Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Тарновский
1 Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся Тема педагогического совета: Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся Кирсанова Ольга Николаевна заместитель руководителя образовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 31» Тамбовская область, город Тамбов © МАОУ СОШ 31, 2014 г. Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября февраля 2015 "Педагогическая технология и мастерство учителя"
2 Цель педагогического совета: Обеспечение профессионально- личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы; Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога нашей школы, способствующих реализации Образовательной программы школы
3 ПОВЕСТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 1. Выступление директора школы В.Б.Петрова. 2. Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся - выступление заместителя директора по УВР О.Н.Кирсановой. 4. Компетенция педагога – основа успешного развития компетенций обучающихся – выступление учителя начальных классов А.И.Ереминой. 3. Коммуникативная компетенция – залог эффективного обучения и воспитания - выступление учителя экологии О.Н.Левчук. 5. Принятие решения педагогического совета. 6.Разное.
4 Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования «Чуткие внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя - ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»
5 Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога) Повышение качества образования обучающихся
6 КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав. Компетенция - это требования Компетентность - это проявление этих требований.
7 Впервые понятия «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» стали использоваться в США в сфере бизнеса 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.
8 В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место. В чем причины такого интереса к компетенциям? Изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие; «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий; Быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей.
9 Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить- действовать-мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.
10 Структура ключевых компетенций в образовании: предметно-методологическая компетенция;психолого-педагогическая компетенция;компетенция в области здоровьесбережения;коммуникативная компетенция;компетенция информационная.
11 Каждая из предложенных компетенций предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя составляющими, очень важным для учителя: Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми (личностная, позиционально – ценностная составляющая) Умением передавать свою информацию другим (операционально – технологическая составляющая) Умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования (когнитивная составляющая)
12 ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале. ориентация в современных исследованиях по учебному предмету; знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета;
13 Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя (когнитивная составляющая) знает СУП; закономерности УВП; в учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики психологии Обязательный уровень Хорошо знает СУП; закономерности УВП; в учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики и психологии; Владеет системой методологических знаний, о структуре знаний, о методах научного познания Продвинутый уровень отлично знает СУП; демонстрирует стремление приобретения новых знаний; предлагает разные взгляды на изучаемый материал; знает уровни, методы и формы познания их в ПД; ведет исследовательскую работу Творческий уровень
14 Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя (операционально – технологическая составляющая) педагог ориентируется в нормативных документах по методологии преподаваемого предмета; Владеет разнообразными методами ведения урока; Урок структурирован. Большая часть времени распределена удачно. Обязательный уровень владеет разнообразными методами ведения урока( групповыми, проектными, медиа технологиями); обеспечивает ОП ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета; структура урока четкая, все этапы логически взаимосвязаны, время распределено удачно Продвинутый уровень педагог отлично ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии учебного предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся; владеет разнообразными методами ведения урока; структура урока четкая, в ней учтены различные пути продвижения для учащихся. Творческий уровень
15 Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя ( личностная, позиционно – ценностная) владеет умением передавать от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного характера. развивает ученика как члена общества, гражданина и патриота. Обязательный уровень владеет умением превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика; Владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях; Обладает эрудицией и широким кругозором. Продвинутый уровень способен передавать учащимся новые социальные умения; Ориентируется в изменчивом мире социальных ролей; адекватно реагирует на изменчивость социальных ролей; Готовит к будущему, к встрече с неизвестным. Творческий уровень
16 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, -умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реальных образовательных отношений.
17 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, -умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реальных образовательных отношений.
18 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: Позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.
19 КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Когнитивная составляющая: знание теории и проектирования здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, признаков, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательных отношений за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.
20 КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Когнитивная составляющая: знание теории и проектирования здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, признаков, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательных отношений за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.
21 КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения; -осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; -осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; -видение себя как психически, физически и нравственно здоровой личности.
22 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Когнитивная составляющая: - знание законов, приемов эффективного общения в полилоге, диалоге, монологе. Операционально-технологическая составляющая: -владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме. Личностная, позиционно-ценностная составляющая: -осознание ценности общения; -стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека - как ученика, так и коллег.
23 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Включает две группы базовых компетенций: КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации и создание нового знания; КОМПЕТЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
25 Показатели качества в логике учебных достижений Результаты тестирования знаний Оснащенность учебного процесса Квалификационный уровень педагогов Соответствие учебной инфраструктуры нормативным требованиям и т.д.
26 Показатели качества в логике человеческого капитала Доход выпускника через 10 лет после школы Время, которое тратят выпускники на поиск работы Число выпускников, работающих по специальности, соответствующей полученному образованию Уровень здоровья выпускников Качество семей выпускников (полная-неполная, количество детей) Число выпускников, вернувшихся в родные места после получения образования
27 В чем же разница? В первом случае рейтинг работает на статистику, на отчетность, на управляемость, на монополии, снабжающие систему образования оборудованием и другими средствами обучения Во – втором случае рейтинг определяется критериями жизненного успеха и задачами развития страны Во- втором случае система образования работает на страну, на экономику, на конкурентоспособность выпускника
28 Основные составляющие урока Цели и задачи урока Деятельность учителя и ученика Профессионализм педагога Педагогические технологии Содержание
29 Неделя педагогического мастерства
30 Учителя- предметники использовали следующие средства по внедрению компетентностного подхода как важного условия повышения качества образования: o использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; o создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; o стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ; o оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; o поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; o создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. 30
31 Спасибо за внимание!
32 РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы. Одобрить накопленный опыт работы коллектива педагогов по повышению профессиональной компетентности: тематические педсоветы, семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя(портфолио, рейтинг учителя), внедрение системного анализа урока, участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
33 РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Администрации школы: 1. Спланировать методическую работу с педагогическими кадрами на диагностической основе дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога. Отв.зам.директора по УВР 2. Взять за основу сформированный при обсуждении на методических объединениях перечень ключевых компетенций педагогов нашей школы. В план работы включить мероприятия, направленные на развитие этих педагогических компетенций. Отв.зам.директора по УВР
34 РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Учителям: 1. Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям в большей степени раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы. Отв. руководители МО. 2. С целью формирования у учащихся компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативной, социальной - руководителям МО запланировать проведения «мастер- классов» с учащимися школы, в рамках методических и предметных недель. Отв. руководители МО.
35 РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Учителям: 3. Продолжить работу по созданию положительного имиджа школы через постоянную, систематическую работу над своим имиджем каждым педагогом, учащимся. Отв. педагоги школы 4. Классным руководителям в планировании воспитательной работы уделить особое место проведению классных часов по формированию компетенций учащихся. Отв.зам.директора по ВР
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.