Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентина Батюшкова
1 РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПА МОЛОДЕЖИ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ методические рекомендации методические рекомендации Диулина Юлия Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК Астана, 2014 г.
2 изучить понятие доступа к высшему образованию в контексте интеграции мирового образовательного пространства проанализировать мировой опыт по развитию механизмов доступа к высшему образованию определить основные группы молодежи как субъектов социального измерения проанализировать статистические данные по доступу к высшему образованию в РК провести SWOT-анализ доступа молодежи к высшему образованию в РК изучить опыт Казахстана по реализации социального измерения Цель: выработка рекомендаций по разработке механизмов повышения доступа к высшему образованию в РК на основе анализа мирового и казахстанского опыта. Задачи:
3 Целевая аудитория работодатели родители учащиеся средних школ, профессиональных технических колледжей, вузов абитуриенты преподавательская общественность эксперты в сфере высшего образования
4 СОДЕРЖАНИЕ I Актуальность проблемы доступа к высшему образованию Политика доступа к высшему образованию в рамках социального измерения Доступ к высшему образованию как один из трендов мирового образовательного пространства Исследовательские проекты по развитию доступа к высшему образованию II Доступ к высшему образованию в РК Признание результатов предшествующего обучения как фактор доступа к высшему образованию Доступ к высшему образованию как один из принципов реализации Болонского процесса в Казахстане SWOT-анализ III Механизмы развития доступа к высшему образованию: зарубежный опыт Практика развития социального измерения в странах ЕПВО Меры для расширения доступа к высшему образованию стран ЕПВО Руководящие принципы для разработки национальных планов доступа к высшему образованию
5 Актуальность проблемы доступа к высшему образованию I Политика доступа к высшему образованию в рамках социального измерения Доступ к высшему образованию как один из трендов мирового образовательного пространства Исследовательские проекты по развитию доступа к высшему образованию На национальном уровне социальное измерение прописано в следующих документах: 1. Качество высшего образования должно быть одинаково доступным для всех (Берлинское и Бергенское Коммюнике). 2. Студенты должны иметь соответствующие условия обучения и проживания, так чтобы они имели возможность своевременно завершить свое обучение в течение соответствующего периода времени без препятствий, связанных с их социальным и экономическим положением (Берлинское и Бергенское Коммюнике). 3. Возможность следовать траекториям обучения на протяжении всей жизни для всех граждан должна быть улучшена в соответствии с их стремлениями и способностями (Сорбоннская декларация и Берлинское коммюнике). 4. Правительствам следует принять меры по обеспечению студентов руководством и консультационными услугами с целью расширения доступа к образованию (Бергенское коммюнике). 5. Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием и должны участвовать влиять на организацию и содержание высшего образования (Пражское и Берлинское Коммюнике). 6. Правительствам следует принять меры для оказания финансовой поддержки студентам, особенно из групп с социально неблагоприятными условиями, с целью расширения доступа к высшему образованию (Бергенское коммюнике).
6 Доступ к высшему образованию в РК II Признание результатов предшествующего обучения как фактор доступа к высшему образованию Доступ к высшему образованию как один из принципов реализации Болонского процесса в Казахстане SWOT-анализ ЕНТ и КТА инклюзивное образование государственный образовательный заказ на подготовку кадров методика подушевого нормативного финансирования механизм государственной образовательной накопительной системы (ГОНС) механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) стратегия мобилизации многоканальных ресурсов социальная поддержка молодежи поддержка иностранных граждан
7 Механизмы развития доступа к высшему образованию: зарубежный опыт III Практика развития социального измерения в странах ЕПВО Меры для расширения доступа к высшему образованию стран ЕПВО Руководящие принципы для разработки национальных планов доступа к высшему образованию Руководящие принципы для разработки национальных планов доступа к образованию Шаг 1. Определить недостаточно представленные группы в системе высшего образования, выделив такие признаки, как пол, этническое происхождение, социально- экономические предпосылки, возраст, студенты с ограниченными возможностями, студенты с детьми, работающие студенты и т.д. Шаг 2. Выявить отсутствие информации и мер, необходимых для расширения базы данных. Шаг 3. Определить препятствия для каждой недостаточно представленной группы, влияющих на доступ к образованию и успешному обучению. Шаг 4. Разработать меры по преодолению каждого из этих препятствий. Шаг 5. Установить четкие, измеримые цели. Шаг 6. Установить четкие сроки для достижения целей и определить обязанности по их реализации. Шаг 7. Установить постоянную систему мониторинга, чтобы изучать представленность групп, препятствия для доступа к образованию, меры и цели. Шаг 8. Привлечь заинтересованные стороны, то есть студенческие союзы и представителей вузов.
8 Выводы и рекомендации по развитию механизмов доступа молодежи к высшему образованию в Республике Казахстан IV Основываясь на текущей ситуации в Республике Казахстан, а также на анализе зарубежного опыта, можно предложить следующие рекомендации по расширению доступа к высшему образованию для молодежи: Создание концепции «Обучение в течение всей жизни» для Казахстана Создание концепций социального измерения и развития доступа к высшему образованию Проведение мониторингов, социальных исследований по доступу к высшему образованию в стране на основе опросов стейкхолдеров высшего образования. Своевременная и качественная поддержка обучающихся из социально уязвимых групп, а также студентов, находящихся в неблагоприятных социально-экономических условиях Развитие различных видов финансовой поддержки для стимулирования студентов, а также льгот для студентов из непривилегированных групп; Повышение уровня доступности грантов и кредитов; Увеличение объема консультационной и методической поддержки, которая может включать разработку индивидуальных учебных планов и траекторий обучения; Развитие возможности совмещения получения высшего образования с трудовой деятельностью.
9 Рекомендации НРГ по доработке проекта методических рекомендаций Фаизова Эльмира Ричардовна, ТГУ Приведен общий обзор состояния доступа к высшему образованию Некоторые параграфы имеют незавершенный характер (особенно в третьей главе). Задачи, поставленные во введении не реализованы полностью. Имеются технические погрешности. Айменов Ж.Т., ЮКГУ им. М. Ауэзова Обеспечение доступности высшего образования целесообразно рассматривать с двух позиций – макроуровня – уровня уполномоченного органа (МОН РК) и микроуровня – уровня организаций образования (вузы). С позиции МОН важным инструментом повышение доступности является механизм распределения государственных образовательных грантов. В настоящее время процедура распределения грантов не обеспечивает широкую доступность В проекте целесообразно уделить внимание государственной накопительной системе и распространению информации о ее возможностях среди населения. В настоящее время Главой государства ставится вопрос о повышении социальной ответственности бизнеса за подготовку кадров, разрабатываются механизмы вовлечения работодателей в образовательный процесс. Это является одним из направлений повышения доступности, в частности для работающей молодежи, что целесообразно отразить в проекте методических рекомендаций.
10 Рекомендации НРГ по доработке проекта методических рекомендаций Айменов Ж.Т., ЮКГУ им. М. Ауэзова С позиции уровня вузов – для повышения доступности образования также необходимо выстраивать соответствующие механизмы финансовой поддержки. В первую очередь, необходимо расширять возможности вузов по созданию фондов целевого капитала (эндаумент-фондов), что в настоящее время законодательно не регламентировано. Создание подобных фондов позволит вузам оказывать поддержку талантливым абитуриентам, что должно найти отражение в проекте методических рекомендаций. В проекте методических рекомендаций достаточно основательно изучен зарубежный опыт обеспечения доступности, однако нет обоснования его использования в Казахстане, с учетом национальной специфики и задач, стоящих перед национальной системой образования. В проекте недостаточно внимание уделено социальным аспектам обеспечения доступности, к которым относятся создание комфортных условий проживания, предоставление мест в общежитиях. Одним из важных вопросов, который в настоящее время снижает доступность высшего образования в Казахстане является несовершенство процедуры поступления в вузы для выпускников организаций технического и профессионального образования. Представляется целесообразным предложить меры по решению этой проблемы. Представляется дополнительно к проекту методических рекомендаций разработать Дорожную карту по обеспечению доступности, в которой прописать пошаговый план решения имеющихся вопросов.
11 Дать свои рекомендации по развитию доступа молодежи к высшему образованию Предложить SWOT-анализ текущей ситуации Рекомендации НРГ по доработке: предложения
12 Благодарю за внимание! Диулина Юлия Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК тел.:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.