Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртем Тархов
1 Лексические нормы русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
2 Лексико-фразеологические нормы
3 Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.
4 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: Мне купили болотистые сапоги. Это была болотная местность.
5 Употребление слова в несвойственном ему значении: Евгений Онегин ожидал получить богатое наследие от своего дяди.
6 Неразличение паронимов и синонимов Идти на поводке (поводу)
7 Синонимы.
8 На каком лексическом явлении(явлениях) построена следующая фраза из стихотворения Цветаевой: «Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной»?
9 Фраза построена на явлениях синонимии и антонимии. Антонимы: все – никто, видел – не видел; Синонимы: спящей – сонной.
10 Постарайтесь найти слово, которое могло бы использоваться со всеми словами синонимического ряда, и слова, которые можно использовать только с одним из синонимов: иностранный, заграничный, зарубежный.
11 Со всеми синонимами можно использовать слово гость. Иностранный язык, заграничный паспорт, зарубежная страна.
12 В каком предложении уместно использовать глагол «одеть» 1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки. 2) Малышей … потеплее. 3) Дедушка взял газету и … очки. 4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.
13 Одеть или надеть? Одеть – во что или чем: Одеть ребёнка в пальто. Надеть – укрепить что- нибудь на чём – нибудь: Надеть кольцо на палец. Покрыть часть тела какой – либо одеждой. Надеть шубу.
14 В каком предложении уместно использовать глагол «одеть» 1) Было ветрено, все экскурсанты НАДЕЛИ плащи и куртки. 2) Малышей … потеплее. 3) Дедушка взял газету и НАДЕЛ очки. 4) В этот раз Игорь НАДЕЛ на себя маску раскаявшегося.
15 Прямое и переносное значение слов
16 Найдите ошибки в предложениях, объясните, чем они вызваны, исправьте их. До сих пор поток зрителей не скудеет. Инженеры соорудили линейный ускоритель Давно пишется, что защита наших футбольных клубов хромает. Староста группы сказал, что в магазине продают совсем новые старые учебники.
17 Объясните, из-за чего возникает комический эффект в известной шутке: «Шел дождь и два студента, один в пальто, другой – в университет»?
18 Комический эффект возникает из-за многозначности глагола шел, который имеет значения: «идти ногами», «падать»(об осадках), «отправляться куда- либо».
19 Определите значения слова острый в следующих словосочетаниях, найдите прямое значение слова: Острый нож, острый нос лодки, острый ум, острый запах, острый угол, острый недостаток воды, острый язык.
20 Острый нож - хорошо режущий, отточенный – прямое значение; острый нож лодки – суживающийся к концу; острый ум – проницательный; острый запах – сильно действующий; острый угол – угол менее 90; острый недостаток воды – сильно выраженный; острый язык – отличающийся остроумием.
21 Определите, в чем заключается ошибка в предложении: К вечеру наши художники подготовят выставку своих работ.
22 Это предложение звучит двусмысленно, т.к. в нем не ясно значение слова вечер: вечер – часть дня, вечер – мероприятие.
23 В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении? 1) язык распустить 2) языки пламени 3) вкусный заливной язык 4) злые языки
24 В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении? 1) часы идут 2) дождь прошел 3) человек прошел 4) век прошел
25 Употребление лишнего слова(плеоназм): Свободная вакансия. Опустить голову вниз.
26 Н а й д и т е о ш и б к у! Вернуться назад. В июле месяце. Памятный сувенир. Он впервые познакомился с Таней.
27 Нарушение лексической сочетаемости Делать художественные средства Предпринять меры
28 Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология): Учитель учит Сделанное дело
29 Н а й д и т е о ш и б к у! Работящий работник Планировать планы Продолжить далее
30 Неудачное употребление личных и указательных местоимений: Сначала собака увидела воробья, затем появилась его мама-воробьиха и стала его защищать.
31 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений: Мне ужасно понравился этот текст Не серчайте на меня.
32 Смешение лексики разных исторических эпох: Учитель погрозил мне перстом На Печорине ловко сидел пиджак.
33 Отсутствие связи между предложениями. К шестнадцати годам человек становится взрослым и может сам отвечать за свои поступки. Автор рассматривает в тексте проблемы взаимоотношений людей.
34 Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Проблема, поднятая автором, всегда остается актуальной. Учение всегда будет важной темой для обсуждения. Образованность всегда будет привлекать людей.
35 Пропуск нужного слова. Серёжа сидит и ждёт конца.
36 Типы словосочетаний: Свободные Несвободные
37 Свободные словосочетания Фразеологизмы Любое можно заменить другими словами В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а используются готовыми
38 Следует говорить: Имеет значение - играет роль Повысили уровень–расширили кругозор Одержал победу – потерпел поражение Приложил усилия– предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью Поднять бокалы – провозгласить тост Внушает уважение –вызывает сомнение
39 Фразеологизмы.
40 Найдите фразеологизмы в тексте. - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он(с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
41 Найдите фразеологизмы в тексте. - Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
42 Найдите фразеологизмы в тексте. - Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову, но думаю, что голову вешать не 6 стоит.
43 Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? 1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы
44 Смешение паронимов: Особенности лиричного героя Пушкина.
45 Паронимы – слова, которые близки по звучанию и значению, но различны в оттенках смысла и в употреблении.
46 Запоминаем! Встать: На цыпочки, На дыбы, На чью –то сторону Стать: Человеком, специалистом, врачом, Лошади, Двигатели, мотор, часы, река
48 Найдите ошибки: Высокий юноша, Высокий результат, Высокий слог, Высокие достижения, Высший голос, Высокий разум Высокий юноша, Высший результат, Высокий слог, Высшие достижения, Высокий голос, Высший разум
49 Найдите ошибки: Выявить качества, Проявить недостатки, Проявить качества, Выявить недостатки
50 Найдите ошибки: Демократичный строй, Демократичное руководство, Демократическое воспитание, Демократические реформы. Демократический строй, Демократичное руководство, Демократичное воспитание, Демократические реформы.
51 1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.
52 В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника.
53 В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? 1) Производство нельзя наладить, если не освоить новую технику. 2) Переселенцы из Европы в 18 веке освоили новые земли в Австралии. 3) Студент не смог быстро освоить прочитанное. 4) Учащиеся техникума во время практики освоили новое заводское оборудование.
54 В словосочетаниях какого ряда соблюдены лексические нормы русского языка в использовании паронимов? 1) эффектный трюк, эффектное лечение; 2) целый этап, целый век; 3) нетерпимый человек, нетерпимый холод; 4) враждебный взгляд, враждебная оборона.
55 В словосочетаниях какого ряда соблюдены лексические нормы русского языка в использовании паронимов? 1) длинные традиции, длительные дожди 2) роспись начальника, подпись на документе 3) грецкий орех, греческий зал 4) гнилые бактерии, гнилостное сено.
56 В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника.
57 Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка: 1) Новый сезон открывает большие возможности в эволюции спорта. 2) В сегодняшней газете напечатано эксклюзивное интервью восходящей звезды эстрады. 3) Юноша искусно имитировал голоса птиц. 4) Этот прецедент запомнился всем, кто был в путешествии.
58 Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка: 1) Новый сезон открывает большие возможности в эволюции спорта. 2) В сегодняшней газете напечатано эксклюзивное интервью восходящей звезды эстрады. 3) Юноша искусно имитировал голоса птиц. 4) Этот прецедент запомнился всем, кто был в путешествии.
59 Прецедент (книжн.) – случай, служащий примером, оправданием для подобных случаев данного рода. Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Установить прецедент (найти в прошлом сходный случай)
60 В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический. 1) реальное направление в живописи 2) реальная действительность 3) решать реальные задачи 4) добиться реальных успехов.
61 В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный? 1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов. 2) В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги. 3) Главная, единичная его страсть была любовь к науки. 4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.
62 1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба неожиданно всплыла. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.
63 В каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить слово черепаховый? 1. На первое подали черепаший суп. 2. Он приближался к цели черепашьим шагом. 3. Черепашьи детеныши давно уже вывелись. 4. Черепаший панцирь обладает особой прочностью.
64 В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить? 1. Учреждение выплачивает расходы по командировке. 2. Заработную плату выплатили с опозданием. 3. В конце года сотрудникам выплатили премию. 4. Писателю в издательстве выплатили гонорар.
65 В каком ряду нет фразеологического оборота? 1. переступить с ноги на ногу 2. с ног до головы 3. ни в зуб ногой 4. жить на широкую ногу.
66 Лексические нормы русского литературного языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.