Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Лихарев
1 Тольяттинский государственный университет Об опыте разработки основной образовательной программы по направлению «Психолого-педагогическое образование» (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО) И.В. Руденко, д.п.н., профессор кафедры педагогики и методик преподавания, руководитель группы разработчиков
2 Основные задачи при разработке ООП учет педагогических достижений российской высшей школы и требований международных стандартов; отражение условий конкуренции образовательных систем и требований рынка труда; широкое участие профессорско- преподавательского состава системы ВПО России во всех процессах, связанных с проектированием К-О ООП.
3 Особенность нового поколения ООП ВПО - реализация идей компетентностного подхода проявление существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования Преподаватель и содержание дисциплины Студент и ожидаемые результаты образования Перенос акцента
4 Изменение понятия «основная образовательная программа» Используемое определение Это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника. Новое определение Это совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
5 Соотношение степени стандартизации
6 СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально- личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
7 1. ХАРАКТЕРИСТИКА основной образовательной программы высшего профессионального образования 1. Общие положения 2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО 3. Наименование ООП ВПО 4. Направление подготовки (специальность) 5. Профиль подготовки 6. Миссия, ц ель ООП ВПО 7. Квалификация выпускника 8. Срок освоения ООП ВПО 9. Трудоемкость ООП ВПО 10. Требования к абитуриенту 11. Основные пользователи ООП ВПО
8 СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
10 Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование) ОК-1 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; ОК-2 владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений; ОК-3 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения; (…) ОК-11 выполняет требования гигиены; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
11 Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (классификация предложена УМУ ТГУ) Общенаучные компетенции Инструментальные компетенции Социально-личностные компетенции
12 Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (классификация предложена УМУ ТГУ) Общенаучные компетенции ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-9 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений; готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен понять принципы организации научного исследования, способы построения научного знания; Инструментальные компетенции ОК-5 ОК-6 ОК-7 способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами; готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; Социально-личностные компетенции ОК-3 ОК-8 ОК-10 ОК-11 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения; способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; Выполняет требования гигиены; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
13 Профессиональные компетенции (ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование) ОПК – общие профессиональные компетенции Профессиональные компетенции, учитывающие профиль подготовки (ПКПП, ПКСПП, ПКСП)
14 Профессиональные компетенции (классификация предложена УМУ ТГУ) Научно-исследовательские компетенции Технологические компетенции Организационно-управленческие компетенции Профильно-специализированные
15 Профессиональные компетенции профилей Профиль: Начальное образование Научно-исследовательские компетенции ПКНО-2 ПКНО-7 Способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержание учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности; готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками; Технологические компетенции ПКНО-1 ПКНО-5 способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы; готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ; Организационно-управленческие компетенции ПКНО-3 ПКНО-4 ПКНО-6 ПКНО-8 способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающего; готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе; готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования; способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников. Профильно-специализированные компетенции ПСК-9 ПСК-10 (…) ПСК-18 готов к реализации в учебном процессе образовательных программ начального образования; способен создать оптимальные условия для адаптации первоклассников к начальному периоду учебной деятельности; (…) способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов.
16 Действующий и новый (компетентностно- ориентированный) учебные планы: в чем новизна и в чем преемственность? Какие инструменты выступают поддерживающими при построении нового учебного плана?
17 ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем СОПРЯЖЕНИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО 1. И меется ядро дисциплин, обеспечивающее формирование тех требований из модели выпускника, которые преемственно переходят из ГОС-2 в ФГОС ВПО 2. Имеется педагогически обоснованная последовательность изучения ряда дисциплин, относящаяся к профессиональной подготовке
18 ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем ОТЛИЧИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО Значимость дисциплины требует обоснования с позиции ее вклада в формирование компетенции Часть дисциплин модифицируется или исключается (переход к 2-уровням подготовки, необоснованность включения в уч. план и пр.) Выраженность трудоемкости в часах Выраженность трудоемкости в зачетных единицах Появление междисциплинарных модулей, усиление междисциплинарных связей
20 СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
22 Описание характеристик образовательных технологий, используемых при реализации ООП ВПО (по дисциплинам, практикам учебного плана в компетентностном формате)
23 Формы, методы и средства воспитательной, внеучебной и социальной работы ТГУ по формированию общекультурных компетенций студентов, представленных в ФГОСе нового поколения (2010 г.)
24 1. Общее положение 1.1. Концептуальное положение: Аннотация (миссия, цели ) 1.2. Компетентностная модель выпускника 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам, темам и дидактическим единицам 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки 1. Общее положение 1.1. Концептуальное положение: Аннотация (миссия, цели ) 1.2. Компетентностная модель выпускника 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам, темам и дидактическим единицам 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки
25 ЛИТЕРАТУРА 1. Проектирование Основных Образовательных Программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты ВПО: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно- методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук. Н.А. Селезневой. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 84 с. 2.Азарова, Р.Н., Борисова, Н.В., Кузов, В.Б.. Проектирование компетентностно- ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО.Методические рекомендации : Материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе» / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузова. - М., с. 3.Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В.И. Байденко – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 54 с. 4. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня, – С. 26–31.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.