Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Минеева
1 Человек и профессия Элективный курс Учитель: Левченко Татьяна Ильинична МКОУ «СОШ 3 ст. Зеленчукской»
2 Цель: Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
3 Задачи: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии; расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей; обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально- экономических условиях; обучить планированию профессиональной карьеры.
4 В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий: психологические особенности личности; самоопределение; профессиональные интересы и склонности, способности; классификация, типы и подтипы профессий; профессиограмма; профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; карьера, виды карьеры; в личный профессиональный план; общение; самооценка; профпригодность;
5 На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: раскрывать психологические особенности своей личности; выявлять свои способности и профессиональные интересы; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; работать с профессиограммами; ориентироваться в типах и подтипах профессий; составлять личный профессиональный план; проектировать свою профессиональную карьеру.
6 Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг); обучение через опыт и сотрудничество.
7 I.Введение Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и по строение личного профессионального плана. Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план»; роль профессионального самоопределения в жизни человека. Учащиеся должны уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; называть основные элементы структуры личного профессионального плана; называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; перечислять основные разделы программы курса; составлять личный профессиональный план. Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества. СОДЕРЖАНИЕ
8 II. Технологии основных сфер профессиональной деятельности Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности; в торговле и общественном питании.Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности. Учащиеся должны знать: Сферы трудовой деятельности Учащиеся должны иметь представление: Специфику профессиональной деятельности в различных сферах производства.
9 III.М ИР профессий Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК). Учащиеся должны знать: определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»; подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Учащиеся должны уметь: называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии; приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии; определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»); называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»); формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
10 IV.Познавательные процессы и способности личности Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Учащиеся должны знать: определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; качества внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; виды мышления; формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; основные операции мышления; основные качества мышления; определение понятия «способности»; основные виды способностей; особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта. Учащиеся должны уметь: называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительные особенности различных видов памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга; определять особенности своего внимания; объяснять, как происходит познание окружающего мира; перечислять формы чувственного познания; в перечислять типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; перечислять основные мыслительные операции и качества мышления; определять тип своего интеллекта; объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей
11 V. Психология личности Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Учащиеся должны знать: определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия «потребности»; виды потребностей; особенности делового общения; определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов; особенности своей личности; определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность». Учащиеся должны уметь: называть типы нервной системы и их различия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера; выявлять уровень самооценки; называть отличительные признаки видов мотивации; использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; называть различные виды потребностей; указывать основные признаки делового общения; перечислять способы разрешения конфликтов; определять свой уровень конфликтности; объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
12 VII.Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. Учащиеся должны знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры». Учащиеся должны уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры. Учащиеся должны иметь представление: о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
13 VIII.Обобщение Построение личного профессионального плана. Зачет. Учащиеся должны знать: определение понятия «личный профессиональный план». Учащиеся должны уметь: провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
14 Предполагаемые результаты: Занятия элективного курса должны помочь учащимся девятых классов: 1. Поддержание мотивации обучающихся к изучению предмета технологии 2. Ознакомлению учащихся с многообразием мира профессий, помочь соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности 3. Ознокамлению с «технологией» поиска работы 4. Составлению и формированию личной папки с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях 5. Ознакамлению на практике со спецификой выбранной профессиональной деятельности
15 Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/авт.- сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина; под редакцией Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Самоопределение учащихся: пособие для учащихся VIII-IXклассов /А.В. Меринков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 Средства, реализуемые с помощью компьютера: CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева презентации по ключевым темам курса; интернет-ресурсы; Список литературы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.