Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВсеволод Бутаков
1 Дефицит гос. бюджета и его виды Структурный дефицит представляет собой разницу между гос. расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения: d S = G – tY* – где d S – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП. Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом: d С = d - d S = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y) – где d С – циклический бюджетный дефицит, d - фактический бюджетный дефицит, d S – структурный бюджетный дефицит, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.
2 Дефицит гос. бюджета и его виды Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
3 Дефицит гос. бюджета и его виды Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию гос. долга.
4 Концепции гос.бюджета Отношении к дефициту гос. бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея балансированного бюджета. Исторически в отношении состояния гос. бюджета выдвигалось три концепции: – 1) идея ежегодно балансированного бюджета; – 2) идея бюджета, балансированного по фазам экономия. цикла (на циклической основе); – 3) идея балансированности не бюджета, а экономики
5 Концепция ежегодного балансир. бюджета Концепция состоит в том, что независимо от фазы экономия. цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения баланс-сти бюджета должно снижать гос. расходы (гос. закупки и трансферты). А поскольку снижении и гос. закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить гос. расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
6 Концепция гос. бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь баланс-ный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был балансирован в целом в течении экон. цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому баланс. бюджет обеспечить не удается.
7 Целью гос-ва должна быть не баланс-сть бюджета, а стабильность экономики Кейнс: инструменты гос. бюджета (гос. закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклич. регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. – Если в экономике спад, то гос-во должно увеличивать свои расходы (гос. закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. – И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то гос-во должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. – Состоянии гос. бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования».
8 Теория Кейнса гос-во должно сокращать расходы гос-во должно увеличивать расходы Что происходит на самом деле? Гос. вмешательство в экономику: Не сокращается Не сокращается Увеличивается Результат: доля гос-ва в ВВП возрастает!
9 Способы финансирования дефицита Дефицит гос. бюджета может быть профинансирован тремя способами: – 1) за счет эмиссии денег; – 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); – 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг) Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита гос. бюджета
10 Эмиссионный способ финанс-ния дефицита Государство (Центр. банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращении доп. деньги, с помощью которых покрывает превышении своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования: – Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, => объема производства. Увеличении предложения денег обусловливает на денежном рынке снижении %-ставки процента, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии – Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центр. банк проводит операции на открытом рынке и покупает гос. ценные бумаги и выпускает в обращении доп. деньги, либо за счет прямой эмиссии денег. Недостатки: – В долгосрочном периоде увеличении денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. – Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижении %-ставки стимулирует увеличении совокупных расходов и ведет к еще большему росту деловой активности, ускоряя инфляцию.
11 Финанс-нии дефицита за счет внутр. долга Гос-во выпускает ценные бумаги (гос. облигации), продает их населению и полученные средства использует для финансирования дефицита Достоинства этого способа финансирования: – не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, – достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещении гос. ценных бумаг можно обеспечить быстро. Населении в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны и достаточно доходны (по ним платится процент). Недостатки: – По долгам надо платить. Выплата процентов называется «обслуживаниим гос. долга». Получается порочный круг: гос-во выпускает облигации для финанс-ния дефицита, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. – в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. – «эффект вытеснения» частных инвестиций. – может привести к дефициту платежного баланса.
12 Финанс-нии дефицита за счет внутр. долга – может привести к дефициту платежного баланса. В США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im – где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт. Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex) => при росте дефицита гос. бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса.
13 Финанс-нии дефицита с помощью внешнего долга Дефицит финанс-ся за счет займов у др. стран или межд. финанс. орг-ций ( МВФ, Мирового банка, и др.). Достоинства подобного метода: – Возможность получения крупных сумм – Неинфляционный характер Недостатки: – Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу) – Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга – Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению объема производства и спаду в экономике – При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
14 Теория эквивалентности Рикардо David Ricardo ( )
15 Гос. долг, его виды и последствия Гос. долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Гос. долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (напр., по состоянию на 1 января 2007 года) в отличие от дефицита гос. бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: – 1) внутренний – 2) внешний.
16 Гос. долг, его виды и последствия По абсолютной величине гос. долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины гос. долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах эконом. роста гос. долг превращается в серьезную макроэкономия. проблему. Опасность большого гос. долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые гос. займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращении дополнительные деньги.
17 Гос. долг, его виды и последствия Серьезные негативные последствия большого гос. долга: – Снижается эфф-сть эк-ки, поскольку отвлекаются средства из производств. сектора эк-ки как на обслуживании, так и на выплату самой суммы долга; – Перераспределяется доход от частного сектора к государственному; – Усиливается неравенство в доходах; – Рефинансировании долга ведет к росту %-ставки, что вызывает вытеснении инвестиций в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производств. потенциала страны; – Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономия. стимулов – Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде – Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния – Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж – Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
18 EL riikide riigivõlg, 2009
19 Intressimaksed, % SKPst (EK prognoos aastaks) Ehk kui Eestil oleks riigivõlg sama suur kui nt Kreekal, moodustaksid intressimaksed aastas ca 6% SKPst (15-17 mlrd krooni)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.