Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.unicef.ru
1 Социально-экономическая ситуация: тенденции и риски для семей с детьми Международная конференция «Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье», Новосибирск, мая 2009 года Д.О. Попова
2 Основные социально-демографические тенденции х гг. Трансформация моделей брачно-семейного поведения снижается частота вступления в брак, учащается совместное проживание до брака, частота разводов и повторных браков, рождение детей вне брака, откладывание рождения детей; снижается рождаемость. Трансформация норм, ценностей и социальных установок населения в отношении семьи («второй демографический переход») Изменение структуры семей между двумя переписями населения (1989 и 2002 гг.): Снижение доли семей с детьми в общей численности домохозяйств (с 47 до 40%). Уменьшение среднего числа детей в семье: рост доли однодетных семей (с 24 до 26%) и сокращение доли двухдетных (с 18 до 11%) и многодетных (с 4,6 до 2,6%). Рост доли неполных семей из-за роста разводов, внебрачной рождаемости, а также случаев вдовства (с 15 до 22%).
3 Детская бедность Риски бедности и дефицит доходов, обследование НОБУС, актуализированное на декабрь 2006 г. Динамика рисков бедности, ФСГС
4 Факторы бедности семей с детьми *Обследование НОБУС
5 Лишения в сфере жилищной обеспеченности* Нуждаются и в том и в другом 15,2%28,6% 46,2% *Обследование НОБУС
6 Расходы на социальную политику *Рассчитано по данным Федерального казначейства и ФСГС
7 Расходы на социальные пособия и помощь Все пособия % от ВВП2,0 1,51,1 1,21,10,81,51,71,9 % от общего объема доходов 2,43,1 2,31,92,01,81,91,61,32,32,73,0 По временной нетрудоспособности 32,834,333,436,735,742,849,348,849,949,120,717,416,6 По безработице8,58,09,612,513,78,17,38,29,29,95,24,22,5 Детские и материнские пособия 54,449,646,535,337,733,834,933,832,431,914,712,418,9 ЕДВ56,764,459,4 в т.ч. % от общего объема пособий *Данные ФСГС
8 Ежемесячное пособие на детей в возрасте до 16 (18 лет) из бедных семей 2003 год: 1.Средний размер пособия 106 рублей или 5% от ПМ ребенка. 2.Пособие получают 58,2% детей в возрасте до 16 (18) лет 3.Пособие составляет 16% от общего объема гос. расходов на пособия, 0,3% от доходов населения и 1,6% от доходов получателей год: 1.Средний размер пособия 137 рублей или 3,9% от ПМ ребенка. 2.Пособие получают 45,3% детей в возрасте до 16 (18) лет. 3.Пособие составляет 4,2% от общего объема гос. расходов на пособия, 0,2% от доходов населения и 1% от доходов получателей.
9 1. Изменение условий выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - выплачивается и работающим и неработающим матерям; - минимальный размер – 1500 руб./3000 руб.; - для работающих – 40% среднего заработка по месту работы, но не более 6000 руб. 2. Материнский капитал - в размере рублей в 2009 г. 3. Компенсационные выплаты на дошкольные учреждения 4. Меры стимуляции опеки и усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - единовременное пособие при передаче сироты в семью – 8000 руб. - выплата по содержанию сирот в опекунских семьях – 4000 руб.мес. - оплата труда приемного родителя – не менее 2500 руб. Президентские инициативы, 2007:
10 Эффект на рождаемость предположительно будет либо незначимым, либо произойдет некоторый одномоментный рост, с последующим снижением. Эффект на благосостояние населения на макроуровне невелик из-за маленького размера целевых групп. Для целевых групп эффект будет ощутим: Пособие для детей до 1,5 лет: –получатели – 2,5% домохозяйств. –пособие составляет 11% доходов получателей, 43% ПМ первого ребенка и 86% от ПМ второго ребенка. –сократит долю бедных среди получателей на 6 п.п. или 27%. –сократит средний дефицит дохода на 5 п.п. от ПМ или18%. Материнский капитал: –получатели – 0,7% домохозяйств, 98% которых нуждаются в улучшении жилья. –42% получателей, нуждающихся в улучшении жилья, смогут решить жилищные проблемы (в т.ч. 6% - смогут сразу решить все жилищные *Обследование НОБУС –проблемы, 36% - смогут войти в ипотечную программу и погасить кредит в течение 25 лет). Прогноз эффекта президентских инициатив 2007 г. *прогноз на основе данных НОБУС
11 Основные проблемы системы социальных трансфертов для семей с детьми В период экономического роста бедность семей с детьми преимущественно сокращалась за счет эффектов экономического роста. Данный ресурс практически исчерпан в условиях действующей системы социальной поддержки, которая в основном компенсирует издержки развития других институтов (преимущественно пенсионной системы). –Низкая адресность программ для бедных при незначительном размере пособий. Необходимо усилить процедуры контроля доходов, а высвободившиеся ресурсы направить на повышение размера адресных пособий. –Пассивность мер социальной защиты, отсутствие контроля и сопровождения получателей. Маргинализация бедных слоев населения и необходимость повышения размера выплат по ряду пособий, например, ежемесячного пособия на детей из бедных семей, требует внедрения процедур взаимных обязательств получателей помощи и системы социальной защиты, которые могут оформляться социальным контрактом. –Сложившаяся система денежных пособий для бедных семей с детьми, не привязана к жизненному циклу семьи. Пособия для небедных семей с детьми до 1,5 лет могут достигать 70% ПМ ребенка. Пособия для бедных семей с детьми от 1,5 до 16 (18) лет в среднем составляют 4% ПМ ребенка. Регионализация пособий только усиливает неравенство в рисках бедности детей. Преодолеть данные противоречия позволит введение федерального пособия по бедности.
12 Структура душевых доходов семей с детьми *Обследование СПРИЛО, апрель 2005 г.
13 Социальные услуги семьям с детьми: детские дошкольные учреждения Число детских дошкольных учреждений снизилось (на 17% - с 53,9 тыс. в 1999 г. до 46,2 тыс. в 2006 г.). Число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях увеличилось (на 18% с 2000 по 2006 гг.) В настоящее время число мест в дошкольных учреждениях и число детей совпадают (в 2006 году на 100 мест в дошкольных учреждениях приходилось 99 детей) + неравномерное распределение этих учреждений по регионам и муниципалитетам. Резко (более чем в 6 раз!) увеличилась численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения (с 192,9 тыс. чел. в 1999 г. до 1237,9 тыс. чел. в 2006 г.) По крайней мере, 80% расходов на содержание детских дошкольных учреждений покрывается из региональных и муниципальных бюджетов. С 2007 г. введена компенсация на содержание детей в государственных или муниципальных дошкольных учреждениях в размере 20% от среднего уровня расходов на содержание одного ребенка, 50% - для второго, 70% - для третьего и последующих. Охват – 3,6% домохозяйств, средний размер компенсации в расчете на домохозяйство-получателя – 199 рублей в месяц, удельный вес в доходах получателей – 1% (НОБУС, актуализированный на 2007 г.).
14 Семейная ситуация детей *Обследование РИДМИЖ, 2004 г.
15 Выплата алиментов с точки зрения плательщиков и получателей *Обследование РИДМИЖ, 2007 г =10,3% населения вовлечены в систему выплаты алиментов
16 Динамика численности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Численность детей в возрасте до 17 лет, тыс.чел Число выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в течение года, тыс. чел В % к общей численности детей (0-17 лет) 0,120,30,360,380,390,430,410,46 Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. чел В % к общей численности детей (0-17 лет) 1,21,41,92,12,22,32,42,52,62,7 Справочно: По данным Всемирного банка, в 2000г. в Великобритании дети-сироты составляли 0,5% от детского населения, в США – 0,69%, Германии – 0,89%. * На конец года
17 Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей * На конец года, в % от числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Находятся под опекой, попечительством 49,350,851,551,151,551,8 Усыновлены2121,921,821,621,7 В приемных семьях и семейных детских домах 0,711,31,622,9 В институциональных учреждениях 2726,725,525,724,823,6
18 Качественные характеристики сиротства Среди выявленных детей–сирот увеличивается удельный вес тех, кто старше 7 лет, и в 2007 г. их доля составила 60%. Доля социальных сирот среди всех детей-сирот, выявленных и учтенных в 2007 г., составляет 83%. Основная причина социального сиротства – это лишение родительских прав. За годы рыночных трансформаций (с 1993 по 2007 гг.) количество случаев лишения родительских прав увеличилось в 2,5 раза. Более 40% выявляемых детей сирот – это следствие лишения родительских прав обоих родителей или единственного. Случаев ограничения в родительских правах значительно меньше: в 2007 г. они составили 6,7% от числа родителей, лишенных родительских прав. При эффективной профилактической работе статистика должна показывать противоположную ситуацию. Существенный вклад в социальное сиротство также вносит отказ матерей от новорожденных детей, и в 2007 г. зафиксировано таких случаев, что составляет 9,4% от всех выявленных детей-сирот.
19 Формы глубокой внутрисемейной депривации Результаты однофакторного анализа, РИДМИЖ, 2007г.
20 Концентрация форм глубокой внутрисемейной депривации Порядка 28% всех полных семей с детьми в возрасте до 14 лет, относятся к категории депривированных семей, в 5,4% семей присутствуют 2 и более вида деприваций *Расчеты на основе данных РИДМИЖ, 2007 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.