок исчисления налога. Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
42 Порядок уплаты налога. Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
43 Способы уплаты налогов Деклараци- онный Кадастровый Удержание у источника
44 Декларационный способ - исчисление и уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно на основании представляемого им в налоговый орган налогового расчета – декларации
45 Кадастровый способ – исчисление налогов производится налоговым органом на основании кадастров – реестров с оценкой объектов налогообложения. Уплата налога производится налогоплательщиком на основании уведомления налогового органа.
46 Удержание у источника – ответственность за правильное его исчисление, полноту удержания из выплачиваемых налогоплательщику средств и своевременность перечисления в бюджет иои внебюджетные фонды несут налоговые агенты – лица, на которых данные обязанности возложены налоговым законодательством.
47 Сроки уплаты налога. Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
48 Налоговый оклад сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
49 Источник налога доход субъекта (заработная плата,прибыль, процент), из которого уплачивается налог.
50 Классификация налогов
51 По способу изъятия По элементам налога По источникам уплаты
52 По способу изъятия Прямые налоги Косвенные налоги Налоги на имущество и доходы Налоги на потребление, непосредственно включаемые в цену товаров Подоходный налог Земельный налог Налог на тяжеловесные транспортные средства Налог с оборота Акцизы Таможенные сборы
53 По элементам налога По субъектам налогообложения По объектам налогообложения Налоговым ставкам С юридических лиц С физических лиц Смежные На доходы (прибыль) Имущественные Ресурсные На потребление Социальные Твердые Пропорциональные Прогрессивные Регрессивные
54 Виды налоговых ставок: твердые; пропорциональные прогрессивные; регрессивные.
55 Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.
56 Пропорциональные ставки - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
57 Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При простой прогрессии ставка возрастает по мере увеличения дохода для всей суммы дохода. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени ), каждая из которых облагается по своей ставке.
58 Расчет налоговых платежей при простой и сложной прогрессии. Доход в кронах Налоговая ставка в процентах Сумма налога в кронах при простой прогрессии Сумма налога в кронах при сложной прогрессии *0,13 = *0,26 = * *0,26 = = *0,33 = * *0, *0,33 =720
59 Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода и наоборот, чем ниже уровень дохода, тем тяжелее налоговое изъятие (характерно для косвенных налогов).
60 По источникам уплаты Уплачиваемые из выручки Относимые на себестоимость Относимые на финансовые результаты
61 Учет налогов при формировании финансовых результатов деятельности организации налогиналоги налогиналоги Формирование себестоимости продукции Внереализаци онные доходы и расходы Выручка от реализации Формирование прибыли (убытка) от реализации Формирование финансовых результатов ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) налоги
62 По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на: Закрепленные (собственные) – налоги и сборы, либо поступающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо распределяемые между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством; Регулирующие – налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может измениться при утверждении соответствующего бюджета на текущий финансовый год.
63 Регулирующий налог в Эстонии Подоходный налог, уплаченный физическими лицами-резидентами, распределяется: единице местного самоуправления по месту жительства налогоплательщика - 11,6% от облагаемых налогом доходов Госбюджету – суммы сверх указанной величины, а также подоходный налог, уплаченный с пенсий и прибыли от отчуждения имущества
64 Налоговая тайна Налоговые управляющие, их чиновники и другие служащие обязаны хранить в тайне информацию, касающуюся субъектов налога, в том числе все носители информации (постановления, акты, извещения и иные документы), сведения о наличии носителей информации, коммерческую и банковскую тайну, которая известна им в связи с проверкой правильности уплаты налогов, обложения налогом, взысканием налоговой недоимки, производством по делу о налоговом правонарушении или с выполнением иных служебных обязанностей (далее – налоговая тайна). Обязанность хранения налоговой тайны не прекращается с прекращением служебных отношений.
65 Разглашение налоговой тайны допускается только с письменного согласия субъектов налога
66 Разглашение налоговой тайны без согласия субъекта могут быть опубликованы общедоступные данные: даты включения в регистр и исключения из регистра субъекта налога; данные о резидентности налогоплательщика; размеры суммы налоговой задолженности; решение суда по налоговому спору; данные о подаче или неподаче субъектом налога налоговых деклараций;
67 Разглашение налоговой тайны без согласия субъекта: следователям и прокурорам - с целью пресечения и раскрытия преступлений; лицам, уполномоченным вести производство по делам о проступках, - с целью задержания правонарушителей, судам - с целью подготовки рассмотрения уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и дел о проступках, судебным исполнителям, если это требуется для совершения исполнительных действий; комиссии Рийгикогу канцлеру юстиции
68 Разглашение налоговой тайныбез согласия субъекта: министру финансов Бюро данных об отмывании денег Государственному контролю учреждению, занимающемуся государственной статистикой Департаменту социального страхования Эстонской больничной кассе Эстонской кассе по безработице Финансовой инспекции
69 Объявление данных в порядке оказания международной служебной помощи компетентным органам иностранных государств органам Европейского союза и стран - членов Европейского союза,
70 Налоговая задолженность это налоговая сумма, не уплаченная субъектом налога к установленному сроку, проценты, начисленные на не уплаченную к установленному сроку сумму налога, а также не уплаченная к установленному сроку налоговая сумма, вытекающая из таможенной задолженности, и начисленные на нее проценты.
71 Переход налоговых обязанностей в порядке наследования Требования и обязанности по уплате налогов, за исключением обязанности по уплате штрафа, переходят к наследнику в порядке, установленном Законом о наследовании
72 Начисление процентов В случае неуплаты налога субъектом налога к установленному законом сроку он обязан исчислить и уплатить проценты от неуплаченной к сроку суммы налога. Проценты исчисляются со дня, следующего за днем, когда налог должен был быть уплачен согласно закону, до дня производства уплаты или зачета (включительно). Если на основании изданного налоговым управляющим административного акта субъектом налога уплачена или с него взыскана либо с его требованием о возврате зачтена сумма в большем чем предусмотрено законом о налоге размере, то налоговый управляющий обязан исчислить от излишне уплаченной суммы проценты в пользу субъекта налога.
73 Начисление процентов Ставка процентов составляет 0,06% в день.
74 Давность исчисления процентов Срок давности по исчислению процентов составляет один год со дня полной уплаты рассчитанной на основе декларации
75 Предупреждение о принудительном исполнении Налоговый управляющий вправе издать для субъекта налога распоряжение об уплате налоговой задолженности в течение десяти дней со дня получения распоряжения. Налоговый управляющий вправе издать для субъекта налога распоряжение об уплате налоговой задолженности в течение 48 часов с момента доставки распоряжения,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.