Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРодион Бахолдин
1 «Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман)
2 Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС
3 Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
4 Цели и задачи системы оценивания устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут; давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования; повышать объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся; обеспечивать условия для самооценки и самоконтроля; обеспечивать мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся; обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
5 Оценка и отметка…? оценка словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос. отметка фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
6 Ожидаемые результаты школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка позволяет: осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей; использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения); ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с не реалистическими ожиданиями проверяющих. опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
7 Оценка универсальных учебных действий Система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ относится к нормативному сопровождению государственных стандартов общего образования второго поколения согласно Концепции стандартов. Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ являются Требования к результатам освоения образовательных программ начального, образования. Планируемые результаты освоения этих образовательных программ и Универсальные учебные действия, которые включают: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
8 Основные требования системы оценивания знаний учащихся Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной. Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся. Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
9 Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности). Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок.
10 Система безотметочного обучения в 1-2 классах Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. Безотметочное обучение вводится в 1-2 классах начальной школы как система контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся, ориентированная на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей – и призвано способствовать, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
11 Критерии контроля, оценки, самоконтроля, самооценки усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу) сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания Критерии контроля, оценки, самоконтроля, самооценки
12 Оценивание достижений планируемых результатов обучающихся 3-4 классов стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; комплексные (интегрированные) контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; тестовые работы; самоанализ и самооценка.
13 Функции оценки диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника
14 Описание системы оценки результатов 1-е правило. Что оцениваем? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, мета предметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
15 2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. 3-е правило. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
16 4-е правило. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных не персонифицированных результатов по классу. Они заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
17 Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решени 5-е правило. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
18 За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 6-е правило. По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
19 либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).
20 7-е правило. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
21 Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки характеристики) определяется предметная отметка по 5-ти балльной шкале, принятой в образовательном учреждении. 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня»
22 Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку
24 Учителю на заметку Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.