Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Мирошникова
1 Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи. Клинико- нейропсихологическая характеристика. лекция 8 для студентов IV курса, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ассистент кафедры Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.
2 План лекции: 1. Актуальность темы 2. Клинико-нейропсихологическая афазий 3. Смешанные и комплексные афазии 4. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи 5. Клинико-нейропсихологическая характеристика 6. Выводы
3 Актуальность Изучение особенностей нарушений высших мозговых функций и выявление данных расстройств в клинической практике является актуальной проблемой и играет важную роль в проведении лечебно – экспертной работы и должны учитываться для разработки программ нейрореабилитации.
4 Цель Овладение знаниями психологической диагностики нарушений речи как высшей психической функции
5 Афазия (греч. a - частица, означающая отрицание, phasis - речь) расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха. Несмотря на то, что речь рассматривается как функциональная система, интегративно- нейронная организация всего мозга человека, выделяют специальные "речевые зоны" в коре больших полушарий, ответственные за различные виды афазий.
6 Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии. Согласно этой классификации выделяют 7 форм афазий.Вернике Лихтгейма
7 Общее для всех форм афазий нарушение речи всегда является системным нарушением всей речевой сферы. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, так называемой «речевой зоны». афазия не является изолированным дефектом только речи, а находится во взаимодействии с дефектами других психических процессов – восприятием, образами-представлениями, эмоционально-волевой и личностной сферы психики человека.
8 Афазия ведет к дезинтеграции всей психической сферы человека при всех формах афазии нарушаются зрительные, слуховые и осязательные образы- представления. более выраженное нарушение понимания глаголов по сравнению с существительными. нарушается целостность и индивидуальность словаря: увеличивается частота употребления одних слов, снижается употребление других, и в целом утрачивается его индивидуальность
9 Атипичная форма грубой моторной эфферентной афазии При сохранности орального и артикуляционного праксиса (больные могут правильно или с затруднениями повторять звуки речи, слоги и фразы) остаются речевая инертность, аспонтанность, инактивность, аграмматичность, нарушения чтения и письма, состояние невербальных функций
10 Атипичная форма грубой сенсорной афазии состоит в отсутствии у них речевой слуховой агнозии, остается также относительно сохранным фонематический слух. Больные способны дифференцировать на слух слова и слоги, в т.ч. и с оппозиционными фонемами. Непострадавшими были у них и правила слово-ритмического кодирования слова. Это проявлялось в способности отличать звуко комплекс одного воспринимаемого слова от другого. Вместе с тем у них грубые нарушения понимания речи и явления отчуждения смысла слова, т.е. симптомы, характерные для стандартной сенсорной афазии. Остальные параметры речевого статуса больных сходные с теми, которые характеризуют речь больных со стандартными вариантами сенсорной афазии.
11 Проводниковая афазия Основной клинический признак - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют нарушения артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается
12 Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений
13 Подкорковые афазии В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер
14 Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию Вернике (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом
15 При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными. Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какому-либо определенному виду афазий
16 Нейродинамические нарушения речи К характерным признакам нейродинамических нарушений речи относится флуктуация выраженности дефекта, как в различные дни наблюдения, так и в течение одного занятия
17 Диагноз нейродинамических нарушений речи должен устанавливаться на основе обнаружения при повторных трехкратных обследованиях флуктуативного речевого дефекта, иногда – в сочетании с нейродинамическим дефектом других высших мозговых функций
18 При этом виде патологии наблюдается сохранность первичных предпосылок речевой деятельности (фонематический слух, слухоречевая память, способность к свободному артикулированию, и т. п.)
19 Выводы Современные представления о мозговой организации речей функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.
20 Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб.: Санкт- Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина
21 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.