Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДенис Голобоких
2 Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» … Учитель МАОУ СОШ 2 Каретникова М.Г.
3 Тема урока: Знаки препинания при обращениях
4 Цель урока: дать понятие обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении. Формировать навык постановки знаков препинания при обращении. Обучать уместному употреблению обращений в речи, звательной интонации, выражению различных чувств с помощью обращений.
5 обучающиеся научатся находить обращение в тексте, отличать обращение от подлежащего, понимать роль обращений в речи, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, применять пунктуационные правила в предложениях с обращениями.
6 Записать предложение, графически обозначить главные члены предложения и однородные члены предложения. По широкому мокрому лугу, по длинной пыльной дороге и по реке полились красные, золотые потоки молодого горячего света.
7 а) Ветер поднимал с земли листья, мелкий мусор. б) Ребята поймали плотвичку, и маленькую щучку. в) Дождь стихал, но не переставал.
8 В каком предложении есть ошибка в знаках препинания? а) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. б) Мороз скрипуч но не больно жгуч. в) В лесу пели зяблики, дрозды, иволги.
9 В каком предложении есть ошибка в знаках препинания? а) Река широкая, но мелкая. б) Ребячьи голоса звучат звонко, и радостно. в) В наших местах водятся волки, лоси, медведи.
10 Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись. (А. С. Пушкин)
11 Справка Запомни! Обращение- это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой - звательной – интонацией.
12 4. Объяснительный диктант. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
13 Обращение не является членом предложения. В предложении может располагаться в любом месте. Местоимения ты и вы не являются обращениями и не выделяются запятыми.
14 Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!
15 Дорогая бабушка, поздравляю тебя! Что ты наделал, негодный мальчишка? Ты не устала, солнышко мое? С какой интонацией мы прочтем эти предложения? Различаются они интонационно и по смыслу? Что можно сказать о значении употребленных обращений, как автор относится к тому, к кому обращается с речью?
16 Вывод: по тому, как обращается человек к собеседникам, можно судить и о собеседниках, и о самом человеке. В обращении могут проявляться чувства.
18 Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок. Свет мой, зеркальце, скажи. Ах, Иван –царевич, сжалься надо мной –не ешь меня. Не пей, братец, водицы из копытца: козленочком станешь.
19 Разберите их по членам предложения. Обращения обозначьте графически и докажите, что обращения не являются членами предложения: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок. Ты встаешь во тьме глубокой... Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море... (А. С. Пушкин)
20 Выберите только предложения с обращениями. 1. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 2. Муравьи – санитары леса. 3. Ребята идут на речку купаться. 4. Ребята пойдем на речку купаться. 5. Сладко спит моя красавица. 6. Сладко спи моя красавица. 7. Над степью Алтая высокие звезды сверкайте. 8. Над степью Алтая высокие звезды сверкают.
21 На письме я появлюсь- всегда рядом запятая. Как в начале появлюсь, запятою отдалюсь. В середину заберусь, запятыми отделюсь. А в конце я появлюсь, запятою прицеплюсь.
22 Физкультминутка
24 О б р а т и т е в н и м а н и е! В древнерусском языке существовал особый звательный падеж существительных: чего тебе надобно, старче? (не старик).
25 Притча Как-то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, стар ч е, что делать, чтобы разбогатеть?» Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими». «Открой нам этот день, отче!» - вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его,- улыбнулся в усы старец,- потому лучше вам ни дня не оставаться без работы». Так и в духовной жизни, постоянно делай что-нибудь доброе.
26 Я всегда произношусь с интонацией звательной. Запятая при мне должна быть обязательно.
27 Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Обращения обозначьте графически. 1) Подкралась осень незаметно. 2) Добро пожаловать скворец. 3) Не трещите морозы в заповедном лесу. 4) К утру мороз крепчал. 5) Вылезайте муравьи после зимней стужи. 6) Муравьи санитары леса. 7) Догорай костер дотла. 8) Песню эту пронесем друзья по свету. 9) Друзья познаются в беде. 10) Свети нам солнышко свети. 11) Из-за тучи появилось солнышко. 12) Тропинка куда ты бежишь? 13) Тропинка круто свернула влево.
28 Обращение Вежливое, убедительное, Привлекает, называет, побуждает ! Оживило наше приятное общение. Счастье!
29 Всем нам при общении Всем нам при общении Поможет обращение. Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. Запятые расставляй.
30 Итоги урока Чему научились? Чем урок полезен? Что нового вы открыли для себя?
31 Итоги урока - Что называется обращением? - С какой интонацией произносится обращение? - Является ли обращение членом предложения? - Может ли обращение состоять из нескольких слов? - Какими знаками препинания выделяются обращения?
32 Домашнее задание П. 42, правило выучить, упр. 220.
33 Рефлексия Я доволен уроком, потому что
34 Спасибо за урок. Удачи вам, ребята!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.