Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКлавдия Дорожкина
1 Иконы Богоматери.
2 Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век
3 Елеу́са (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Елеу́са (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др. К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович. К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.
4 Донская икона. Феофан Грек (?) г. (?).
5 Икона Елеуса-Киккская (1668 год), Симона Ушакова.
6 Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год
7 Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́мельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́мельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа явление в мир "небесного царя и судии" и поклонение царственному младенцу. Основной смысл этого образа явление в мир "небесного царя и судии" и поклонение царственному младенцу.
8 Казанская икона Божией Матери
9 Иконографический тип Панахранта. Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век
10 Панахра́нта (ср.-греч. Panachranta Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в. Панахра́нта (ср.-греч. Panachranta Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в. Такой тип изображения появился в Византии в XI XII вв. Такой тип изображения появился в Византии в XI XII вв.
11 Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок
12 Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года
13 Оранта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Оранта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.