Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРоман Федосеев
1 Социально-психологический практикум Представление дисциплины
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Социально-психологический практикум Читается для специальностей – управление персоналом Важность изучения дисциплины Необходимость ее включения в программу обучения данных специалистов обусловлена спецификой работы будущих управляющих персоналом. Любое предприятие или организация имеет социальную структуру, представленную ее персоналом. Эта структура образована как отдельными личностями, различного размера группами, так и сложной системой взаимодействия этих структурных элементов. Эффективное управление персоналом невозможно без знания социально-психологических закономерностей функционирования организации или предприятия. Сфера профессионального использования Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины, могут быть использованы в практической деятельности менеджера по персоналу при работе на предприятиях, в организациях, консалтинговых фирмах, кадровых агентствах, участии в PR-компаниях, рекламном деле.
3 3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению основных понятий практической социальной психологии, получению знания об основных методах сбора информации о кадровых и социальных процессах, о методах активного социально-психологического обучения и оценки персонала, об основных направлениях работы менеджера по персоналу в области социальной психологии. Практическая направленность курса позволяет студентам получить представления о практической социальной психологии, об основных формах социально-психологической работы менеджера по персоналу в консалтинговых фирмах, в организации, на государственных и частных предприятиях и т.д.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является освоение студентами знаний о методах социально-психологической работы специалиста-управленца, формирование практических умений и навыков в области социально- психологических исследований. Задачи: знакомство с основными методами сбора данных о кадровых и социальных процессах, используемых в социальной психологии и социологии; знакомство с основными методами социально-психологического воздействия и формами групповой тренинговой работы; получение опыта практического применения отдельных методов сбора информации о кадровых и социальных процессах; получение опыта участия в групповых методах работы с персоналом; мотивирование студентов к дальнейшему углубленному освоению методов, используемых в практической социальной психологии.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Дисциплина «Социально-психологический практикум» относится к блоку гуманитарных дисциплин. Она расположена на стыке теории и практики социально-психологической работы. Основу дисциплины составляют знания из области социальной психологии, психологии управления, социологии, психодиагностики, экспериментальной психологии, психологии менеджмента. Начальные знания, умения и навыки: для изучения дисциплины студенты должны иметь представления о роли психологии в работе менеджера по персоналу, знания основ психологии и менеджмента, обладать навыками самостоятельной работы над проблемными ситуациями, а также навыками работы в системе «Пегас» (ее интерактивными составляющими).
6 6 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о сферах применения социальной психологии в профессиональной деятельности менеджера по персоналу; о критериях и ограничениях в применении методов исследования, воздействия и групповой работы с персоналом. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: об особенностях практической социальной психологии как направления социальной психологии; о границах применения практической социальной психологии в управленческой деятельности; о содержании и формах социально-психологической работы в организации; о методологических основах проведения исследований кадровых и социальных процессов; о типологии и сферах применимости методов социально-психологического исследования; о методах воздействия в социальной психологии, о типологии и назначении групповых методов работы с персоналом. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: самостоятельного составления программы социально-психологического исследования кадровых и социальных процессов; применения методов исследования адекватно ситуации; применения методов социально-психологического воздействия и противостояния манипуляциям со стороны окружающих; проведения групповой работы с персоналом.
7 7 Содержание лекционного курса Тема 1. Практическая социальная психология в управленческой деятельности Тема 2. Содержание и формы социально- психологической работы в организации Тема 3. Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов Тема 4. Методы социально-психологического исследования Тема 5. Методы воздействия в социальной психологии Тема 6. Методы групповой работы с персоналом
8 8 Тема 1. Практическая социальная психология в управленческой деятельности Первая тема курса является вводной в практическую социальную психологию как направление социальной психологии. В ней рассматриваются различия и сходство академической и практической социальной психологии. Обсуждается ориентация практических задач и проблем социальной психологии на главное требование рынка – экономическую эффективность. Также в данной теме представлен основной круг лиц, задействованных при выполнении практического заказа и обсуждается проблема поиска общего языка социального исследователя с заказчиком и критерии эффективности социально психологической работы с персоналом.
9 9 Тема 2. Содержание и формы социально- психологической работы в организации Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению сфер и направлений деятельности социально- психологической работы менеджера по персоналу. В ней представлены особенности работы в государственной организации и частной фирме, особенности социально-психологической работы специалиста в бизнес-консалтинговой фирме, PR- технологиях и рекламном деле. Также представлены основные этапы работы специалистов-консультантов в организации.
10 10 Тема 3. Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов В данной теме Вы познакомитесь с основами социально- психологических исследований. В ней изложена логика построения теории о социальных и кадровых процессах. Обсуждается вопрос о формулировании гипотез в научном исследовании. Ознакомившись с данной темой, Вы получите представления о составлении программ научного исследования и их применении в практической работе менеджера по персоналу.
11 11 Тема 4. Методы социально-психологического исследования В данной теме рассматриваются вопросы назначения и применения различных методов социально-психологического исследования. В содержании темы дан подробный анализ таких методов как обсервационные методы, вербально- коммуникативные методы, метод фокус-группы, метод групповой оценки личности (ГОЛ), тестирование, контент- анализ документов, эксперимент в социальной психологии.
12 12 Тема 5. Методы воздействия в социальной психологии В данной теме рассматриваются вопросы психологии межличностного воздействия, а также методы социально- психологического воздействия: оптимизирующие, интенсифицирующие, управляющие, развивающие, профилактические, диагностические, информирующие.
13 13 Тема 6. Методы групповой работы с персоналом В данной теме Вы познакомитесь с такими методами групповой работы с персоналом как Брэйнсторминг. Деловые и имитационные игры. Групповая дискуссия. Психологический тренинг. В теме рассматриваются как сферы применения данных методов, так и критерии и ограничения в применении групповых методов работы с персоналом.
14 14 Практикум Практическая работа 1 (по теме 3). Составление программы социально-психологического исследования. Практическая работа 2 (по теме 4). Опросные методы в социально-психологических исследованиях. Практическая работа 3 (по теме 4). Структурная иерархия группы. Социометрические исследования. Практическая работа 4 (по теме 4). Тестирование как метод изучения стиля руководства коллективом. Практическая работа 3 (по теме 4). Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Практическая работа 4 (по теме 6). Методы групповой работы с персоналом. Групповая дискуссия.
15 15 Формы контроля Текущий контроль Отчеты о выполненных практических работах, Участие в форуме, Ответы на вопросы для самопроверки, Тесты для самопроверки Итоговый контроль Итоговый тест Зачет по дисциплине
16 16 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; 2. метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик; 3. программа исследования - теоретико- методологическая основа психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных.
17 17 Список литературы Основная Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», – 320 с. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, – 285 с. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, – 512 с. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах - М», – 224 с.
18 18 Список литературы Дополнительная Краткий психологический словарь/ Ред. – сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», – 512 с. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», – 672 с. Психология управления. Практикум/ Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ГЕОТАР-МЭД, – 368 с. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во института Психотерапии, – 490 с. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
19 19 Сведения об авторе ФИО: Гуськова Екатерина Александровна Место работы: ГОУ ВПО Белгородский государственный университет, кафедра «Управление персоналом» Ученая степень: кандидат психологических наук Должность: старший преподаватель Кафедра: «Управление персоналом» Контактная информация: Адрес г.Белгород, ул. Победы, д.85, корп.13, ауд.2-18 Рабочий телефон
20 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.