Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Теплухина
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2 Причины усиления экономического регулирования природопользования: Необходимость стабилизировать, а в дальнейшем и улучшить кризисную экологическую ситуацию в стране; Тенденция создания сильной эколого- ориентированной финансово-кредитной и налоговой системы ; Необходимость перехода от политики ликвидации ущерба к политике предотвращения загрязнения среды; Создание действенных стимулов и мотивации природопользователей к осуществлении добровольной экологической деятельности;
3 Методы административного регулирования природопользования: являются по сути организационными мерами; оказывают непосредственное влияние на экологическое поведение потенциальных загрязнителей; регулируют использование тех или иных технологических процессов или продукции; запрещают или ограничивают сбросов \ выбросов конкретных загрязняющих веществ; ограничивают деятельности в определенном районе, в определенное время через лицензии, установление стандартов и т.п.
4 Экономические методы регулирования природопользования: имеют целью оказать стимулирующее влияние на поведение хозяйствующих субъектов; способствуют сбору финансовых ресурсов, необходимых для осуществления экологических мер; природопользователи не сковываются жесткими стандартами и сами выбирают свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов; все экономические параметры, являющиеся для природопользователей внешними (ставки платежей за загрязнение, размеры субсидий) жестко фиксируются, являясь объектами централизованного регулирования
5 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ совокупность методов и способов управления природопользованием, правовых норм, посредством которых достигаются цели рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, природных объектов и элементов природы, а также организационных структур и конкретных форм хозяйствования.
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ сочетание подходов и приемов взимания государством платы с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, и распределения всей совокупности полученных средств на природе восстановительные и природоохранные мероприятия.
7 Характеристики экономического механизма природопользования: По содержанию является системой мер финансового воздействия на природопользователей, направленных на решение конкретных задач сохранения природного потенциала и рационального использования ресурсов посредством различных финансовых и рыночных стимулов, а также применение экономических санкций к нарушителям природоохранного законодательства.
8 Характеристики экономического механизма природопользования По форме представляет собой методическую, организационную и правовую деятельность по установлению и реализации конкретных экономических инструментов экологического регулирования.
9 Принципы экономического регулирования природопользования: принцип научной обоснованности; принцип экологической политики; принцип информационного и правового обеспечения; принцип платности; принцип экономической ответственности и стимулирования; принцип экономической оценки; принцип планирования; принцип оптимальности.
10 Типы экономического механизма : 1. ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ (ДОГОНЯЮЩИЙ )ТИП МЕХАНИЗМ; 2. ЖЕСТКИЙ (ПОДАВЛЯЮЩИЙ)ТИП МЕХАНИЗМА; 3. ЭКОЛОГОСТИМУЛИРУЮЩИЙ ТИП МЕХАНИЗМА.
11 1. ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ (ДОГОНЯЮЩИЙ )ТИП МЕХАНИЗМА Мягкий в экологическом отношении тип механизма, предполагающий общие ограничительные экологические рамки для экономического развития, практически не тормозя его. Данный тип направлен на ликвидацию негативных экологических последствий, слабо влияя на темпы и масштаб перспективного развития. Свойственен техногенному типу развития
12 2. ЖЕСТКИЙ (ПОДАВЛЯЮЩИЙ)ТИП МЕХАНИЗМА Данный тип посредством жесткой налоговой, кредитной и штрафной политики практически подавляет развитие отдельных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Такой тип механизма характерен для ряда природа эксплуатирующих комплексов в западных странах.
13 ЭКОЛОГОСТИМУЛИРУЮЩИЙ ТИП МЕХАНИЗМА Такой тип механизма способствует эффективности производства на основе внедрения и обновления инструментов эколого - экономической политики предприятия и технологий производства с учетом паритетности экологических и технико- экономических критериев;
14 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования: 1)Установление платежей за право пользование природными ресурсами и объектами в целях получения в доход государства части доходов, образующихся при их использовании; 2)Установление платежей воспроизводственного характера;
15 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования: 3. Установление платежей в возмещение вреда, причиненного природным ресурсам и природным объектам вследствие нарушения природоохранного законодательства. 4. Установление компенсационных платежей в возмещении вреда, причиняемого природным ресурсам и природной среде разрешенной деятельностью;
16 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования: 5. Установление штрафных санкций, применяемых в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства. 6. Установление штрафных санкций за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями при заключении договоров аренды земли или иные виды природопользования;
17 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования: 7. Страхование особо ценных биологических объектов и земель, на которых они расположены, в целях принятия превентивных мер по их охране, снижению вероятности уничтожения при аварии и созданию финансовых резервов для восстановления в случае порчи или причинения вреда;
18 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования: 8. Установление оплачиваемых квот на определенные виды использования природных ресурсов и объектов в тех или иных целях, включая квоты на международном уровне; 9. Введение системы земельного налогообложения, стимулирующего природоохранный аспект хозяйственной деятельности;
19 Основные экономические инструменты экономического механизма природопользования 10. Введение системы налогообложения хозяйственной деятельности;, стимулирующего применение технологий, сохраняющих или восстанавливающих природные ресурсы и объекты живой природы; 11. Проведение обязательной стоимостной оценки ущерба от загрязнения среды, а также принятие решения о начале данной деятельности только после выяснения размера обязательных компенсационных платежей в возмещение экологического вреда.
20 Специфика и порядок применения мер экономического воздействия зависят : от конкретных условий; от поставленных целей, от территориального охвата; от местных особенностей природопользования; от категории биологических объектов, на сохранение которых данные меры направлены.
21 Классификация мер по экономическому содержанию: 1. платежи и налоги за использование природных ресурсов и загрязнение среды; 2. платежи на воспроизводство природных ресурсов; 3.оценка, возмещение и предотвращение ущерба; 4. установление различных экологических требований и ограничений при осуществлении природопользования.
22 Прочие инструменты экономического механизма природопользования: обеспечение процесса принятия решений в сфере экономических и имущественных отношений системой эколого-экономических индикаторов устойчивого развития; сохранение ценных территорий методами градостроительного и земельного регулирования и планирования развития территорий;
23 Прочие инструменты экономического механизма природопользования: внедрение методов экономического воздействия на природопользователей, нарушающих установленные ограничения и режимы использования территорий; создание финансового обеспечения выполнения природоохранных мероприятий;
24 Прочие инструменты экономического механизма природопользования: внедрение методов экономической оценки последствий реализуемой земельно-имущественной политики конкретных инвестиционных проектов в процедуру ОВОС и экологической экспертизы; переход к методам установления имущественной ответственности за причинение вреда природным ресурсам и ОПС;
25 Прочие инструменты экономического механизма природопользования: развитие систем экологического менеджмента и аудита; создание системы экологической сертификации; создание системы торговли квотами на загрязнение.
26 Группы методов управления, дополняющих или дублирующих друг друга по реализуемым функциям : I группа: административные методы (установление нормативов, лицензирование, сертификация); II группа: методы системы экоменеджмента (стандартизация, экологический аудит, сертификация; III группа: экономические методы (плата за загрязнение окружающей среды, налоги за загрязнение окружающей среды, экологическое страхование).
27 Классификация методов экономического регулирования по критерию воздействия: I. методы экономического сдерживания развития экологически опасных технологий и продукции; II. методы экономического стимулирования рационального и безопасного для окружающей среды природопользования; III. методы экономической оценки природных ресурсов.
28 Методы экономического сдерживания развития экологически опасных технологий и продукции; платежи за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов (ресурсные налоговые платежи) платежи за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды (эмиссионные налоговые платежи); штрафы за нарушение природоохранного законодательства и пр.
29 Ресурсные налоговые платежи платежи за пользование природными ресурсами, стимулирующие их рациональное использование в процессе эксплуатации и переработки. Объектами ресурсного налогообложения являются объемы добычи ресурса с учетом их нормативных и сверхнормативных потерь в натуральной и стоимостной оценке.
30 Ресурсные налоговые платежи Важнейшей задачей в области совершенствования ресурсного налогообложения должен стать переход к системе рентных платежей. Для этого необходимо: доработка налогового законодательства для обеспечения оптимального изъятия природной ренты в доход собственника ресурса при использовании природных ресурсов; стимулирования недропользователей на проведение поисковых и геологоразведочных работ в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы; стимулирования ресурсосбережения, экономного использования природных ресурсов.
31 Эмиссионные налоговые платежи платежи за загрязнение объектов природной среды. К ним относятся: -все выплаты хозяйствующих субъектов за загрязнение среды в результате их деятельности, -затраты на природоохранные и природе восстановительные мероприятия.
32 Эмиссионные налоговые платежи Экономическая сущность платежей: стоимость ресурсов или произведенной продукции при учете эмиссионных платежей возрастает на величину, возмещающую наносимый ущерб окружающей природной среде.
33 Объекты эмиссионного налогообложения выбросы в атмосферу загрязнений стационарными и передвижными источниками; сбросы загрязненных стоков и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления (токсичных и нетоксичных) на поверхности Земли и в подземных хранилищах; захоронение радиоактивных иных неуничтожимых отходов; воздействие на окружающую среду шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими другими видами физических воздействий. иные виды негативного воздействия на окружающую природную среду.
34 Отличительные признаки экологических налогов и экологических платежей Эконалог направляется в бюджет по фиксированой ставке чисто фискальная функция базируется на количестве и качестве выбрасываемых загрязнителей Эконалог на производство экологически вредной продукции Экологический платеж: плательщик оплачивает что-то; аккумулируется во внебюджетных экофондах плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Плата за загрязнение
35 Методы экономического стимулирования рационального и безопасного для окружающей среды природопользования раскрываются посредством формирования и совершенствования финансово-кредитных стимулов природопользования, которые должны быть органической частью механизма управления экономикой и тесно связаны с отдельными его экологическими элементами.
36 Направления применения финансово- кредитных стимулов: формирование и финансирование экологических программ и мероприятий; кредитование экологических программ и мероприятий; ценообразование на продукцию добывающих отраслей промышленности; субсидирование природоохранной деятельности; стимулирование природоохранной деятельности ; экологическое страхование ответственности предприятий-загрязнителей за причиненный окружающей природной среде ущерб;
37 Источники финансирования природоохранной деятельности - Федеральный бюджет и бюджеты республик в составе РФ; - бюджеты автономных образований, областей, краев; - местные бюджеты; - собственные средства предприятий и организаций; - средства внебюджетных фондов; - кредиты банка; - добровольные взносы населения, иностранных лиц и граждан; - иные источники.
38 Виды используемых финансово- кредитных стимулов природопользования Субсидии Налоговые льготы; Внедрение элементов рынка в охрану окружающей природной среды (рынок экологических услуг); Принудительные стимулы.
39 Субсидии: различные формы экологической финансовой помощи, которые выступают, как стимул для загрязнителя изменять его поведение Помощь оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с установленными для них стандартами.
40 Виды финансовой помощи : 1. Гранты не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемой загрязнителю, в том случае, если он обязуется в конкретные сроки принять конкретные меры по уменьшению уровня загрязнения окружающей среды.
41 Виды финансовой помощи: 2. Льготные кредиты кредиты, которые выдаются загрязнителям, если они осуществляют конкретные природоохранные меры, норма процента по которым установлена ниже рыночной. займы с уменьшенной ставкой процента налоговые инвестиционные кредиты субсидии в части регулирования цен на первичные ресурсы и конечную продукцию; льготное кредитование предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность, проводящих экоаудит и внедряющих систему экологическогоменеджмента.
42 Виды финансовой помощи : 3. Налоговые льготы формы освобождения от уплаты налогов или снижение налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные природоохранные меры. К ним относятся: выпуск безналоговых облигаций; освобождение от налога экологических инвестиции и КВ, направленных на НИОКР природоохранного характера; освобождение от налогообложения экологических фондов введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий
43 Виды финансовой помощи: 3. Налоговые льготы: применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию; налоговые и иные льготы при внедрении наилучших из существующих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии, замене использования невозобновимых ресурсов на возобновимые, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды. льготы при внедрении ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, оснащении предприятий современным природоохранным оборудованием.
44 Виды финансовой помощи: 3. Налоговые льготы : система возврата задатка, когда добавочный налог (задаток) включается в цену продукции, являющейся экологически опасной. Если удается избежать загрязнения окружающей среды посредством повторного использования такой продукции (например, многоразовая тара) или она поступает в системы сбора отходов, то следует возврат добавочного налога (задатка); ускоренная амортизация ОПФ природоохранного назначения (хороший способ стимулирования эколого - ориентированной деятельности и НТП: предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащий налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль); экологическое акционирование
45 Внедрение элементов рынка в ООС (рынок экологических услуг). Механизм реализации- установление налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. налоговые льготы должны быть прямо предусмотрены в федеральных или региональных законах отдельно по видам налогов; льготное кредитование; выделение бюджетных средств;
46 Внедрение элементов рынка в ООС (рынок экологических услуг). Механизм реализации- освобождение от таможенных сборов ввозимых в страну наукоемких, в частности, природоохранных технологий и специализированного оборудования, освобождение ряда работ от уплаты налога на добавленную стоимость и т.д.
47 Экологический рынок Условие создания экологического рынка: Наличие ситуация, когда участники могут покупать или продавать право на загрязнение (фактическое или потенциальное) или размещение отходов их производственного процесса.
48 Экологический рынок Активизация экологического рынка возможна, при условии: предоставления специализированным предприятиям малого и среднего бизнеса целевого финансирования; использования внебюджетных источников, предоставления грантов, возвратных кредитов и т.п. пересмотра деятельности различных фондов, в том числе и спонсируемых правительствами зарубежных стран, с целью увеличения доступа малых и средних предприятий к их средствам. Расширение возможностей «природоохранного»кредитования; Применения новых инструментов финансового регулированиея данной сферы
49 Направления совершенствования экономико-правового регулирования экологического предпринимательства: предоставление государственно-правовых гарантий предприятиям, использующим отходы в своем технологическом процессе, а также производителям оборудования по сортировке и переработке отходов; предоставление на договорных условиях целевых ссуд юридическим и физическим лицам для внедрения малоотходных технологий и создания производств, снижающих уровень выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а также использующих вторичные ресурсы и осуществляющих другую природоохранную деятельность; предоставление льгот по уплате налогов по платежам за проведение конструкторских разработок, направленных на реализацию природоохранных мероприятий разработку механизмов расширенной ответственности производителя за полный жизненный цикл продукции, включая утилизацию, для стимулирования сбора, переработки и утилизации некоторых видов отходов.
50 Принудительные стимулы систему санкций и штрафов, применяемых к загрязнителю в случае его несогласия с установленными правилами. Если предприятие- загрязнитель не подчиняется установленным правилам, то на него налагается штраф, величина которого зависит от прибыли, незаконно полученной загрязнителем в результате нарушения требований. Если согласие достигнуто, то взысканная сумма подлежит возврату. принудительные обязательства, которые представляют собой плату, взимаемую административными структурами с загрязнителя априори в надежде на согласие с установленными правилами.
51 Критерии отбора финансово-кредитных стимулов: эффективность достижения поставленных эколого – экономических целей; эффективность / окупаемость затрат на внедрения стимула; способность к улучшению показателей основной производственной деятельности предприятия гибкость в случае изменений в технологии, ресурсопользовании, экономической конъюнктуре рынка. способность к стимулированию производителя внедрять малоотходные технологии, улучшать структуру производства адекватность применения стимула для конкретной ситуации и производителя; усиление личной мотивации персонала способность активизировать ПОД предприятия, усилить экологический имидж предприятия
52 Направления совершенствования финансово- кредитных стимулов: разработка эколого - ориентированной системы налогообложения; расширение комплекса налоговых льгот для предприятий, добровольно осуществляющих экологическую деятельность, внедряющих СЭМ. создание системы штрафных санкций на сырье, продукцию и процессы, являющиеся источниками негативного воздействия на ОПС; усиление и расширение системы экономико – правовых стимулов, мотивирующих не абсолютную свободу действий природопользователей, а соблюдение экологических стандартов и нормативов.
53 Условия активизации современного экономического механизма управления природопользованием: Невозможно создание локального ЭМ, действующего только на первых этапах природно - продуктовой вертикали(цепочки) в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природного вещества и получения готового продукта; Требуется единая логика в формировании ЭМ для всей природо - продуктовой вертикали, начиная от сырья до конечной продукции и услуг, получаемых на основе этих ресурсов.
54 Условия активизации современного экономического механизма управления природопользованием: требуется создание единого нормативно- правового пространства и разработки комплекса нормативных правовых актов, направленных на: создание условий для экономически обоснованного внедрения экологически чистых энергосберегающих, малоотходных технологий; приоритетную поддержку инвестиций в создание экологически чистых производств; учет экологического фактора при выставлении предприятий на продажу по конкурсу, либо смена собственника, эмиссиях ценных бумаг;
55 Реализация экономического механизма природопользования
56 1)методическое обеспечение получения стоимостных параметров природных ресурсов; 2)организационные мероприятия по использованию финансовых мер воздействия на природопользователей (описание схем и процедур применения тех или иных финансовых мер воздействия, создание организационных структур) 3) законодательные и иные юридические нормы, создающих правовое пространство для применения выработанных финансовых и организационных инструментов.
57 Экономический механизм природопользования в регионе Наиболее перспективным направлением охраны природы в регионе являются методы управления, ориентированные на рыночные отношения в экономике. К ним относятся: 1) Переход к системе рентных платежей, включая платежи за использование ассимиляционного потенциала, позволяющие наиболее полно реализовывать права граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение природного потенциала, а также функции государства как собственника природных ресурсов
58 Экономический механизм природопользования в регионе 2) Создание механизма взимания средств с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих данные природные ресурсы, и их целевого использования на воспроизводство природных ресурсов восстановление нарушенного качества окружающей природной среды. 3) Реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит » на основе разработки правовых и экономических подходов, позволяющих компенсировать экологический ущерб, причиняемый окружающей природной среде в полной мере.
59 Экономический механизм природопользования в регионе 4) Применение современной методологии экономической оценки природных ресурсов, обеспечивающей информационной основой процессы принятия управленческих решений в экологической сфере. 5) Создание системы финансирования природоохранной деятельности за счет государственных, негосударственных и международных источников
60 Экономический механизм природопользования в регионе 6) Создание правовой и организационной основы для реализации рыночных методов охраны окружающей среды; сохранение ценных территорий методами градостроительного и земельного регулирования и планирования развития территорий (система экологических требований и ограничений при осуществлении любой хозяйственной деятельности и установление размеров штрафных санкций и неустоек за их нарушение и невыполнение)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.