Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДенис Перфильев
1 Проф. Ю.И. Савченков
2 Понятие о сигнальных системах Иван Петрович Павлов 1849 – 1936
3 Первая сигнальная система Вторая сигнальная система Ощущение Слово (устное, письменное) «Вторая сигнальная система представляет собой чрезвычайную прибавку к высшей нервной деятельности человека, это наше лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое…» И.П. Павлов Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства – запах, форма и т.п.).
4 Основные факторы, необходимые для полноценного развития второй сигнальной системы являются: Наличие сформированных механизмов первой сигнальной системы (слово – сигнал сигнала!); Полноценное состояние центральной нервной системы; Общение с другими людьми;
5 РЕЧЬ – СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕНА! Вне общения с другими людьми вторая сигнальная система в виде речи не формируется («дети МАУГЛИ»)
6 Речь-это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь является основным средством человеческого общения. Речь даёт человеку возможность получать и передавать огромное количество информации, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
7 Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определённые структуры головного мозга, а к периферическим голосовой аппарат и органы слуха.
8 * Голосовой тракт человека. Каждому звуку речи соответствует своя конфигурация голосового тракта, которая обеспечивается согласованной работой большого количества мышц.
9 Этапы формирования речи у детей Слово как интегратор первого порядка Слово как интегратор второго порядка Слово как интегратор третьего порядка 1)Н-Н - Непосредственный раздражитель - непосредственная реакция (первая половина первого года жизни); 2)С-Н - Словесный раздражитель - непосредственная реакция (вторая половина первого года жизни); 3)Н-С - Непосредственный раздражитель - словесная реакция (первая половина второго года жизни); 4)С-С - Словесный раздражитель - словесная реакция (вторая половина второго года жизни); кукла куклы игрушки
11 Центр Вернике (задние отделы верхней височной извилины левого полушария). Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. Центр Брока (задний отдел третьей лобной извилины чаще всего левого полушария. Задача этого центра – обеспечение двигательного компонента речи.
12 Поле Вернике соединено с полем Брока трактом, именующимся аркуатным пучком. Перерезка его делает невозможным повторение прочитанного или услышанного слова.
13 * Три мозговых речевых центра: * центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой, * центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи), * ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.
14 * 1) зона Брока (в третьей лобной извилине): * моторные образы слов; * 2) зона Вернике (в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли): * слухоречевые образы слов; * 3) зона в теменно-затылочной области - угловая (ангулярная) извилина (а также верхнетеменная и надкраевая извилины): * зрительные образы слов.
15 2. При чтении текста соответствующие сигналы направляются от сетчатки глаза по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, оттуда в первичную, а затем во вторичную зрительную кору (поле 17 ), далее – в угловую извилину теменной доли (поля 39, 40 ), и после обработки направляется в зону Вернике (поле 22 ). 3. Из зоны Вернике информация по дугообразному пучку передается в зону Брока (поля 44 и 45 ), от последней – в лицевые области первичной двигательной коры (поле 4 ), которые управляют деятельностью артикуляционных мышц. 1. Звуки речи от слуховых рецепторов в виде нервных импульсов поступает через медиальное коленчатое тело таламуса в первичную слуховую кору (поле 41 ), затем во вторичную (поле 42 ), а оттуда в зону Вернике (поле 22 ), обеспечивающую понимание слов и конструирование ответных слов. Звуки речи письмо Устная речь
16 * Регистрация одиночных нейронов в зоне Вернике показала, что хотя расположенные там нейроны действительно преимущественно активируются в ответ на предъявления слов, каждый отдельный нейрон реагирует на большую группу различных слов, а не какое-либо одно слово.
17 * В настоящее время мозговое обеспечение речи представляется намного сложнее, чем это предполагалось в конце XIX – начале XX в. * В частности, расширены границы областей Брока и Вернике и показана их вариабельность. * Также открыта «базальная речевая область», ответственная за чтение иероглифов (а также отчасти нефонетического буквенного письма) – на медио базальной поверхности височной и затылочной долей.
18 Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваются только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа.
20 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ Акустическая; Оптическая; Кинестетическая. Экспрессивная (моторная) речь. Импрессивная (сенсорная) речь
21 * Внутренняя речь беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.
22 1. Устная 2. Письменная система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешняя речь служит общению, поэтому её основной признак доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.
23 Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
24 * Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической. Виды Диалога Бытовой Деловая беседа Интервью ДИАЛОГОВАЯ РЕЧЬ
25 * Другая форма устной речи называется монологической, или монологом. Виды монологической речи информационная убеждающая побуждающая
26 Коммуникативная функция речи - речь рассматривается как средство общения. Понятийная функция речи - речь является орудием понятийного, абстрактного. Регуляторная функция речи – связана с возможностью регуляции деятельности поведения человека с помощью слова. Программирующая функция – построение структуры фраз и предложений в соответствии с грамматическим строем языка * Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать своё отношение к разным жизненным проблемам. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
27 * 1) поражение зоны Брока: моторная афазия (нарушения артикуляции); * 2) поражение зоны Вернике: сенсорная афазия («словесная глухота», расстройство понимания устной речи); * 3) поражение затылочной доли или угловой извилины теменной доли: алексия («словесная слепота», неспособность читать). Афазия (от греч. a – отрицать. частица и phasis – высказывание) системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей), при сохранении способности слышать и различать звуки, а также произносить членораздельные звуки.
28 * Виды афазии в зависимости от локализации поражения мозга Афферентная моторная афазия неразличение близких по артикуляции звуков. (халат-халат, слон- слон). Амнестическая афазия трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление Мнестическая афазия нарушение объёма удержания слухоречевой информации, Эфферентная моторная афазия распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова на другое Сенсорная афазия утрата способности понимания звуковой стороны речи. Динамическая афазия -невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации Семантическая афазия нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций
29 При поражении небольших участков зоны Вернике нарушения речи могут затрагивать лишь отдельные категории. В томографических исследованиях также показано, что различные категории слов активируют различные участки речевых центров. ЛЮДИ ЖИВОТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
31 Алалия - Это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга Дислалия Тахилалия
32 Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, письменной информации.
33 Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением внешнего мира. - Мышление есть познание существенных связей и отношений вещей, часто недоступных ощущениям и восприятиям. COGNITO ERGO SUM! Рене Декарт
34 * Функции мышления * Установление всеобщих взаимосвязей * Обобщение свойств однородной группы явлений * Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений * Решение проблем и задач * Целеобразование * Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
35 * Этапы реализации мыслительной деятельности 1. Побуждение, связанное с осознанием проблемной ситуации (побудительная фаза мышления ); 2. Предварительная ориентировка и выдвижение гипотезы; 3. Формирование программы, выбор средств; 4. Собственно мыслительные операции; 5. Контроль за промежуточными и конечными результатами. Всякий мыслительный акт, так или иначе, обращается к прошлым энграммам, формирует новые смысловые связи и тем самым образует новые знания.
36 * С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга, где в осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. * Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
37 * Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли * И.П.Павлов * Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде
38 * Эти ассоциации и составляют физиологическую основу процесса мышления. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединённых нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды. * Нейронные коды отражают определённую частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач.
39 * Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в её неразрывной связи с первой сигнальной системой. * Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщённые образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщённом виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.
40 Структурные основы мышления Ведущими структурами мыслительной деятельности являются ассоциативные зоны коры большого мозга (лобная, теменная, височная доли) с ближайшими подкорковыми образованиями и ретикулярной формацией.
42 Классификации форм мышления
43 * Ступени формирования мышления наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью реального манипулирования объектами, связан с сенсомоторной активностью - формируется примерно до 3 лет; наглядно-образное, по своему содержанию приближается к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества, определяется развитием языка - возникает в дошкольном возрасте – 3-7 лет; вербально-логическое, вначале на уровне простых суждений формируется логическое мышление с активной внутренней речью (7-11 лет), а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями, (абстрактное мышление, лет) позволяющими выйти в мышлении за пределы актуального пространства и времени (например, способность реставрировать прошлое и прогнозировать будущее). Речь в этом контексте начинает играть роль формы выражения содержания мышления. * Зрелая психика располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.
44 1. Сравнение 2. Анализ 3. Синтез 4. Обобщение 5. Абстрагирование
45 * Конвергентное (стереотипное) мышление необходимо для нахождения единственного, совершенно точного стандартного решения задачи. Все усилия концентрируются на достижении этого единственно правильного решения. Дивергентное (творческое) мышление предусматривает поиск решений по всем возможным направлениям, с тем, чтобы рассмотреть как можно больше возможных вариантов. Творческое мышление пластично, подвижно, оригинально. Приводит к появлению оригинальных, нестандартных решений.
46 1. Понятия (простые и сложные) 2. Суждения 3. Умозаключения
47 Понятие - это символическое обобщённое представление предметов, людей или событий, имеющих по меньшей мере одну общую черту. Понятие охватывает собой совокупность определённых существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Формирование понятий – составная часть мышления, одна их самых важных познавательных функций человека. ФОРМЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
48 * Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями. Суждение является основной формой, в которой совершается мыслительный процесс. * Мыслить о чем-либо – значит судить об этом. ФОРМЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Рассуждение – это работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Умозаключение – форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определенный вывод.
49 Виды умозаключений: 1. Индуктивные 2. Дедуктивные 3. По аналогии
50 * ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ * Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Пример индуктивного рассуждения: Если я проработаю месяц в больнице, то у меня будут деньги для поездки на курорт. Я не буду работать этот месяц в больнице. Следовательно, у меня не будет денег для поездки на курорт.
51 * ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ * Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному, то есть сравнение двух частных предметов между собой на основании имеющихся между ними элементов сходства. Пример рассуждения по аналогии: Мой знакомый проработал месяц в больнице, и у него были деньги для поездки на курорт. Следовательно, если я проработаю месяц в больнице, то и у меня будут деньги для поездки на курорт.
52 * ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ * Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.. Пример дедуктивного рассуждения: Если я проработаю этот месяц в больнице, то у меня будут деньги для поездки на курорт. Я проработаю этот месяц в больнице. Следовательно, у меня будут деньги для поездки на курорт.
53 * Стратегия случайного перебора. Это – стратегия проб и ошибок. Используют её либо дети, либо субъекты со слабо структурированным мышлением. * Стратегия рационального перебора. Иначе говоря – стратегия последовательных приближений. При такой стратегии выдвигают некоторое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. * Стратегия систематического перебора. При этой стратегии требуется охватить умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализировать их все подряд, одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-то определённым выводам
54 * Широта мышления - способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. * Глубина мышления - способность проникать в сущность сложных вопросов и проблем. * Поверхностность суждений - качество, противоположное глубине мышления. Отражает склонность обращать внимание лишь на мелочи, на частности и не видеть за ними главного («за деревьями не видеть леса»).
55 * Самостоятельность мышления – качество, предполагающее умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к чужим мнениям. * Гибкость мышления – способность мыслить, не сковывая себя закреплёнными в прошлом приёмами, способами и стереотипами решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки. * Критичность мышления – качество, отражающее умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
56 * Торопливость ума – качество, выражающееся в непродуманности и скоропалительности суждений, в выхватывании какой-либо одной стороны вопроса и в игнорировании остальных, весьма существенных его сторон. * Для него характерно отсутствие всестороннего обдумывания ответов и решений, перескакивание с одного вопроса на другой на основании формальных черт сходства между обсуждаемыми в этих вопросах предметами. * Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
57 * Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. * Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. * Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.
58 * СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.