Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Шлыкова
1 Тема 2 «Труд как основа жизнедеятельности человека и общества» План: Сущность понятия деятельность, виды деятельности. Понятие о труде, двойственный характер труда. Основные понятия. 1
2 Современное обществоведение определяет деятельность как 1. особый вид активности, присущий исключительно человеку ( отдельному индивиду, и как социальной общности). Главная отличительная особенность этого, человеческого вида активности состоит в целесообразности, т.е. в том, что ей (активности-деятельности) обязательно предшествует постановка (формулирование) цели. 2
3 2. Деятельность это особая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания 3
4 3. Деятельность это процесс, который включает соответствующие средства и результат, качество которого определяется степенью его соответствия цели. 4
5 Деятельность это наиболее высокая форма активности человека. Как вид активности, на которую способен исключительно человек (субъект деятельности), деятельность становится возможной лишь тогда, когда он осознает свое отличие от окружающего мира (объекта деятельности) 5
6 Деятельность историческое явление, поскольку она возникает, меняется и совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обеспечивает, воспроизводит и вместе с тем изменяет. 6
7 Преобразовательная деятельность - это деятельность, при которой активность субъекта приводит к определенному изменению ее объекта (появлению у него новых свойств, признаков, качеств и т.п.). 7
8 В зависимости от масштаба объекта преобразовательная деятельность укрупнено делится на такие подвиды, как: преобразование природных объектов, или труд; преобразование общества, или социальная деятельность; преобразование человека, или культурно- образовательная, просветительская деятельность; само преобразование, или самосовершенствование. 8
9 В рамках преобразовательной деятельности в зависимости от целей ее анализа выделяют подвиды, исходя из таких критериев, как: уровень субъекта деятельности; характер активности субъекта деятельности; непосредственная цель деятельности; новизна результата деятельности. 9
10 В зависимости от уровня субъекта можно выделить три подвида преобразовательной деятельности: индивидуальную деятельность; групповую, коллективную деятельность; деятельность общества в целом. 10
11 В зависимости от характера активности субъекта можно выделить три подвида преобразовательной деятельности: практическую деятельность; практически-духовную (проектирующую или моделирующую) деятельность. 11
12 Познавательная деятельность это деятельность, при которой объект деятельности остается неизменным. В этом случае результатом активности субъекта является знание об объекте и новое духовное состояние самого субъекта, добывшего и обогатившегося этим знанием 12
13 Коммуникативная деятельность – предполагает общение, которое в силу социальной природы человека является определяющим условием и труда, и познания, и создания ценностей. 13
14 Ценностно-ориентационная деятельность связана с установлением отношений между субъектом и объектом деятельности. Ценностно-ориентационная деятельность субъективна, поскольку состоит в приписывании объектам особого значения, ранжировании объектов на более или менее важные (или ценные), исходя из субъективных, относительных критериев 14
15 Художественно-творческая деятельность представляет собой совершенно особый вид деятельности, который воплощается в искусстве. Своеобразие художественной деятельности заключается в том, что в ней органично соединяются все рассмотренные виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. 15
16 Труд – этот целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. С социально-экономической точки зрения труд представляет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительные стоимости, материальные и духовные блага. 16
17 Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда 1. создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и 2. развиваются сами работники которые приобретают навыки, раскрывают свои способности пополняют и обогащают знания. 3. Творческий характер труда проявляется в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей. 4. В процессе труда не только производятся товары и услуги, создаются материальные и культурные ценности, но появляются новые потребности с требованием их последующего удовлетворения. 5. В процессе труда вступают в отношения, взаимодействуя друг с другом. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей является орудия, предметы, материальные духовные блага. Постоянноеивзаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения. 17
18 Социально-трудовые отношения обозначают ту часть социальных взаимодействий между членами трудовой общности, участниками совместного трудового процесса, которая (часть) регулируется социальными нормами, признаваемыми большинством членов данной общности. 18
19 Удовлетворенность трудом это обобщенный эмпирический показатель отношения к труду. Он характеризует сознание субъекта труда и проявляется в вербальном поведении работников. 19
20 Под содержательностью труда понимается степень его насыщенности творческими (продуктивными) элементами по сравнению со стандартными, рутинными (репродуктивными). 20
21 Рекомендуемая литература Экономика и социология труда: Учебник / Под. Ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. –М.: ИНФРА-М, Мумладзе Р.Г. Гужина Г.Н. Экономика и социология труда : учебник / под общ. Ред. Д-р эконэ наук, проф. Р.Г. Мумладзе. – М.: КНОРУС, Адамчук В.В., Ромашов О.В. Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, Владимирова А. П. Экономика труда. Учеб. пособие. – М.:, Мягкова Г.Г. Экономика и социология труда. Учебное пособие.- Владивосток, Изд-во ВГУЭС, Мазин А.Л. Экономика труда: Учеб. пособие –М.: ЮНИТИ_ДАНА, Мягкова Г.Г. Организация, нормирование и оплата труда. Учебное пособие.- Владивосток, Изд-во ВГУЭС, Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, Человек и труд. Ежемесячный журнал.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.