Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Охромеев
1 1 Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике в ОУ Cтарший преподаватель КУ и СЗ ГОАУ ЯО ИРО Иерусалимцева Ольга Васильевна
2 Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? 2 Педагог должен знать: Понятия и формы отклоняющегося поведения Факторы риска, формирующие девиантное поведение Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние) Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя: - основные направления работы с девиантными детьми - основные направления работы с родителями - основные направления работы с педагогами - формы и методы психолого-педагогического воздействия - модели пропаганды здорового образа жизни - модели профилактики злоупотребления ПАВ
3 Понятие девиантного поведения 3 Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть: позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; негативные дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению. По толковому словарю русского языка Ожегова С.И., Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
4 4 Классификация отклонений по А.Ф.Никитину По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы) По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорные, социально запущенные дети). По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные). По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии). По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).
5 Формы девиантного поведения 5 Антисоциальное поведение Асоциальное поведение Аутодеструктивное поведение
6 Антисоциальное поведение 6 - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Антисоциальные поступки: - Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными - Воровство - Мелкое хулиганство - Вандализм - Порча чужого имущества - Торговля наркотиками
7 Асоциальное поведение 7 - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений Асоциальные поступки: - Побеги из дому - Систематические пропуски в школе - Агрессивное поведение - Ложь - Вымогательство - Беспорядочные половые связи - Ненормативная лексика - Настенные надписи и рисунки непристойного характера
8 Аутодеструктивное поведение 8 - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности Аутодеструктивные поступки: - Курение - Токсикомания - Наркомания - Вскрытие вен - Алкоголизм - Суицид
9 Ситуации 9 необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
10 Метод «Шляпы» Метод «Шляпы» 10 С помощью этого метода можно не только глубоко и объективно оценить ситуацию, но и творчески подойти к решению и помочь себе и ребенку найти правильный выход. Цвета шляп имеют свое функциональное назначение. Белая шляпа – раскрывать из ситуации только факты, в виде схемы событий, проявляя полную беспристрастность Красная шляпа – говорить только о чувствах, обсудить, какие эмоции вы испытали при анализе ситуации Черная шляпа – попытаться увидеть в ситуации самое плохое, неприятное, составить список негативных событий Желтая шляпа – проанализировать и записать только положительные события Зеленая шляпа – творчество, отразить ситуацию творчески; Синяя шляпа – Сделайте выводы из ситуации, какой жизненный урок преподает эта ситуация.
11 Линии нарушений девиантного поведения: 11 нарушение обучения нарушение поведения нарушение общения нарушение самосознания смешанные формы
12 Факторы риска и причины отклонений 12 «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник» А.С. Макаренко семья наследственность проблемы подросткового возраста отсутствие прочных социальных связей
13 Семья 13 Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи Тунеядство и пьянство Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию Удручающий образ жизни Раздоры, конфликты
14 Наследствен- ность 14 конституционная предрасположенность наследственность (рождение от наркомана, алкоголика) физические дефекты проблемы с психическим и физическим здоровьем поражение нервной системы в родах
15 Проблемы подросткового возраста 15 Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками: Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
16 Проблемы подросткового возраста 16 Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается: Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д.
17 Отсутствие прочных социальных связей 17 Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против чего-либо не признают ничьи авторитеты испытывают ощущение провала, безнадежности появляется сильное стремление к независимости не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения
18 18 Основные модели профилактики медицинская модель ориентирована на медико- социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ
19 Алгоритм действий Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 3. Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик 4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении) 5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. 6. Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия 7. Анализ динамики развития, корректировка программы развития.
20 20 Основные направления работы с девиантными детьми Итак, после того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений: - нарушение в обучении - нарушение в поведении - нарушение в общении - нарушение в самосознании
21 21 Нарушение в обучении Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех. В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.
22 22 Нарушение в поведении - Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий) - Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения) - Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны) - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности) - Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам классный руководитель, трудовик, т.д.)
23 23 Нарушение в общении - проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения - бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности - организация системы поощрений при применении навыков общения
24 24 Нарушение в самосознании - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности) - Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в коллективно-творческие дела, школьное самоуправление через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты в качестве руководителя. - Формирование навыков Здорового Образа Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
25 25 Недисциплинированость Причины: Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу; неудачно выраженное стремление к самостоятельности; неправильное понимание упрямства как проявления силы воли; желание противостоять подавлению личности. Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность.
26 26 Побеги и бродяжничество Причины: как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте; склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления; из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей; реакция на неблагополучную среду воспитания; отсутствие должной заботы о ребенке; частые сердитые нарекания и брань взрослых; наказания по пустякам; ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами); под влиянием товарищей (конформный тип поведения). Основные правила профилактики и устранения: Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников детского дома и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в группе детского дома или в школе.
27 27Грубость Причины: Самоутверждение в среде сверстников; подавление личности ребенка взрослыми; как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых; состояние переутомления. Основные правила профилактики и устранения: Уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
28 28 Агрессивность, жестокость Причины: Как следствие психического заболевания; Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка. Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным. Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Основные правила профилактики и устранения: Чем же можно побороть жестокость у подростков? Только воспитанием, Только развитием культуры, Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. Взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
29 29 Лживость Причины: Стремление привлечь к себе внимание; боязнь наказания; желание «прикрыть» товарища. Основные правила профилактики и устранения: Уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
30 30 Воровство Причины: Недостаток любви и тепла; недостаточная этическая воспитанность или избалованность; потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости; желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен; зависть. Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к каждому ребенку Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п. Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших. Необходимо вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. Необходимо организовать досуг воспитанников.
31 31 «Добро воспитывается добром, а зло злом» Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.
32 32 Рекомендации психолога Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенка Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу! «Только любовью и жив человек» И.С.Тургенев
33 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.