Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртем Микулин
1 Скифы. « Краеведение». Ковалева С.Н. учитель истории и обществознания МОУ Рассветовской СОШ Аксайского района Ростовской области.
2 Содержание. Кто такие «скифы». Схема – главные события скифской истории. Легенды о происхождении скифов. Появление скифов на Дону. Войско скифов. Скифское военное искусство. Завоевания скифов. Война с Персидской державой. Скифский военный союз. Ремесло. Донская земля – периферия Скифии. Падение скифской державы. Сарматское завоевание Скифии, её исчезновение. Скифские курганы. Скифская мифология. «Звериный стиль». Золото скифов. Известные мифические скифы. Проверочные вопросы и задания. Ответы.
4 Скифы (греч. Σκύθαι) экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов. В наше время под скифами обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык (или языки) входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией. Позднее, начиная с раннего Средневековья, слово "скифы" использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках IIIIV веков нашей эры «скифами» часто называются германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян - русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.
6 Легенды о происхождении скифов. О происхождении Скифии Геродот приводит две легенды. В одной из них говорится, что Геракл, находясь в Скифии, встретил в пещере земли Гилея (Причерноморье) женщину, нижняя часть которой была змеиной. От их супружества родились три сына – Агафирс, Гелон и Скиф. От Скифа произошел царственный род Скифов. По другой легенде говорится, что первым на этой земле, бывшей в то время пустынной, появился человек по имени Таргитай. Его родителями были Зевс и дочь реки Борисфена. У них было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От старшего Липоксая произошел род скифов-авхатов, от Арпоксая произошли катиары и траспии, а от младшего – Колаксая – царственные пара латы. Все вместе они называются сколотами, по имени царя. Скифами их назвали греки. Территория Скифии была разделена Колаксаем первоначально на три царства между своими сыновьями и одно из них он сделал наибольшим: то, в котором хранилось золото. Область к северу от Скифии покрыта снегами.
7 2-й миф о происхождении скифов. «По рассказам скифов,- писал Геродот, - их народ моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой страны был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь Борисфена. А у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колоксаис. В их царствование на Скифскую Землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл к ним, как золото запылало огнём. Тогда приблизился второй брат. И опять золото было объято пламенем. Но когда подошёл третий, младший брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому братья согласились отдать царство младшему. От Липоксаиса пошло скифское племя, называемое авхатами, от Арпоксаиса – племя кариаров, а от Колоксаиса – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами. Территория Скифии была разделена Колаксаем первоначально на три царства между своими сыновьями и одно из них он сделал наибольшим: то, в котором хранилось золото. Область к северу от Скифии покрыта снегами. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа».
8 Появление скифов на Дону. В VIII-VII вв. до н.э. началась война киммерийцев и скифов. Центром союза скифских племен был Алтай. По версии античных историков скифы были разбиты племенами массагетов, предков алан (нынешних осетин). Скифы вынуждены были покинуть свои территории. Часть отступавших скифов захватила приаральские степи между Амударьей и Сырдарьей, а часть вторглась в причерноморские степи. Киммерийцы проиграли войну и были вынуждены переселиться в степи Малой Азии. Вслед за киммерийцами, в начале VII в. до н.э., в Азию хлынули скифские орды, также говорившие на восточноиранском языке. В результате переселений киммерийцев и скифов в Азию Северное Причерноморье обезлюдело.
9 Войско скифов. Основу скифских вооруженных сил составляли конные лучники и копейщики. Коня использовали для верховой езды, что принципиально изменило мощь скифского ополчения и превратило всех общинников-мужчин, а зачастую и женщин в грозную военную силу. Их соперники воевали на колесницах. Войска колесничих требовали профессиональных навыков, и, как показывают исторические источники, только племенная знать могла воевать на колесницах, в то время как простой народ сражался в пешем ополчении. Поэтому скифские войска имели военное преимущество. Война была для скифов постоянным промыслом и требовала высокого военного искусства. Обладая исключительной подвижностью, скифское войско могло неожиданно наносить удары врагу и так же неожиданно исчезать в случае опасности. Сражались скифы и пешими, и конными. Основным оружием скифов был небольшой сложный лук, позволявший стрелять с большой скоростью. Лук был оружием и среднего, и ближнего боя. Кочевники могли стрелять из него, сидя на коне, практически из любого положения. Стрелы, как правило, были отравленными. Скифы атакуя или отступая, осыпали противника тучей стрел. Каждый воин имел в своем распоряжении в «горите» (чехле для лука и стрел) минимум 50 стрел. Наконечники стрел были бронзовыми, их отливали в огромном количестве, однако остальное вооружение кочевников было железным.
10 Кроме того были короткий меч – акинак, предназначенный для колющего удара во время пешего боя. Скифский меч имел особую форму навершия, она не встречается больше ни у одного народа. Были также копья, арканы, секиры, палицы. Оборонительное вооружение состояло из небольших щитов и кожаных панцирей, на которые нашивались бронзовые или железные чешуйки. Богатые воины носили бронзовые шлемы и кнемиды греческого производства, защищавшие ноги от колен до стопы. Римский поэт Овидий (I век до н.э.) писал, что « скифы свирепы видом и голосом, обросли волосами и бородой, постоянное и живое подобие Марса» (бога войны у римлян).
11 Скифское военное искусство. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов единственной силой. Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате). Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения киммерийцы, фракийцы, греки и македонцы. Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.
13 Завоевания скифов. Скифы создали свое царство в степях северо-западного Ирана и долгое время были «ужасом» всей Азии. Переднеазиатские государства не сталкивались с новой силой в военном деле, многочисленной, очень подвижной конницей. Все, что могли противопоставить государства Азии скифам - это колесницы, тяжеловооруженную малоподвижную пехоту и немногочисленных всадников-наемников из Ирана. Скифы подчинили весь Иран, приняли самое непосредственное участие в окончательном уничтожении великих государств древности, Ассирии и Урарту. Они доходили в своих набегах до границ Египта. Фараоны откупились от скифов огромной данью. В VI в. до н.э. родственные скифам мидийцы, переселившиеся в Иран из донских степей в начале I тыс. до н.э., освоили открытия скифов в военном деле и сумели нанести скифам поражение. Большинство скифов вернулось в степи северного Причерноморья. Лидийцы сумели разгромить киммерийцев, часть которых также вернулась на север, где они смешались со скифами.
15 Война скифов с Персидской державой. В конце VI в до н.э. скифы выдержали борьбу с мощнейшим государством древности - Персидской державой. К тому времени Персидская империя переживала период расцвета. Царь Дарий правил в государстве, простиравшемся от Египта, который был завоеван персами, до северо-западной Индии, также завоеванной персами. Персы вторглись в Скифию, переправившись через Дунай. Скифы не могли сопротивляться огромному войску персов. Они стали отступать на восток, выжигая пастбища и засыпая колодцы. Одновременно они постоянно нападали на персидское войско. Такая форма военных действий получила название «скифской войны». Персы, преследуя скифов, перешли Дон и вторглись в земли савроматов, которые вместе со скифами начали воевать с персами. Савроматы жили восточнее Дона и были родственны скифам, Дон являлся границей Скифии и территорий савроматов. В итоге практически вся персидская армия была уничтожена в степях Северного Причерноморья, а сам Дарий с большим трудом сумел спастись. Остаются неясными причины, побудившие персов напасть на Скифию. У кочевников нельзя было захватить большую добычу. Все их богатство составлял скот, который нельзя было перегнать в Азию без потерь. У скифов не было городов. К тому времени, к концу VI в. до н.э., они не представляли угрозы для державы Дария. Однако если вспомнить, что прародина персов находилась в донских степях, то поход персов становится понятным.
16 Скифский военный союз. В скифском союзе главенствующую роль играли так называемые царские скифы, кочевавшие в Крыму и прилегающих к Крыму степях, примерно там же, где тысячелетия позже кочевали крымские татары. Царские скифы всех прочих скифов считали своими рабами. Очевидно, что именно эта группа кочевников захватила Причерноморье в VIII в. до. н. э., а затем после поражения, нанесенного мидийцами, заняла самые удобные для кочевания земли. Восточнее этой группы, кочевали скифы, занимавшие подчиненное место в иерархии скифских племен. По- видимому, это были потомки киммерийцев, покоренных скифами и принявших имя своих победителей. Помимо кочевников Геродот называет в составе скифских племен скифов-земледельцев, продолжавших традиции мотыжного земледелия бронзового века, однако уже при помощи железных орудии. Эта группа скифов обитала в лесостепи. В скифский союз входили скифы-пахари, освоившие под пашню степи и лесостепи. Скифы-пахари торговали пшеницей с греками, которые остро нуждались в хлебе. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже VIV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
17 Ремесло. Были у скифов и постоянные поселения, где население занималось ремеслом и сельским хозяйством. Здесь кочевники приобретали необходимые для себя предметы, орудия труда, украшения, утварь. В поселениях, расположенных близко к морю, происходил обмен между греками и скифами. Греки привозили вино, дорогие украшения, посуду, а взамен получали меха, рыбу, скот, зерно, рабов. Одно из таких поселений было расположено в донской дельте у современной станицы Елизаветинской. Скифы были великолепными мастерами по изготовлению оружия и различной утвари из бронзы, железа, кости, драгоценных металлов. Они любили украшать оружие и предметы быта изображениями различных животных: оленей, пантер, орлов, фантастических грифонов.
18 Донская земля - периферия Скифии. Расселение царских скифов в Крыму становится понятным, если вспомнить особенности их типа хозяйствования. Скифы пришли из Алтая и Южной Сибири. Они были кочевниками в чистом виде. В Передней Азии они нашли для своего поселения степи, где было возможным круглогодичное кочевание. После возвращения из Передней Азии царские скифы не могли оставаться в богатейших злаковых степях Подонья. Дон увлажняется не только атлантическими циклонами, но и влажным воздухом Черного моря. Поэтому зимой на Дону выпадает глубокий снег. Скот не может добывать корм из-под снега. Кочевники обязательно должны строить зимовки для скота и заготавливать на зиму сено. Все этносы кочевников, живших в донских степях, постепенно были вынуждены становиться полукочевниками. Этот процесс позже затронул савроматов, сарматов, алан, хазар, половцев. Скифы, а позднее печенеги, татары не могли жить на Дону. Они искали те регионы, где зимнее солнце не давало снегу нарастать, а ветер сдувал снег, обнажая осеннюю траву. Таким условиям отвечал Крым и прилегающие степи, часть территории Предкавказья и волжско- уральские степи. Именно там позже локализовались этносы, - наследники Золотой Орды,- татары и ногайцы. По-видимому, именно этот фактор привел к тому, что Дон стал дальней периферией Скифии, а ее центр находился в прилегающих к Крыму степях нынешней Украины.
19 Падение скифской державы. Сами скифы называли себя сколотами. В IV веке до н.э. была создана громадная по территории скифская держава, во главе которой стоял Атей. Этот воинственный царь сумел сплотить разрозненные скифские племена в единый союз. Его мечтой был захват придунайских областей, где сталкивались интересы скифов и растущего македонского царства. В 339 году до н.э. в битве с войсками Филиппа Македонского войска Атея были разгромлены, а сам Атей погиб в этой битве в возрасте 90 лет. После этого держава Атея распалась, чему немало способствовало и появление на исторической арене новых воинственных племён - сарматов, извечных соперников скифов. В VIII-IV вв. до н.э. между Доном и Уралом жили сарматы, известные у древних авторов под именем савроматы. Эти племена были очень близки по культуре к скифам и говорили, как пишет Геродот, « на скифском языке, но издревле искажённом». До IV века до н.э. отношения между скифами и сарматами были. Вероятно, вполне мирными. Они совместно участвовали в битвах с персидским царём Дарием в V веке до н.э. во время его похода на Скифию, ходили со скифами в Закавказье, вели оживлённый торговый обмен. Но со временем ( IV-III вв. до н.э. ) добрососедские отношения сменились далеко не дружественными. Савроматы, или, как позже их стали называть источники, сарматы, перешли на правый берег Дона и, как свидетельствует Диодор Сицилийский ( I век до н.э.), « сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню».
20 Сарматское завоевание Скифии, её исчезновение. К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Сапгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако, (по мнению историков XX века) во 2-й половине I в., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским царством. По современным представлениям Фарзой и Инисмей были сарматскими царями. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» (Скифы греческое название, сами себя они называли сколотами (Геродот.История.IV.5 - 6) перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.
21 Скифские курганы. Скифы оставили после себя множество курганов, - огромных земляных насыпей, достигавших в высоту более 20 м., в которых хоронили скифских вождей и царей. В могилу клали оружие и предметы роскоши, которые скифы не смогли растратить за столетия после возвращения из Передней Азии. Часто с вождями убивали коней, жен, рабов. Богатство захоронений вызывало зависть. Большинство скифских курганов было ограблено еще в древности. Те сокровища скифов, которые обнаружили археологи, являются малой крупицей богатства находившегося в курганах знати. Широко известна группа скифских курганов у станицы Елизаветинской в дельте Дона. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая росписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее. В каждое скифское погребение клали оружие, амфору и сосуды для питья – килик, скифос или простую лепную миску, сделанную без применения гончарного круга. В женских рядовых погребениях археологи находят различные сосуды, украшения, пряслица – грузики для верётен и другие вещи, необходимые скифской женщине. Всё это присутствует и в малых курганах.
22 Скифская мифология. Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч. Высший мужской бог скифов допускают, соответствует персидскому Ахурамазде; он обычно изображался на коне. Объектом почитания также было женское божество Великая Богиня или Мать Богов. Геродот перечисляет названия следующих божеств: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе, ему единственному возводили святилища. Его вид и строительство описал греческий историк, путешественник Геродот. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста одного. В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна. Кроме того скифы свято чтили культ предков. У Геродота есть описание и погребального обряда скифского царя, и места царских захоронений в самой отдалённой окраине страны – земле герр.
23 «Звериный стиль». Скифы создали уникальные по мастерству украшения из золота и серебра, передавая через них сведения о себе. Их изделия украшают музеи страны. Скифам были ведомы тайны составления целительных мазей, питья и другие загадки врачевания, знания которых приумножались из поколения к поколению. Велик вклад в медицину Прометея и его сына Асклепия, являвшихся скифами. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.
25 Золото скифов. В дельте Дона, у хутора Городище расположено Елизаветинское городище, с трёх сторон окруженное курганами. Одна из курганных групп называлась «Пять братьев», хотя курганов в ней насчитывалось 14, просто 5 выделялись огромными размерами. Раскопки начались ещё в 1871 г. Осенью 1959 года на Елизаветинском городище начали раскопки кургана 8. Работа была трудной – начались холодные дожди, разлился Дон. К месту раскопок надо было идти 2 км по колено в воде, но люди продолжали работать и были вознаграждены за упорство - было обнаружено не разграбленное богатое захоронение скифского царя. Ожерелья, перстни, браслеты, украшенное золотом оружие, 2 серебряных сосуда, светильники, бронзовая чаша, а ещё в ларце хранилось 1270 золотых предметов! В отдельном отсеке было найдено 25 греческих амфор, а не далеко от царского склепа был захоронен боевой конь. Учёные определили время захоронения – IVвек до н.э..
28 Известные мифические скифы. Таргитай сын Зевса, родоначальник скифов. Колаксай эпический царь скифов, родоначальник всех «сколотов» и главного племени паралатов ("первейших"). Арпоксай один из трех эпических внуков Зевса, прародитель катиаров и траспиев. Липоксай один из трех эпических внуков Зевса, прародитель авхатов. Агафирс сын Геракла и полудевы-полузмеи. Гелон сын Геракла и полудевы-полузмеи. Скиф сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь всех скифов. Линх - мифический царь скифов. Дардан - мифический царь скифов. Агаэт (Агаст) - сын Аэта(Ээта) Колхидского, царь скифов и сарматов. Кирка - дочь Аэта Колхидского, царица скифов и сарматов. Пал эпический царь скифов времен ранних завоеваний. Нап эпический царь скифов времен ранних завоеваний. Сколопит юноша царского рода, предводитель похода. Плин юноша царского рода. Сагил (Сагилл Апенон) царь скифов, современник похода амазонок на Афины. Панасагор скифский царевич, сын Сагила. Танай (Танаузис) царь скифов, воевавший с одним из фараонов. Существует несколько вариантов объяснения имени, упоминаемого у Юстина и Иордана. По одному из них, оно связано с названием Танаис, по другому это просто рукописное искажение варианта Иандис, в свою очередь представляющего видоизменение геродотова Иданфирса (возможно, сделанное Эфором). Теродам (Феродамант) мифический жестокий царь скифов.
29 Проверочные вопросы и задания. 1. Почему Донская земля стала периферией Скифского царства? 2. На каком языке говорили скифы? 3. Перечислите группы, входившие в скифский союз. 4. С какими государствами воевали скифы? 5. Назовите самоназвание скифов, имя царя IV в.до н.э.. 6. Поговорка скифов гласила - «Наш добрый день выходит из колчана». Как вы её понимаете?
30 Ответы. 1. В степях Передней Азии было возможным круглогодичное кочевание. После возвращения из Передней Азии царские скифы не могли оставаться в богатейших злаковых степях Подонья. Дон увлажняется не только атлантическими циклонами, но и влажным воздухом Черного моря. Поэтому зимой на Дону выпадает глубокий снег, что вызывает большие трудности для кочевников при кормлении скота. 2. Скифские орды говорили на восточноиранском языке. 3. В скифском союзе главенствующую роль играли так называемые царские скифы. Геродот называет в составе скифских племен скифов-земледельцев. В скифский союз также входили скифы-пахари, освоившие под пашню степи и лесостепи. Скифы-пахари торговали пшеницей с греками. 4. В VII в. до н.э. скифы подчинили весь Иран, приняли самое непосредственное участие в окончательном уничтожении великих государств древности, Ассирии и Урарту. Они доходили в своих набегах до границ Египта. Фараоны откупились от скифов огромной данью. В конце VI в до н.э. скифы выдержали борьбу с мощнейшим государством древности - Персидской державой. 5. Сколоты – самоназвание скифов. Атей – имя воинственного царя скифов IV в. до н.э..
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.