Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлексей Беспалов
1 Виды образов в литературном произведении Семиотика: образ - это знак, средство смысловой коммуникации в культуре. Гносеология: образ объясняет устройство мироздания, его законы, факт идеального бытия, некий схематический объект. Образ не совпадает со своей вещественной основой, хотя узнается в ней и через нее. Онтология: образ – это изображение идеальных подобий мира, явление онтологических портретов. Немецкий философ Гегель еще более развил исследование образа. Художественный образ он четко противопоставил логическим моделям. По Гегелю, результатом понятийного мышления являются умозаключения, силлогизмы, формулы. А образ в искусстве - это продукт исключительно творческого мышления. Отсюда взяла начало фраза «Искусство мыслит образами» 1. Разные понимания категории образ. 2. Типология литературных образов. 3. Вопрос о взаимосвязи категорий «герой», «характер», «тип».
2 Теория образа. Аристотель Начатки теории образа в учении Аристотеля о «мимесисе». Искусство несколькими способами достигает подобия (мимесиса) жизни. Например, музыка основана на подражании ритму жизни. «Поэзия существует по двум причинам: Человеку с детства свойственно подражание. Подражание доставляет человеку удовольствие». 384 год до н. э год до н. э. Автор «Поэтики», «Риторики». Основатель логики
3 Теория образа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель Художественный образ противопоставил логическим моделям. По Гегелю, результатом понятийного мышления являются умозаключения, силлогизмы, формулы. А образ в искусстве - это продукт исключительно творческого мышления. Отсюда взяла начало фраза «Искусство мыслит образами» Философ. «Лекции по эстетике»
4 Определение художественного образа Современные ученые тоже по-разному характеризуют образ как понятие. М.Л. Гаспаров: образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. в тексте это потенциально каждое существительное. И.Ф. Волков : образ – это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание. Образ в литературе – это форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Под образом часто понимается часть художественного целого, обладающая как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Образность – это способ отражения и познания действительности искусством. Гаспаров М.Л. Избранные труды. О стихах. М., Т.2. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
5 Свойства образа. Принципы создания Свойства – сочетание реального и вымышленного, сочетание объективного и субъективного, сочетание конкретного и обобщенного. к двум видам: основанному на принципе метонимии и – на принципе метафоры. Принцип метонимии – часть или признак передается вместо целого. Тяготеет образ в изобразительных искусствах, ведь любое воспроизведение внешнего бытия – это реконструкция объема, форм, линий, подразумевающих целое. Так и в эпосе: через портрет о человеке. Тип. Принцип метафоры – ассоциативное сопряжение разных объектов. Метафорическое сопряжение, образы, основанные на переносе, проявляются преимущественно в выразительном искусстве, в музыке, лирике. Символ.
6 Типы образов В литературных произведениях образы могут быть единичными и повторяющимися, предметными и собирательными. Выделяют различные уровни образности. Образ-деталь: дырявые крыши, заткнутые тряпками окна. Образ-пейзаж Образ-интерьер Образ-персонаж Лейтмотив (от нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла
7 Персонажная система произведения В эпосе 1. Образ автора 2. Повествователь 3. Рассказчик 4. Герой В лирике 1. Лирический субъект (безличная форма) 2. Лирическое Я. Первое лицо единств. числа, в лир. стихотворении переживающий, чувствующий и высказывающийся субъект. 3. Лирический герой 4. Герой ролевой лирики (Стихотворения, которые предстают как высказывания определенного персонажа, называют ролевыми стихотворениями) Автор субъект (носитель) сознания, выражением которого является все произведение или их совокупность. Субъект сознания тем ближе к автору, чем в большей степени он растворен в тексте и незаметен в нем. По мере того, как субъект сознания становится и объектом сознания, он отдаляется от автора, то есть в чем большей степени субъект сознания становится определенной личностью со своим особым складом речи, характером, биографией, тем в меньшей степени он выражает авторскую позицию.
8 Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный Всё вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (1828), начало 1850-х годов Тютчев Федор Иванович ( )
9 Герой, характер, тип Герой – это действующее лицо литературного произведения, а также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. Герои подразделяются на главных, второстепенных (их как раз чаще всего и называют персонажами), на вымышленных и невымышленных, на идеальных, положительных, отрицательных, амбивалентных. В ходу такие понятия, как автобиографический герой, лирический герой, герой-рассказчик и антигерой. Характер character (черта, особенность) – это определенность образа, его социальное, национальное, психологическое своеобразие. Термин ввел Аристотель в «Поэтике», где сказано, что «лицо имеет характер, если обнаруживает в речах или поступках какой-либо выбор». Тип - греч. typos (образец) – образ, в индивидуальных чертах которого воплощены наиболее характерные признаки лиц определенной категории. Диапазон толкований термина тип варьируется ныне от воплощенной в персонаже черты, какого-либо повторяющегося свойства до любого воплощения общего в индивидуальном. Если в характере преобладает внутреннее движение, диалектика, то в типе – устойчивые, сформировавшиеся признаки.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.