Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Шилов
1 Адаптация опыта работы Л.Н.Ефименковой по коррекции устной речи. Составила: Кабалия Ольга Ивановна учитель-дефектолог ГБДОУ ЦРР д/с 23 Красносельского района Санкт-Петербурга
2 РАБОТА НАД СЛОВОМ. Детям дается понятие о слове не только как о лексической единице языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятия «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
3 Слова, обозначающие предмет. В процессе работы дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы, учатся изображать их графически.
4 Слова, обозначающие действие предмета. В процессе работы дети учатся правильно ставить вопросы, учатся изображать их графически. Это помогает более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
5 Слова, обозначающие признак предмета.
6 Работа над предложением. Усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия предметов, соединяют в простое нераспространенное предложение. Важно начинать работу именно с этого типа предложений, поскольку здесь дети фактически начинают овладевать умением чувствовать грамматическую основу предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы дети успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения. На этом этапе работы широко используются графические схемы предложений, для того чтобы сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове как единице предложения.
7 Простое нераспространенное предложение разной структуры (П.+С.,С.+П.)
8 Распространение предложения путем введения второстепенных членов. Сначала предложение распространяется путем введения дополнения, выраженного существительным в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежа единственного и множественного числа без предлога. Затем в предложение вводят определение к подлежащему и дополнению и, наконец, обстоятельство места.(знакомство с П.п.) Параллельно с распространением предложения отрабатываем грамматические связи: согласование и управление. С этой целью поэтапно учим детей правильно согласовать существительное с глаголом в числе и роде, прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
9 Введения дополнения, выраженного существительным в форме винительного падежа единственного и множественного числа без предлога.
10 Введения дополнения, выраженного существительным в форме родительного падежа единственного и множественного числа без предлога.
11 Введения дополнения, выраженного существительным в форме дательного падежа единственного и множественного числа без предлога.
12 Введения дополнения, выраженного существительным в форме творительного падежа единственного и множественного числа без предлога.
13 Составление предложения по картинкам сначала из двух, затем из трех, четырех, пяти и более слов.
14 Особое место занимает работа над предлогами. Работая над предлогами, логопед должен решить следующие задачи. 1. Сформировать представление о смысловом значении предлогов. 2. Сформировать представление о предлоге как об отдельном слове. 3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления В графической схеме предложения условное изображение предлога вводится в виде маленького квадрата.
15 предлог «на» предлог «в»
16 предлог «с» предлог «за»
17 Формирование связной речи. Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого). Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Творческий пересказ развивает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме. Затем дети осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.
18 Тексты, повествовательного характера строятся с учетом временных или причинно- следственных связей. Методика работы с текстом «Дрозд» 1. Чтение рассказа один раз. 2. Словарная работа.(дрозд, злодей) 3. Выделении глаголов, которые определяют последовательность действий, происходящих в рассказе.(заметил, влез, увидел, клюнул, фыркнул, спрыгнул) 4. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, ребенок предложение с этим словом. 5. Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
19 Тексты, описательного характера строятся с учетом предметных связей. Методика работы с текстом «Береза». 1. Чтение рассказа один раз. 2. Словарная работа. 3. Установление предметных связей(береза-ствол-кора- ветки-листочки-сережки.) 4. Работа с пиктограммами. 5. Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
20 Тексты, описательно- повествовательного характера строятся с учетом параллельных связей. предмет действие Методика работы с текстом «Как медведь сам себя напугал». 1. Чтение рассказа один раз. 2. Словарная работа. 3. Установление предметных связей(медведь-веточка-белочка и т.д.) 4. Выяснение причинно-следственных связей. Вопросы: Почему медведь убежал из леса? и т.д. 5. Установление временных связей. Назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал). 6. Работа с пиктограммами. 7..Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
21 Составление плана рассказа, использование его при пересказе. Методика работы с текстом «Найда». Логопед читает первый вариант рассказа. Пересказ рассказа по контурным картинкам. Логопед читает второй вариант рассказа. Что нового вы узнали из рассказа? Нарисуйте. Расскажите, какая была Найда? (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Найды раскрашены.) Аналогичная работа со щенками, конурой. Вспомните и назовите картинки по порядку. (Собака, щенята, конура.) Вопросы: Сколько частей в рассказе? О ком говорится в первой части рассказа? О ком говорится во второй части рассказа? О чем говорится в третьей части рассказа? Логопед предлагает детям дать название каждой части рассказа. («Найда», «Щенята», «Конура».) Логопед. У нас получился план рассказа. Пересказ рассказа «Найда» целиком по плану.
22 Краткий пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.
23 Выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения отделить одну сюжетную линию от другой.
24 Творческие пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
25 Составление рассказов. По серии картинок и словам- действиям. По сюжетной картине.
26 Материал для работы по темам: «Слоговой состав слова» «Твердые и мягкие согласные» «Звуко-буквенный состав слова»
27 «Новое-хорошо забытое старое». Наглядное пособие по коррекция устной и письменной речи является дополнением к книге Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов М.: Просвещение, 1991.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.