Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Мирошников
1 Надлежащая практика распределения лекарственных препаратов (GDP) Мешковский А.П. Первый московский государственный медуниверситет им. И.М. Сеченова
2 Часть системы фармацевтического снабжения Распределение лекарственных препаратов – важный раздел интегрированного управления системой (цепочкой) фармацевтического снабжения
3 Система (цепочка) фармацевтического снабжения Производитель ЛС Импортер Оптовик (первичный, вторичный) Аптека (ЛПУ, имеющее право получать лекарственные средства для осуществления лечебного процесса)
4 Система (цепочка) профессиональных стандартов Разработчик – GLP, GCP Производитель ЛС – GMP (+ регистрация препаратов) Импортер – GDP (+ специальные требования) Оптовик (первичный, вторичный) - GDP Аптека (ЛПУ,) - GPP
5 Цепочка из книги В. Береговых, А. Мешковский. Нормирование Фармацевтического производства. Обеспечение качества продукции Москва. 2001
6 GDP Евросоюза РУКОВОДСТВО ПО НАДЛЕЖАЩЕЙ ПРАКТИКЕ ОПТОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ документ 94/C63/03, 1994 г. Правовая база - Директива ЕС по оптовой реализации лекарственных препаратов 92/25/ЕЕС
7 GDP ВОЗ WHO good distribution practices for pharmaceutical products (GDP) 44-й доклад Комитета экспертов ВОЗ по спецификациям для фармацевтических препаратов Серия технических докладов ВОЗ 957, Приложение 5,
8 Применение принципов GMP В действиях по распределению ЛС природа ожидаемых рисков близка к таковой в условиях производства Например, перепутывание, пересортица, перекрестное загрязнение, другие виды порчи По этой причине в практике распределения имеются разделы, к которым должны применяться принципы GMP Сюда входят хранение, переупаковка и перемаркировка, ведение документации, транспортировка
9 Начало GDP – в принципах GMP Существующая система мер обеспечивает, в пределах возможного, что лекарственные средства хранятся и распределяются, а в последующем с ними обращаются таким образом, чтобы поддерживать их качество в течение всего жизненного цикла Из Руководства по GMP ЕС, п. 1.2 viii)
10 GDP – составные части Административные правила – наличие лицензий у всех участников цепочки Взаимопроверка участниками системы распределения Принципы GMP – система качества, документация, само инспектирование и др. Стандарты ISO 9000, ICH Q9, Q10 Специальные требования – хранение, транспортировка, борьба с фальсификатами
11 Отступление: GMP – GDP Правила GMP появились на 30 лет раньше Правил GDP Поэтому лучше разработаны Вторая причина более детальной проработки Правил GMP – их влияние на экспорт
12 Наработки в сфере GMP Квалификация поставщиков: аудиты, вопросники и др. Работа с кадрами Документация: СОПы на все действия + протоколирование всего, что сделано Расследования инцидентов САРА Управление изменениями Самоинспектирование: план-график, вопросники и др.
13 GDP ЕС – основные положения Достигнутый на производстве уровень качества должен поддерживаться в сети оптовой реализации Концепция управления качеством в фармацевтической промышленности описана в GMP Эту концепцию следует учитывать при оптовой реализации лекарственных препаратов. Основные понятия об управлении качеством описаны в стандартах ИCО серии а также в документе ICH Q10 (2008) Кроме того, принципы и правила GDP
14 Система качества дистрибьюторов Лекарственные препараты зарегистрированы Соблюдаются условия их хранения, включая период транспортирования Исключена их контаминация другими препаратами Соответствующая оборачиваемость складируемых препаратов они хранятся в безопасных и охраняемых помещениях Система слежения должна гарантировать выявление любой дефектной продукции Должна быть эффективная методика отзыва.
15 Персонал Представитель руководства фирмы, ответственный за систему качества. Персонал имеет опыт для обеспечения надлежащего хранения продукции и обращения с ней. Персонал должен быть обучен в соответствии с закрепленными за ним обязанностями Учебные занятия следует протоколировать
16 Документация В письменных методиках должны быть описаны различные работы: получение и проверка поставок, хранение, очистка и обслуживание помещений (включая борьбу с паразитами, вредными насекомыми и животными), регистрация условий хранения, ведение и хранение протоколов, в том числе протоколов заказов клиентов, возвращение препаратов, планы отзыва и т.д. Эти методики должны быть утверждены и подписаны лицом, ответственным за систему качества, с указанием даты.
17 Протоколы Оформлять во время выполнения каждой операции Протоколы должны быть ясными и легкодоступными. сохранять не менее пяти лет. Отражать все акты покупки и продажи: дату, название и количество полученного или поставленного препарата, название и адрес поставщика или грузополучателя. Чтобы легко можно было установить происхождение и место назначения препаратов (например, с помощью использования номеров серий), а также всех поставщиков или получателей лекарственного препарата.
18 Помещения и оборудование Помещения и оборудование должны быть пригодными и достаточными для обеспечения надлежащей сохранности и реализации лекарственных препаратов Контролирующие приборы должны быть калиброванными.
19 Приемка Необходимо обеспечить защиту поставок в местах для их приемки от плохой погоды во время разгрузки. Зона приемки должна быть отделена от зоны хранения. При приемке следует осмотреть поставленный товар, чтобы убедиться в том, что контейнеры не повреждены и что партия товаров соответствует заказу.
20 Хранение Хранить при условиях, указанных производителем, Температуру регулярно контролировать и регистрировать. Зоны для особых условий хранения, должны быть оборудованы устройствами, записывающими температуру, или другими приборами, указывающими на несоблюдение температуры в необходимом диапазоне. Помещения и приспособления для хранения должны быть чистыми, без мусора, пыли, вредных насекомых и животных. Должны быть приняты адекватные меры предосторожности, чтобы избежать повреждений (разливания, рассыпания, боя), микробного обсеменения и перекрестной контаминации.
21 Хранение - 2 Оборачиваемость складского запаса: FIFO или FEFO («первым поступил первым отгружен» или «в первую очередь отгружаются препараты с ближайшим к истечению сроком годности); Изъятие препаратов с истекшим сроком годности, с поврежденной упаковкой, с подозрением на контаминацию и т.п.
22 Поставки Только лицензированным контрагентам Сопроводительные документы, позволяющими установить дату, название и лекарственную форму препарата, поставленное количество, название и адрес получателя.
23 Транспортировка таким образом, чтобы: не была утрачена возможность идентификации препаратов они не были контаминированы другими препаратами были приняты меры предосторожности для предотвращения повреждений и хищений они были защищены и не подвергались чрезмерному воздействию высокой температуры, холода, света, влажности и др.
24 Возвраты Препараты, которые вышли из-под контроля дистрибьютора, могут быть возвращены в предназначенный для реализации запас только если: товары находятся в своих первоначальных невскрытых упаковках и в хорошем состоянии; известно, что товары хранились в надлежащих условиях и с ними обращались соответствующим образом; оставшийся срок годности является приемлемым; они были исследованы и аттестованы уполномоченным на это лицом.
25 План действий в критических ситуациях и отзывы План действий при срочных отзывах в критических ситуациях и методика несрочного (обычного) отзыва должны быть изложены в письменном виде. Должно быть назначено лицо, ответственное за выполнение и координацию отзывов. Любую операцию по отзыву следует протоколировать во время ее выполнения, а протоколы предоставлять в компетентные уполномоченные органы. система протоколирования поставок должна давать возможность немедленно определить все пункты отгрузки препарата В случае отзыва серии необходимо срочно оповестить всех заказчиков, которым была поставлена эта серия.
26 Уведомление об отзыве В уведомлении об отзыве следует указать, должен ли быть осуществлен отзыв также и из розничной сети. В уведомлении должно содержаться требование о немедленном изъятии отзываемых препаратов из предназначенного для продажи запаса и их отдельном хранении в безопасной зоне до тех пор, пока они не будут отосланы назад
27 Фальсифицированные препараты Фальсифицированные препараты, обнаруженные в сети распределения, следует хранить отдельно от других препаратов. Они должны быть четко маркированы как лекарственные препараты, не подлежащие реализации, Должны быть немедленно проинформированы компетентные уполномоченные органы и владелец торговой лицензии на подлинный препарат Любые предпринимаемые действия при возврате, отбраковке и отзыве, а также при получении фальсифицированных препаратов следует протоколировать, а протоколы предоставлять в компетентные уполномоченные органы. В каждом отдельном случае должно быть принято официальное решение о том, как следует поступить с этими препаратами; Лицо, ответственное за систему качества дистрибьютора, а также при необходимости держатель торговой лицензии должны участвовать в принятии этого решения.
28 Самоинспекции Чтобы контролировать правильное выполнение данного руководства, необходимо проводить самоинспекции
29 Отличия в GDP ВОЗ Указано на необходимость наличия правовой базы (закона) Подчеркнута опасность фальсифицированных препаратов Рекомендован учет других стандартов Руководство по GDP ВОЗ более подробно в сравнении со старым текстом ЕС
30 Добавлены разделы: Терминология, в т.ч. некоторые новые понятия (pedigree, FEFO) Транспортировка Транспортные средства Транспортная упаковка и маркировка Переупаковка и перемаркировка Импорт Работы по контракту
31 Применение других стандартов Все действия, относящиеся к распределению ЛС, должны выполняться в соответствии с применимыми принципами GMP, GDP и GSP (правила хранения) Учитывать GPP, ИСО 9000
32 Отличия - 2 Уполномоченное лицо – не обязательно представитель руководства FEFO вместо FIFO
33 Практические рекомендации по разделам: Транспортировка Транспортные средства Транспортная упаковка и маркировка Импорт Работы по контракту Эти рекомендации не нуждаются в разъяснениях
34 Переупаковка и перемаркировка Эти операции могут выполняться только при наличии лицензии на производство (в условиях GMP)
35 Новое Руководство Евросоюза Руководство ЕС от 7 марта 2013 г. по Надлежащей дистрибьюторской практике лекарственных препаратов для использования у человека (медицинских целей?) Документ 2013/C 68/01
36 Добавлены разделы Анализ и мониторинг со стороны руководства Управление рисками для качества лекарственных препаратов предположительно фальсифицированные лекарственные препараты
37 Система качества Оптовые дистрибьюторы обязаны иметь систему качества, определяющую обязанности, процессы и принципы в области управления рисками применительно к их деятельности. Все виды дистрибьюторской деятельности следует четко определять и систематически анализировать. Все критически важные этапы процессов дистрибуции и значительные изменения следует обосновывать и там, где это применимо, валидировать. За систему качества отвечает руководство организации; система требует от них проявления лидерских качеств и самого активного участия; она должна поддерживаться благодаря ответственному отношению персонала.
38 Система качества - 2 Систему качества следует полностью документировать и контролировать ее эффективность. Следует создать руководство по качеству либо аналогичный документ. Руководству следует назначить ответственное лицо, имеющее четко обозначенные полномочия и круг ответственности по обеспечению внедрения и поддержания системы качества. Необходимо иметь систему контроля изменений. Эта система должна включать принципы управления рисками в отношении качества.
39 Система качества должна обеспечивать, что лекарственные препараты закупаются, хранятся, поставляются и экспортируются с соблюдением требований GDP; обязанности руководства четко сформулированы препараты доставляются тем получателям, которым предназначены, в удовлетворительные сроки отклонения от установленных процедур документируются и расследуются; предпринимаются надлежащие корректирующие и предупреждающие действия (САРА) для исправления отклонений и предупреждения их в соответствии с принципами управления рисками в отношении качества.
40 Ответственное лицо Оптовый дистрибьютор обязан назначить какое-либо лицо Ответственным лицом. Ответственное лицо должно соответствовать квалификационным требованиям и условиям, предусмотренным законодательством соответствующей страны-члена ЕС Желателен диплом в области фармации. Ответственное лицо должно иметь надлежащие компетенцию и опыт, а также знания и подготовку в области GDP.
41 Ответственное лицо - 2 Ответственное лицо обеспечивает внедрение и поддержание системы управления качеством принимает решения о том, как следует в конечном счете поступать с возвращенными, не принятыми, отозванными и фальсифицированными продуктами
42 ПОМЕЩЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ Оптовые дистрибьюторы должны установить, какие виды ключевого оборудования и/или ключевые процедуры по валидации являются необходимыми для того чтобы обеспечить корректные монтаж и эксплуатацию. Объем и глубина подобных действий по квалификации и/или валидации (напр., процессов хранения, подбора и упаковки) должны определяться с использованием документально оформленной методики оценки рисков.
43 Квалификация Квалификация поставщиков Квалификация клиентов Оптовые дистрибьюторы обязаны удостовериться, что поставляют лекарственные препараты исключительно лицам, которые сами имеют разрешение на осуществление оптовой дистрибуции либо разрешение или право реализовывать лекарственные препараты населению.
44 Добавлены разделы - 2 деятельность, переданная сторонним организациям транспортировка Квалификация поставщиков Квалификация клиентов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.